Смекни!
smekni.com

Культура как специфический человеческий мир общая характеристика (стр. 16 из 23)

Знание противоречий углубляет понимание морали, попытка отказа от одной из сторон антиномии ведет к упрощению проблемы и односторонности.

- Моральные требования и ценности, обращенные к человеку, имеют объективное значение и происхождение, ибо они не могут зависеть от чьих-либо симпатий и антипатий. Однако человек обладает свободой воли и сам определяет свои ценности, нормы и поведение. Поэтому мораль не может выступать для него как объективная, навязанная извне. Для каждого человека его моральные взгляды - это его свободно избранные взгляды. Таким образом моральный закон и субъективен, и в то же время объективен. Признание только субъективной стороны неизменно ведет к мысли, что сколько людей, столько и мнений, и все относительно и никакой объективной, правильной оценки поведения не может быть. Признание только объективной – ведет к тому, что поведение не есть результат собственного выбора, а навязано чужой волей, и в таком случае человек не ответственен за зло в мире.

- Моральный закон безличен, он формулируется так, что исходит как бы ниоткуда, не опирается ни на чей авторитет. Его автором не являются ни социальные группы, ни конкретное общество. Попытки приписать авторство классам, обществу приводило к тому, что в морали выражались классовые или общественные интересы. Это всегда вело к деградации, ибо ни одна социальная общность не может претендовать на замещение общечеловеческого.

- Мораль предстает перед человеком как нечто объективно всеобщее, единое везде и всегда, не зависящее от изменчивых и преходящих условий и авторитетное для всех людей, то есть как нечто абсолютное. В то же время практика показывает, что абсолютность нравственных норм применительно к жизни не выполнима. Быть честным, не убивать, не красть - норма. Однако быть честным перед врагом - предательство. За убийство на войне поощряют, красть чужие секреты - профессия разведчика.

- Требования морали выступают как предстоящая перед человеческой волей необходимость. Подчинение этой необходимости не может быть моральным, ибо доброта, честность, и порядочность по принуждению невозможны. С другой стороны, поведение в соответствии с моральными требованиями обязательно предполагает принуждение, без которого поведение детерминируется естественной склонностью или его заинтересованностью, но не моралью. Моральное поведение предполагает наличие именно моральной мотивации, включающей добровольное самополагание воли и автономию духа. Мораль оказывается во всех случаях и объективной необходимостью, и областью принуждения, и сферой субъективной свободы.

- Опираясь на представление о чувственно-эмоциональном и рацио­нальном уровне мотивации человеческого поведения, можно отметить, что мораль, с одних позиций, связывается исключительно со способностями разума и противопоставляется стихии эгоистических чувств и страстей. Человек как существо сознательное только посредством разума может адекватно осознавать свое моральное предназначение, в то время как сущест­во чувствующее и стремящееся, он приближается якобы к животному способу бытия и оказывался чужд мора­ли. Но, с других позиций, только даваемая чувствами непосредственность переживания своего бытия пред­ставляется единственным источником бескорыстных поступков, продиктованных именно чувствами состра­дания, милосердия, человечности, в то время как рас­четливая осмотрительность оказывается чужда морали.

- Близкой к этой антиномии являются пред­ставления о морали, с одной стороны, как о чем-то бескорыстном, благородном и возвышенном, чуждом утилитарным интересам и целям, а с другой — обяза­тельно служащей цели и приносящей пользу людям.

Таким образом, можно констатировать, что область морали объединяет огромное множество разнородных явлений и представляет собой некое единство проти­воположных определений — она и естественна, и сверхъестественна, и объективна, и субъективна, и сфера необходимости, и область свободы, и абсолют­на, и относительна, и разумна, и неразумна, и целесо­образна, и бескорыстна, самодостаточна.

Наличие противоречий в морали усложняет нравственную жизнь, делает более трудным нравственный выбор. Однако в каждой моральной ситуации человеку приходится делать выбор, поскольку важнейшей характеристикой его бытия является свобода. Человек, в отличие от животных, не запрограммирован на определенное поведение. Он свободен в выборе целей и ценностей. Свобода – одна из общечеловеческих ценностей, отражающая неотъемлемое право человека реализовать свою волю. Свобода - это характеристика действия, совершенного со знанием и учетом объективных ограничений, по собственному волеизъявлению и в условиях выбора возможностей.

Свобода является условием существования морали, поскольку в морали не действуют никакие другие причины, кроме свободной причинности. Человек сам определяет, как он будет поступать, и на его решение не могут повлиять никакие внешние причины - ни обстоятельства, ни общественные мнение, ни угроза наказания или даже жизни.

Представляет интерес обращение в контексте осмысления нравственности и культуры к негативным архетипам человеческого поведения: нарциссизму, агрессивности, лицемерию.

Нарциссизм — форма выражения эгоистического начала в че­ловеке, связанная с самолюбованием, с завышенной самооцен­кой своих физических, интеллектуальных данных и творческих возможностей. По древнегреческой мифологии Нарциссу с детства была уготована долгая жизнь, если он никогда не увидит своего лица. Однажды он заглянул в воду и, увидев свое отражение, влюбился в себя и умер от этой любви. На месте его гибели вырос цветок. Имя Нарцисса стало нарицательным.

Агрессивность - поведение и дей­ствие, направленное на нанесение физического или морального ущерба, вреда или уничтожения. Агрессия — реакция на негатив­ные обстоятельства, собственную неправоту, неудачи. Это — ус­тойчивая черта субъекта, в которой кроется архетипическое стрем­ление защитить себя. Фрейд имел в виду, в первую очередь, инстин­кты агрессивности и эгоизма, говоря о культурных формах их трансформации и канонизации в обществе.

Лицемерие — отрицательное моральное качество, суть которо­го состоит в том, что заведомо безнравственное действие, совершаемое в эгоистических целях, по низменным мотивам, трактуется как моральное. Лицемерие порождает вероломство, клевету, хамство.

3. Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на нравственность. Всеобщие законы нравственной жизни, преломляясь через конкретно-исторические условия, национальные, классовые, групповые различия, порождают многообразие нравов. Однако в этом многообразии можно выделить и общие тенденции, которые характерны для той или иной эпохи. В XX веке усиливается общечеловеческое начало в нравственности. Эко­номика, политика, торговля, средства коммуникации настолько прочно связали все части света между собой, что народы все в большей мере осознает свое единство. У человечества единая моральная история и каждый народ вносит свой вклад в общее нравствен­ное развитие.

У всех народов одинаково устроено моральное сознание, все пользуемся одними и теми же понятиями добра, чести, долга. Одинаковы переживания стыда и вины, муки совести и раскаяния. Общечеловечен в морали способ мышления, стиль рассуждения, "золотое правило нравственности". Наконец, есть ряд общечеловеческих норм и предста­влений. Для всех очевидны ценность сострадания, вежли­вости, великодушия, всегда актуальна забота здоровых, старших и сильных о больных, младших и слабых. Все на­роды сформулировали заповеди; "не убий", "не укради", 'не прелюбодействуй", "не лги". Содержание их со време­нем обретает все более глубокий смысл. Современные представления о достойной человека жизни сформулиро­ваны во Всеобщей декларации прав человека.

Коренная гуманизация всего общественного миропо­рядка в конце XX века стала тенденцией. Человек и его жизнь провозглашены абсолютной ценностью. Перед лицом возможного всеобщего уничтожения жизнь стала считаться безусловным правом человека. Во многих странах отменена смертная ка­знь. Отвергается не только убийство, но и всякое насилие как таковое. Движение Неприсоединения к военным бло­кам, охватившее уже более ста государств, является се­рьезным фактором мировой политики. Весь мир вклю­чился в борьбу с терроризмом. За­поведь "не убий" приобретает глобальный смысл, фор­мируется экологическая этика.

Сфера применения морали расширяется. Все чаще политика увязывается с применением нрав­ственных критериев. Декларирован такой под­ход, при котором отвергаются (или хотя бы осуждаются) политически выгодные, но безнравственные решения. Че­ловеколюбивая политика провозглашается и в качестве более целесообразной. Идет речь о справедливом эконо­мическом порядке в мире, т.е. о распространении нрав­ственных представлений на сферу производства и обмена. В целом, если люди и не стали строже соблюдать нормы морали, то они все более остро реагируют на их наруше­ние.

Ряд нравственных проблем обусловлен научно-технической революцией. НТР привела к серьезным изменениям в условиях жизни людей. Здесь необходимо подчеркнуть, что сущность человека, нрав­ственные основы бытия не определяются напрямую наукой и техни­кой. Они имеют более глубинные основания. Более того, многие мыс­лители вполне резонно отмечают, что естественные науки не в со­стоянии ответить на смысложизненные вопросы, обосновать те или иные ценности. В нача­ле века С.Н. Булгаков писал, что перед последними вопросами жизни и смерти, доб­ра и зла наука стоит безответно теперь, как и прежде. «Наука не решает вопрос о ценностях», - утвер­ждал Б.Рассел. Если свести жизнь человека к по­знанию мира, то обедняется эмоциональная сфера ли­чности, расцветает прагматизм, когда окружающие люди превращаются в средство для достижения научной цели. Наука, однако, не единственная форма общественного сознания, и в сфере определения ценностей человеческой жизни руководствоваться только ее советами недостато­чно. Исходные постулаты морали не доказываются таким же образом, как геометрические теоремы. Они в определенной мере обосновываются чувством, принимаются на веру.