Смекни!
smekni.com

Концепции локальных цивилизаций 2 (стр. 3 из 3)

Третий круг проблем, в-третьих, связан с надломом и разложением цивилизаций. Из тридцати цивилизаций только четыре или пять оказались мертворожденными, из двадцати шести остальных не менее шестнадцати прекратили свое существование (египетская, андская, китайская, минойская, шумерская, античная, вавилонская, мексиканская, арабская, юкатанская, спартанская и оттоманская). Из десяти оставшихся полинезийская и номадическая переживают агонию, а семь из восьми оставшихся находятся под угрозой уничтожения или ассимиляции с западной цивилизацией. Разное число цивилизаций у Тойнби как раз и определяется гибелью цивилизаций.

Стадия упадка состоит из надлома, разложения и гибели цивилизации. Между надломом и гибелью цивилизации нередко проходят столетия, а иногда и тысячелетия. Например, надлом египетской цивилизации произошел в XVI в. до н.э., а погибла она только в V в. н.э. Период между надломом и гибелью охватывает иногда почти 2000 лет «окаменевшего» существования. Около 100 и 800 лет прошло соответственно между надломом и гибелью шумерской и античной цивилизаций.

Большинство цивилизаций, очевидно, обречено на гибель. Что касается западной цивилизации, то, несмотря на все присущие ей симптомы надлома и разложения, Тойнби все еще не теряет надежды на ее выживание.

Основное отличие стадии разложения от стадии роста цивилизации состоит в том, что на стадии разложения цивилизация не может дать успешный ответ на вызов среды, т.е. овладеть новыми обстоятельствами. Стадия надлома цивилизации характеризуется тремя моментами: недостатком созидательной силы у творческого меньшинства, отказом большинства от подражания меньшинству и утратой обществом социального единства. Для удержания непослушного большинства в повиновении меньшинство вынуждено прибегнуть к силе.(3)

В 12-м томе «Постижения истории» Тойнби обобщил ряд важных изменений, сделанных им в теории локальных цивилизаций. Так, были внесены существенные изменения в классификацию цивилизаций: количество развившихся цивилизаций сократилось с двадцати трех до тринадцати. Теория одновариантного жизненного цикла цивилизаций была замещена теорией многовариантности. Тойнби признает, что ошибался, полагая, что все цивилизации развиваются по античной модели, и вводит по крайней мере три различных модели: античную, китайскую и еврейскую.

Концепция культуры П. Сорокина

Русско-американский социолог П.Сорокин (1889-1968) в своем фундаментальном труде «Социальная и культурная динамика» представил развернутую теорию культурных суперсистем. С точки зрения Сорокина, главным фактором, определяющим поведение отдельных людей и характеристики социальных систем, является фактор культуры. Базовым принципом культуры является ценность. Культура, по Сорокину, и есть ценностная система. Вне ценностей культура невозможна. «Лишенные своих значимых аспектов, все явления человеческого взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями и в таком качестве образуют предмет биофизических наук». А поскольку через ценности обнаруживает себя весь спектр явлений культуры, то посредством анализа ценностей можно типологизировать культуру, описать процесс ее развития, спрогнозировать будущее. Критериемдля выявления типа культуры у Сорокина выступает господствующее мировоззрение. В соответствии с этим критерием им выделяются три основныхтипа культуры. Первый - идеациональный - основан на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной ценности и реальности. («Как своим содержанием, так и своей формой идеациональное искусство выражает основную посылку идеациональной культуры - основная реальность- ценность есть Бог. Поэтому тема идеационального искусства - сверхчувственное царство Бога». К этому типу культуры Сорокин относит прежде всего европейское средневековье (до 12 в. включительно, хотя, по его мнению, уже к середине этого века началось разрушение идеациональной системы ценностей). К этому же типу культуры, считает Сорокин, может быть отнесена греческая культура с 8 в. до кон. 6 в. до н.э. и культура брахманской Индии. Второй тип - идеалистический - Сорокин характеризует как смешанный, промежуточный между первым и третьим, т.к. основным принципом его является признание того факта, что реальность частично сверхчувственна и частично чувственна, т.е. идеалистическая культура, иными словами, ориентирована и на Бога, и на человека. Господствующее мировоззрение в идеалистической культуре характеризуется им следующим образом: «…Объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна, она охватывает сверхчувственный и сверх рациональный аспекты, плюс рациональный и, наконец, сенсорный аспекты, образуя собой единство этого бесконечного многообразия». К такому типу культуры Сорокин относит западноевропейскую культуру 13-14 вв. и греческую культуру классического периода.(2) Современную культуру он определяет как чувственную. Чувственныйтип культуры характеризуется непосредственным чувственным восприятием действительности. Основной принцип этой культуры - объективная действительность чувственна, культура эта свободна «от религии, морали и других ценностей» («Чувственное искусство живет и развивается в эмпирическом мире чувств. Реальный пейзаж, человек, реальные события и приключения, реальный портрет, - таковы его темы. Фермеры, рабочие, домашние хозяйки, девушки, стенографистки, учителя и другие типажи - его персонажи… Его цель - доставить тонкое чувственное наслаждение: расслабление, возбуждение усталых нервов, развлечение, увеселение… Оно свободно от религии, морали и других ценностей, а его стиль «искусство ради искусства».) Современное состояние чувственной культуры Сорокин оценивает с негативных позиций. Все большее регулирование всех областей жизни, коммерциализация искусства, смешение стилей, потеря гуманистического идеала, придание ценностям относительного характера - все это свидетельства обреченности западной культуры. Вместе с тем сам кризис культуры Сорокин рассматривает как необходимый, но мучительный этап зарождения новой, совершенной, прогрессивной культуры. Иными словами, причина кризиса западной культуры усматривается Сорокиным в процессе смены типа культуры. Процесс этот длителен в историческом масштабе (охватывает столетия) и сопровождается глубочайшим кризисом «уходящей» культуры, затрагивающим всю социальную систему. Не изменяя через кризис свою форму, т.е. господствующее мировоззрение, всю ценностную систему, культура обрекает себя на омертвление. Сорокин верил в прогрессивное развитие человечества, на смену утратившей гуманный характер культуре, считал он, должна прийти культура иного типа, которая будет основана на новых созидательных ценностях и откроет новые возможности для самореализации человека.

Заключение

Из всех теорий культурно-исторических типов я считаю наиболее верными теорию Н. Я. Данилевского и концепцию круговорота «локальных цивилизаций» А. Тойнби. Я разделяю точку зрения Н. Я. Данилевского, что существует множество цивилизаций, созидательных в разных областях деятельности, которые в совокупности составляют бесконечно богатый гений человечества. По теории А. Тойнби, в отличие от теории Шпенглера, цивилизация не рассматривается как итог упадка культуры, развитие цивилизации происходит из-за «вызова» окружающей среды и «ответа» на него, цивилизация не обязательно умирает, только в случае неадекватности вызова ее возможностям. Я не согласна с положением теории Н. А. Бердяева, что народ обладает чувством истории, если только он свободен. Концепция культуры П. Сорокина интересна тем, что на смену сегодняшней культуре должна прийти культура нового типа.

При знакомстве с культурологическими концепциями прежде всего обращает на себя внимание множественность и разнообразие как самих концепций, так и огромное различие теоретических подходов и направлений. Причина этой множественности обусловлена целым рядом обстоятельств: во-первых, различием теоретических подходов и методов научного познания, во-вторых, различием мировоззренческих позиций. Наконец, множественность и различие теоретических подходов, направлений и школ культурологии обусловлены сложностью и многомерностью самого явления культуры.

Литература

1. Философия : элементарный курс : учеб. пособие / В. Ш. Сабиров, О. С. Соина. – М.: Гардарики, 2006.- 287с.

2. [электронный ресурс]- [2008]- Открытый доступ: http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik/posob_1_kt.html

3. [электронный ресурс]- [2008]- Открытый доступ: http://www.alleng.ru/d/cult/cult024.htm