Смекни!
smekni.com

Культура как специфический человеческий мир общая характеристика (стр. 20 из 23)

Анализируя развитие техники, можно отметить, что производство и совершенствование техники – это процесс изменения искусственной среды, созданной человеком. Деятельность человека обусловлена социальными, а не чисто природными законами, и сложившейся системой социокультурных ценностей. Однако, создавая искусственный мир вторичной природы, человек, так или иначе, копирует первичную природу и потому не может игнорировать ее законы. Таким образом, процесс развития техники детерминирован не только внутренней, технологической логикой, но и внешней многообразной системой социальных и культурных факторов.

Одним из таких факторов является развитие науки. До эпохи Нового времени наука и техника развивались относительно самостоятельно друг от друга, связь между ними не была системной. И лишь в XVI-XVII веках, в связи с первой промышленной революцией (возникновением мануфактурного производства), а затем и второй промышленной революцией (возникновение машинного, индустриального производства) развитие науки начинает ориентироваться на потребности техники. Более того, создание и массовое внедрение машин в XVIII-XIX вв. означало важный этап в прогрессе науки и техники: машины брали на себя выполнение физических функций человека, части его мускульного труда.

Но лишь со второй половины XX века с появлением и широким распространением электронно-вычислительных машин, компьютеров происходит коренной переворот в развитии орудий труда, науки и техники, получивший название научно-технической революции. Начинается сближение и тесное объединение науки, техники и производства, они развиваются вместе. Научно-техническая революция – это процесс глубоких, качественных перемен во всех сферах жизни общества, вызванный превращением науки в непосредственную производительную силу, компьютеризацией и информатизацией общества. НТР не только в огромных масштабах увеличивает производительные силы общества, усиливает и глобализирует воздействие человека на природу, но и прямо или косвенно вызывает серьезные изменения в экономике, социальной, политической и духовной жизни общества. В этом и состоит социокультурный смысл НТР.

НТР многогранно ускоряет процесс глобализации в обществе: экономические, социальные интеграционные процессы, формирование мирового рынка, ломка границ национальных культур; закладываются основы будущей мировой цивилизации. На первый план выходят общечеловеческие ценности. С другой стороны, глобализируются и многократно обостряются проблемы, состоящие перед человечеством: проблема всеобщей ядерной катастрофы, экологические, экономические культурные проблемы, проблема борьбы с преступностью, терроризмом и другие. Теряется самобытность национальных культур, размываются национальные особенности народов, их менталитет, происходит наступление некой мировой массовой культуры, в которой преобладающую роль играет американский образ жизни. На этом разворачивается противоположный интеграции процесс – рост национального самосознания.

НТР поставила целый ряд проблем во взаимоотношениях между элементами системы «человек-наука-техника». С одной стороны, НТР играет позитивную роль в развитии человека: многократно расширяет творческие возможности человека; помогает реализовать его природные задатки; умственный труд; повышает «разрешающую силу» человеческого мозга и т. д.

С другой стороны, глобальная компьютеризация несет угрозу превращения человека в придаток «мыслящих» машин, угрозу «механизации», а, следовательно, обезличивание человека. В результате нарастает деформация духовного мира человека, духовной коммуникации и связей; духовные ценности, творения превращаются в голую, обезличенную информацию, рассчитанную на усредненного массового потребителя и нивелирующую индивидуально-личностное восприятие. Происходит «механизация» взаимоотношений между людьми, теряется диалогичность общения, проявляется синдром «дефицита человечности», усиливается тенденция духовной и физической деградации человека.

Компьютерная техника предъявляет высокие требования к профессиональному уровню человека, способствует росту творческого начала в работе и научно-исследовательской деятельности, развивает системность мышления, профессионализм, осознание своего места и значения на работе и в обществе. Одновременно происходит обезличивание результатов человеческого труда, возрастает угроза духовной односторонности в развитии человека и формирования технократического типа личности.

НТР определяет собственные ценностные ориентиры в сознании общества. Акцент делается на доминировании материальных ценностей. Массовая культура, реклама, пропагандируют потребительский образ жизни, подчинение духовных ценностей материальным. Безграничное развитие науки и техники преподносится само собой как разумеющаяся ценность. В результате накопленные человеком многие культурные, нравственные, этические, религиозные нормы объявляются «рудиментами», препятствием на пути прогресса и подлежат «переоценке» или устранению. С данной проблемой человечество столкнулось в ходе разработки и создания различных систем оружия массового уничтожения, научных исследований в области генной инженерии и биомедицины, экспериментов по клонированию и т. д. Более того, в соотношении «техника-человек» предпочтение все более отдается техническому фактору, машинному интеллекту. Современная культура переживает серьезный кризис технической цивилизации, связанный с тем, что человеку и самой культуре остается все меньше места в системе техногенных ценностных измерений.

X. ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

1. Искусство как способ эстетического освоения мира. Виды и функции искусства.

2. Искусство среди других сфер культуры.

3. Формы художественного сознания: классицизм, реализм, символизм и модернизм.

4. Формирование нового художественного сознания в ХХ веке. Сущность постмодернизма.

I. Человек осваивает окружающий мир не только с помощью разума в форме научных истин, но и посредством чувств, чувственных переживаний. Эстетическое постижение мира, наряду с религией, наукой и другими формами общественного познания, занимает одно из важных мест в иерархии духовных ценностей. Основатель эстетики как науки - немецкий ученый А. Баумгартен (1714-1762), определял эстетическое как способность чувственного познания, которое достигает совершенства в искусстве. Центральными ее понятиями являются красота, отожествляемая с совершенством чувственного познания, предполагающим «развитость» ощущений, эмоций, памяти, интуиции, остроумия, воображения, и искусство как наивысшее ее выражение.

Эстетическое отношение человека к окружающей действительности, понимаемое часто как способность воспринимать красоту, гармонию и совершенство форм, отнюдь не исчерпывается лишь прекрасным и его художественным отражением в искусстве. Эстетика равно проявляет интерес к многочисленным его разновидностям: трагическому, комическому, возвышенному, низменному, безобразному, ужасному и т.д., представленным не только в формах искусства, но и в жизни, в реальной действительности.

Способность к эстетическому переживанию, эстетической оценке формировалась в процессе активного освоения человеком окружающей действительности, приспособления к своим нуждам природных сил, условий и факторов социального взаимодействия, их очеловечивания, приложения к ним «человеческой меры».

Эта способность к эстетическому освоению мира наиболее ярко проявлялась в художественном творчестве, в искусстве. Искусство - эта особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах. Иначе говоря, специфика искусства обусловливается художественно-образной формой отражения действительности, особым способом мышления - «мышлением в образах» в отличие от логического мышления, «мышления в понятиях». Определение искусства как «мышления в образах» подчеркивает одну из главных его особенностей, которая осознавалась уже античной эстетикой, - способность искусства объективно отображать действительность, воспроизводить реальный мир и раскрывать сущность вещей и явлений. В данном определении искусство предстает разновидностью человеческого знания, обладающей познавательной способностью.

Однако в отличие от науки, искусство связано, прежде всего, с переживаниями и эмоциями; оно предполагает не волевое преобразование окружающей среды и не ее «научное изучение», а преимущественно чувственное восприятие и субъективное видение, освоение действительности. Недаром выдающийся советский психолог Л.С. Выготский определял искусство как «общественную технику чувства», как «совокупность эстетических знаков, направленных к тому, чтобы возбудить в людях эмоции» (Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968, С.17). Призванное «раскрывать истину в чувственной форме» (Гегель), «исправлять природу» (Вольтер), не просто отражать действительность, а «отражать, отрицая или благословляя» (В. Г. Короленко) - искусство имеет особое назначение и призвание как вид духовно-практической деятельности.

Наряду с чувством важнейшим элементом искусства является образность. Искусство - это «образ», образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в слове, в звуках, красках, форме.

Художественное творчество, таким образом, можно определить как продукт человеческих переживаний, находящих свое воплощение в образах. Произведение искусства заключает в себе синтез образа и чувства, одинаково необходимых друг другу, ибо «без чувства образ пуст, а без образа чувство слепо» (Б. Кроче).

Для того чтобы стать явлением искусства образное мышление, присущее так или иначе каждому человеку, должно получить воплощение в материале конкретного вида искусства, т.е. искусство включает в себя и образное мышление и практическую деятельность людей, наделенных уникальной природной способностью - умением творить в форме художественных образов с помощью особых средств выразительности: