Смекни!
smekni.com

Древний Египет 6 (стр. 5 из 5)

При Птолемее Филадельфе — покровителе ученых и поэтов, Мусей и Александрийская библиотека достигли наивысшего расцвета. Греческий путешественник Страбон (64 до н. э. — 24 н. э.) в своем сочинении «География» описал Александрию с ее хорошо продуманной планировкой, прекрасными общественными зданиями, дворцами, храмами, театром и гимнасием. Кроме Мусея с библиотекой город славился одним из семи чудес света античного мира — Фаросским маяком.

Однако глубокого проникновения греческой культуры среди египетского населения не произошло, так как греки всегда оставались правящим меньшинством в стране. Рост и упрочение царства привело к быстрому превращению Александрии в крупнейший торговый и культурный город Востока. Тем не менее, в Египте при Птолемеях и римлянах никогда не было большого количества эллинистических городов. В городах Птолемаиде, Навкратисе, Арсиное в Файюмском оазисе проживали большей частью греки и эллинизированные египтяне. О городе Птолемаиде, самом большом из городов Фиваиды, Страбон говорит, что он «имеет государственное устройство по греческому образцу». Сохраняли свое значение и некоторые старые города — Мемфис, Оксиринх, Гермонт, Фивы (Диасполис Магна), Эдфу.

В трехъязычной надписи на Розеттском камне содержатся восхваления жрецами Птолемея V Эпифана (205-180 до н. э.) за благодеяния и льготы, оказанные царем храмам. Желая укрепить свое влияние и заручиться поддержкой египетского жречества, цари из династии Птолемеев строили храмы, планировка и архитектура которых восходили к типу храма, выработанному еще в эпоху Нового царства. Имена греческих владык записывались иероглификой и заключались в царские картуши, на стены святилищ помещались их изображения в облике и со знаками власти египетских фараонов, подносящих жертвы египетским божествам. От эпохи Птолемеев сохранились хорошо сохранившиеся храмы в Хора в Эдфу, Хатхор в Дендера, Исиды на острове Филе, Себека и Хароериса (локального варианта бога Хора) в Ком-Омбо. Синтез античной и древнеегипетской традиций в изобразительном искусстве породил новый своеобразный тип греко-египетского искусства.

Вступление легионов Октавиана в Александрию в августе 30 н. э. положило конец независимости Египта, включенного в римские владения на правах особой провинции, управляемой императорским префектом. Октавиан предпринял меры для улучшения экономического положения в Египте, что создало условия для культурного подъема в стране. Римские императоры, как и их предшественники Птолемеи, толерантно относились к культам египетских богов и, следуя уже сложившейся идеологии, изображались в облике фараонов. Они достраивали и расширяли уже существующие и возводили новые храмы. На острове Филе к храму Исиды был добавлен изящный «Киоск Траяна».

К сожалению, о городах римского времени известно немного, учитывая то, что римляне их в Египте почти не строили. Александрия украшалась новыми пышными постройками, восстанавливались прежние. Город приобрел ряд типично римских сооружений: арки, акведуки, колоннады вдоль уличных магистралей, амфитеатр, цирк, термы. Также в Египте появились воздвигаемые по всей империи храмы в честь гения императора — такова была идеология, укреплявшая разноплеменное население римской империи. Романизация коснулась и других египетских городов, хотя не изжила древней традиционной культуры, которой следовали простые египтяне. Выдающимся примером синтеза египетского и римского искусства можно рассматривать катакомбы Ком-эш-Шукафа в Александрии, в которых запечатлены сложные образы греко-египетских божеств. Переосмысление римлянами египетского обычая помещать на лицо умершего погребальную маску привело к возникновению нового явления в искусстве — «файюмским портретам». Синтетический сплав греко-римской и египетской культур привел к новым формам в искусстве и религии, но Египет так и не был романизирован и нивелирован настолько, насколько были романизированы и латинизированы западные провинции римской империи.