Смекни!
smekni.com

Исторические типы культуры (стр. 3 из 6)

Доминирующая культура, субкультура, контркультура

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются большинством членов общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой. В то же время общество включает группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, характерные только для этих групп. Такие культурные образцы принято называть субкультура­ми. Субкультуры могут быть выделены по многим критериям: про­фессиональному, территориальному (городская, сельская культура), демографическому (молодежная, женская), этническому (культура этнических меньшинств), конфессиональная. Таким образом, суб­культура - это суверенное целостное образование внутри домини­рующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, лексикой, атрибутикой. Субкультура является способом институционализации определенных интересов, которых в культуре бесконечно много. С помощью вхождения в определенную субкультуру индивид может разными путями принять и реализовать базисные ценности общества. Отличительной особенностью суб­культурных образований является тот факт, что они не стремятся навязать свое господство в культуре, чаще всего, наоборот, изоли­руют свои признаки от иного культурного слоя. Субкультуры явля­ются очень динамичными элементами структуры культуры и могут развиваться независимо от ядра доминирующей культуры. Сущест­вование субкультур обусловлено сложностью процесса вхождения в мир доминирующей культуры (социализация), а также связано с противодействием стремлению официальной культуры заполнить собой всю жизнь общества. В современной культуре спектр различ­ных субкультур столь широк, что становится все более проблема­тичным выделение единой обобщенной доминирующей культуры.

Говоря о значении контркультуры, заметим, что она является мощным катализатором культурно-исторического процесса и ядром будущих культурных систем. Это первый этап осмысления и первый способ осуществления новых ценностей. Контркультура не переде­лывает мир и не исчезает бесследно, а интегрируется с течением времени в официальную культуру и трансформирует ее. Эволюция контркультурных движений - от тотального нигилизма к умеренно-альтернативному содержанию.

Стремление культуры XX в. к универсальности, постоянный контакт культур друг с другом, миграция привели к появлению мар­гинальной культуры - культуры группы людей, чьи ценности и модели поведения одновременно соотнесены с различными культур­ными системами, но ни в одну не интегрированы полностью. Мар­гиналы (индивиды, их группы и общности) формируются на грани­цах социокультурных слоев и структур в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях. Хотя периоды пере­ходов и кризисов испытывает каждый человек, но маргинал испы­тывает такой кризис относительно непрерывно и таким образом пре­вращается в особый тип личности.

2. Археологическая периодизация

Известно, что хронология, имеющая целью установление отдельных дат и их последовательностей, является одним из основных компонентов археологического моделирования. В соответствии с современными требованиями, она должна строиться на корреляции результатов применения различных методов. В археологии существует масса локальных и региональных хронологических последовательностей. Их сопоставление часто вызывает очень серьезные трудности.

Одним из наиболее перспективных путей установления корреляции между хронологическими последовательностями является поиск внутри них одних и тех же событий. Они, конечно, очень редки и это, обычно, какого-то вида катастрофы (метеориты, вулканические извержения). В настоящее время, особенно в западной археологии, почти обязательным условием исследования является получение абсолютных дат для построения как можно более точного хронологического ряда.

На основе хронологии строится периодизация, которая имеет целью выделение временных интервалов, отличающихся определенными признаками и разделенными теми или иными рубежами.

В I в. до н.э. была написана поэма Лукреция Кара "О природе вещей" ("De rerum natura"), в которой он изложил свое понимание хода исторического развития, прошедшего через четыре последовательных века: золотой, серебряный, бронзовый и железный. Деление на века возникло у древних довольно рано как результат идеализации отдаленного прошлого. По сути дела к этой мысли восходит одна из идей, которая повлияла на формирование всей системы периодизации человеческой истории. Это идея трех веков, легшая в основу технологической периодизации, впервые системно изложенная в работах датского ученого Кристиана Юргенсена Томсена (1788-1865). Однако, будучи строго детерминированной, концепция трех веков теряет свою эвристическую способность в случаях перехода от одной эпохи к другой или в других аномальных ситуациях.

Археологическое время совсем не похоже на наше календарное время. Археология имеет дело с периодами неопределенной длительности. Она может восстановить последовательность явлений, но не может сказать, как долго они длились. Основная трудность заключается в отсутствии прямых соответствий между изменениями в материальной культуре и другими сферами деятельности. Археологические эпохи, по определению М.В. Аниковича, – наиболее крупные периоды, на которые членится история человечества, интуитивно ощущаемые исследователями как более-менее "одинаковые" по своему значению. Несмотря на универсальность применения, в археологии нет точного определения "эпохи", и они часто несопоставимы по конкретному содержанию. Главная причина – отсутствие единого принципа выделения эпох. По мнению английского археолога Майкла Роуланда, основные социальные и экономические изменения не совпадают с переходом от одной технологии к другой, а проявляются, зачастую, позже.

Выработать одну, универсальную периодизацию, по-видимому, невозможно. Но нужно стремиться к более точному определению критериев каждой периодизации, а затем пытаться искать общие моменты между ними. Археологическая эпоха должна определяться массовым распространением и внедрением в повседневную практику качественно нового материала, который не применялся или использовался весьма ограниченно в предыдущее время. Однако в силу неравномерности технологического процесса, археологическая периодизация проявляет себя по-разному, выражаясь в условности хронологических границ. Это, в частности, касается таких понятий как железный век и средневековье восточных и северных регионов Евразии.

Сложность ситуации усугубляется также тем, что во многих случаях археологическая периодизация без каких – либо оговорок мыслится как историческая, хотя она, в лучшем случае, может служить лишь средством построения модели исторического процесса. Периодизация, основанная на индустриально-технологической классификации, обладает определенной самостоятельностью по отношению к исторической и социологической. Методы датирования, основанные на аналогии, допускают изрядную долю субъективизма и неопределенности, что неизбежно сказывается на создаваемых периодизациях. Возникает масса локальных периодизаций, которые порой бывают столь дробными и столь разными, что при обилии названий периодов они не только не способствуют, но, напротив, затрудняют исследовательский поиск.

Исторические периодизации, в основе которых лежали исторические изменения, начали разрабатываться довольно рано. Еще в XVIII в. были сделаны выводы о том, что в истории человечества были разные периоды. В частности, немецкие ученые Иоганн и Георг Фостеры полагали, что человечество прошло периоды детства (дикое состояние), юность (варварское состояние) и зрелость (благонравное состояние).

Различные периодизации строятся, в зависимости от критерия, выбранного исследователем. Очень рано произошло осознание важности появления письменности и возможности регистрировать исторические события. Поэтому мировая история была разделена на две больших эпохи: доисторическую и историческую.

Понятие "преистория" принято, в основном, в западной науке. Оно появилось в 1851 г. в книге Даниела Уильсона "Археологические и доисторические анналы", изданной в Шотландии. Преистория – это период до появления письменности. Он имеет следующие признаки:

Он совпадает с большей частью каменного века и неолита;

Абсолютная хронология для этого времени устанавливается только естественными методами;

Интерпретация находок должна производиться только путем сравнения с этнографией;

Исторические события восстанавливаются ретроспективно;

Преистория имеет дело только с культурными фазами;

От преистории только немногие нити ведут к древним слоям современных европейских народов. Народоведение играет подчиненную роль;

К концу преисторического времени расселение народов было достаточно широким. Это предмет палеоэтнологии.

Протоистория хронологически меньше, чем поздняя доистория ("преистория"). Это период в жизни человечества после появления письменности, но вне тех областей, где есть письменные источники. Он имеет следующие характеристики:

Совпадает с меньшей частью каменного века (энеолит), охватывает бронзовый и железный века;

Для датировок применяется абсолютная хронология в комбинации с историческими датами;

Интерпретация находок возможна на основании письменных источников;

Можно восстановить исторические события;

Распространены культуры, предшествующие цивилизациям;

Народоведение играет большую роль;

После появления письменности область протоистории сокращается.

Близкая идея нашла признание и в отечественной литературе. Она отразилось в разделении всех обществ на две большие группы и, соответственно, на две хронологические эпохи. Последние, однако, не рассматриваются как строго последовательные. Общества, развивающиеся до появления цивилизации, называют ойкуменическими или апополитейными. Они отличаются от обществ регионально первобытных или синполитейных, существовавших на периферии цивилизаций.