Смекни!
smekni.com

Исторические типы культуры (стр. 2 из 6)

На основе этноцентризма возникло такое негативное явление современной культуры, как национализм - теория и практика пре­восходства одной нации над другой.

В рамках европоцентристской модели к XX в. начала склады­ваться идея особой мессианской роли Америки, призванной стать форпостом развития новой совершенной культуры, основанной на религиозной и гражданской свободе и равноправии всех социальных и этнических групп. Ее цель - распространить новые культурные ценности на все культурные регионы. Результатом такой политики стало оправдание насилия и геноцида как внутри страны, так и за ее пределами. Современные идеологи американоцентризма ратуют за создание единой, глобальной общечеловеческой культуры. Но на деле источником универсализма оказывается все тот же американоцентризм.

Этноцентризму противостоит культурный релятивизм - точка зрения, согласно которой нельзя понять другую культуру, если ана­лизировать ее в свете ценностей собственной культуры. Культурный релятивизм означает также признание возможности существования иной системы ценностей, свойственной другой культуре, и уважи­тельное отношение к ней. Очевидно, что самый эффективный путь развития культуры - сочетание этноцентризма и культурного реля­тивизма, что позволило бы осуществить гармоничное взаимодейст­вие различных этносов, населяющих сегодня планету.

Профессиональная и народная культура.

Профессиональная культура отличается своей институцио­нальной формой. В рамках профессиональной культуры создаются учебные заведения для подготовки специалистов, возникают струк­туры, обеспечивающие социальное функционирование культуры (музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, концертные залы, НИИ и т.д.), формируются учреждения, руководящие культурной деятель­ностью (министерства, комитеты, управления и т.д.). Можно выде­лить также такие отличительные особенности профессиональной культуры, как опора на научные теории, разделение на творца и по­требителя.

Профессиональная культура - это универсальная система, включающая профессиональные знания и ценности, которые в виде образцов и норм, принятых в конкретной профессиональной облас­ти, регулируют профессиональную деятельность.

Народная культура в историческом прошлом в значительной мере совпадала с этнической. Затем она обрела ярко выраженную национальную окраску и стала культурой определенных социальных слоев. Такая традиционная народная культура определяла и норми­ровала все аспекты жизнедеятельности общины. Народная культура проявляется в укладе жизни, формах хозяйственной деятельности, обычаях, обрядах, типах семьи и воспитания, характере жилища, одежде, питании, преданиях, отношениях с природой и т.д. Особое место в народной культуре занимает фольклор. В современной куль­туре к народной культуре относят не только прошлые традиции на­рода, но и любительское художественное творчество.

Если человек идентифицирует себя с народом, с его традициями в стереотипах поведения, обыденных представлениях, выбирает народ­ные формы проведения досуга, он представитель народной культуры.

Для того чтобы точнее охарактеризовать сущность народной культуры, нужно выявить ее особенности.

Традиционность — важнейшее качество народной культуры. Традиции определяют ценности, нормы и смысл народной культуры. Они формируются обычаями и сопротивляются инновациям. Изме­нение традиции не имеет продуманного характера. Кроме того, именно традиция является социальным механизмом передачи цен­ностей народной культуры. Это значит, что навыки здесь передают­ся при непосредственном общении мастера и ученика, минуя инсти­туционально-организационные формы.

Образная интерпретация опыта. В народной культуре исполь­зуются не логические формы изложения знания, не доказательства, а мифопоэтические образы и символы.

В наше время особенностью народной культуры является ее не­профессиональный статус, неспециализированный характер куль­турной деятельности, что не исключает высокий уровень мастерст­ва, в основе которого лежит свободное владение традицией.

Элитарная и массовая культура

Деление культуры на профессиональную и народную подчерки­вает факт институционализации культуры, ее разделения на творца и потребителя. Такое разделение связано с наличием в структуре куль­туры образований, направленных на инновационную, творческую деятельность или, напротив, на тиражирование существующих куль­турных образцов, их адаптацию к запросам и возможностям куль­турного большинства.

Элитарная культура является культурой привилегированных групп общества и характеризуется принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточ­ностью. Элитарная культура сознательно противостоит культуре большинства, но нуждается в последней, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, разрушая ее шаблоны. Надо иметь в виду, что культурная элита не совпадает с властной и часто противостоит ей (Сократ,

Элитарную культуру отличает высокий уровень инноваций. Для создания и внедрения новых культурных образцов представители элитарной культуры могут вырабатывать свой особый язык (созда­ние особых языков науки, экспериментирование с литературным языком); использовать нарочито субъективные интерпретации; включать предмет в неожиданный смысловой контекст; делать новое культурно значимым или, напротив, ничего нового не принимать. Таким образом, элитарная культура выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно творческую функцию в ней.

Говоря об отношении элитарной культуры к массовой нужно отметить, что хотя первая всегда высмеивала последнюю, но в XX в. очень часто происходил их взаимопереход. Элитарная культура вторгается в те области, которые имеют по своей природе массовый характер.

Особенности производства и потребления культурных ценно­стей позволили культурологам выделить две социальные формы су­ществования культуры: массовую культуру и элитарную культуру.

Массовой культурой называют такой вид культурной продук­ции, которая каждодневно производится в больших объемах. Пред­полагается, что массовую культуру потребляют все люди, независи­мо от места и страны проживания. Это культура повседневной жиз­ни, представленная самой широкой аудитории по различным кана­лам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

Феномен появления массовой культуры представляется сле­дующим образом. На рубеже XIX - XX вв стала характерной все­объемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: эко­номику и политику, управление и общение людей. Активная роль в различных социальных ролях огромного количества людей была проанализирована в ряде философских сочинений XX в.

Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектом массовой культуры сегодня является не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как смены массовых социальных общностей, постольку субъект "массовой культуры" может рассматриваться как двуединый, то есть одно­временно и индивидуальный, и массовый. В свою очередь понятие массовая культура" характеризует особенности производства куль­турных ценностей в современном индустриальном обществе, рас­считанное на массовое потребление этой культуры. При этом массо­вое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.

Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры

Истоки широкого распространения массовой культуры в совре­менном мире кроются в коммерциализации всех общественных от­ношений. Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена - массовой культуры. Заранее данная коммерческая установка, конвейерное производство - все то во многом означает перенесение в сферы художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства.

В социальном плане массовая культура формирует новый об­щественный слой, получивший название "средний класс". Процессы его формирования и функционирования в области культуры наибо­лее конкретизированно изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена "Дух времени" (1962 г.). Понятие "средний класс" стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот "средний класс" и стал стержнем жизни индустриального об­щества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.

Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является стимулирование по­требительского сознания у реципиента (т.е. у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип — пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и соз­дает личность, которая достаточно легко поддается манипулирова­нию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.

Формируемое массовой культурой массовое сознание многооб­разно в своем проявлении. Однако оно отличается консервативно­стью, инертностью, ограниченностью. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусст­венно создаваемые образы (имиджи) и стереотипы.