Смекни!
smekni.com

Древнейшие монастыри тульской земли (стр. 4 из 4)

Деловцы, уже попавшие на Черту - то в одиночку, то группами, - отваживались на побег: бежал даже сам засечный голова и его потом долго искали по уезду. Бежавших ловили, ”били батоги нещадно” и воз­вращали на засеки. Тем не менее число бежавших оста­валось велико, например, в Веркушской засеке из разнаряженных туда 2677 деловцев ”в естех” (от слова “есть”) было 1639, а”в нетах” (от слова ”нет”) 1038 человек.

Стремление части деловцев любой ценой освободитьcя от работы на Черте создавало благоприятные усло­вия для мздоимства. Люди, владевшие властью и лишен­ные совести, используя сложившуюся обстановку, за взятки отсылали желающих домой. Мзду брали и алты­нами, и бочонками с медом, и неоплачиваемой работой в хозяйстве взяточника. Мадоимствовали не только мел­кие сошки, но и крупные представители власти. Так, вое­воды Веркушской и Кортосеневской засек Вельяминов и Колтовский были уличены во взяточничестве, сняты с должностей, судимы и заключены в тюрьму. Царским указом оба мздоимца были приговорены к смертной каз­ни, замененной ”по просьбе царевича”, как сказано в указе, битьем ”по торгом (на торговой площади) кнутом нещадно... чтоб на то смотря иным неповадно было так воровать”. Царевич, конечно, тут был ни причем - просто правительство сочло негожим завершить сооружение Большой засечной черты, крупнейшего го­родового дела эпохи, публичными казнями.

Уклонения от работы на Черте существенно сокра­щало число фактически работавших. Из 27,5 тыс. чело­век по первоначальному расчету на Черте работало только около половины. Тем не менее гигантский объем тяжелых и крайне трудоемких работ был осуществлен в заданный короткий срок - от мая до начала октября 1638 года. Действительно велико было ”радение и поспешание”, с которым тысячи деловцев работали на Чер­те. Никогда за всю свою средневековую историю тульский край не был местом осуществления такого грандиозного городского дела и такого яркого проявления посошной повинности. Восстановление Засечной черты в 1638 го­ду силами и средствами всего государства было осяза­тельным выражением круговой ответственности, связы­вающей Москву и окраины в деле государственного стро­ительства.

Ориентировочные сведения о местоположении Боль­шой засечной черты дают в наше время в основном ма­териалы архива Разрядного приказа и писцовые книги. Источники эти не представляют, однако, абсолютно до­стоверных сведений, поскольку ориентиры, на которые они ссылаются, часто уже утрачены или нанесены на современные карты поданным названием. Этим, в част­ности, объясняется неидентичность схем Засечной чер­ты, приводимых в трудах разных авторов. Проверке и уточнению архивных данных помогают археологические изыскания и натурные обследования и замеры.

Список литературы.

1. Уклеин В.Н. След времен минувших. Тула., 1991. 96 с

2. Уклеин В.Н От Оки до Куликова поля. Тула, 1970, с. 110.