Смекни!
smekni.com

Жизнь и творчество М.И. Глинки (стр. 10 из 11)

Мне кажется, что еще многие поколения будут учиться у Глинки его совершенному мастерству, его строгой требова­тельности к себе в поисках полного, гармонического соответствия формы произведения его общей идее.

Музыка Глинки, пройдя испытание временем, осталась живой и юной до наших дней. В ней воплощены лучшие черты русского искусства: его нравственная сила, его правдивость, его особенная, скромная и чистая красота.

IV. Бессмертие.

Подобно Пушкину, Глинка мог бы сказать о себе: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой». Творчество композитора получило, однако, полное признание не только в России, но и во всем мире. Нелегким был путь его постепенного, последовательного и настойчивого завоевания. Трудным было преодоление враждебности, снисходительного пренебрежения и равнодушия к творчеству великого русского композитора, так же как и к самому факту существования русской музыки вообще. Гений Глинки, создателя русской музыкальной классики, победил все преграды. Он заставил признать высокую ценность русского музыкального искусства для мировой культуры.

Русская музыка, основанная на реалистических принципах глинкинских художественных воззрений, заняла в ней не только одно из главных мест, но и оказала свое влияние на развитие национальной музыки других народов.

В ходе работы над рефератом, я ещё раз удостоверилась, что смоляне с благоговением чтут память своего великого земляка. Его именем названы музыкальная школа, улица, красивейший сад в городе Смоленске, где воздвигнут один из лучших памятников Глинке. Имя композитора носит поселок - ныне центр Глинковского района. Ежегодно на Смоленщине проводятся глинкинские фестивали, в которых участвуют лучшие музыкальные коллективы нашей страны.

Все это стало возможным благодаря объединению благородных усилий многих лиц. Одни из них, близкие самому Глинке, бережно собирали и хранили его нотные рукописи, письма, заботились об издании сочинений, хлопотали о включении их в репертуар оперных театров и концертные программы. Из числа этих людей первым надо назвать имя Людмилы Ивановны Шестаковой, сестры Глинки и его преданного друга. Наследница всего состояния Глинки лично для себя она оставила только «музыку брата» и, существуя на скромные средства, всю жизнь посвятила пропаганде его творчества, увековечению его памяти. По её инициативе и содействии Глинке были поставлены памятники в Смоленске (в 1886 году) и Петербурге (в 1906 году); до открытия последнего из них она не дожила несколько месяцев.

Мысль об устройстве памятника М.И.Глинке в Смоленске, как гениальному русскому композитору и как дворянину Смоленской губернии, возникла в среде смоленских дворян в 1870 году. Автором единодушно одобренного проекта оказался профессор Академии художеств скульптор А.Р.фон Бок.

Место для установки памятника выбрали в городском саду - Блонье (в настоящее время он носит название Сад имени Глинки), напротив здания Дворянского собрания, хранившего память о Глинке с 1848 года. В 1883 году состоялась закладка памятника, а открытие его было намечено на 1885 год.

И вот наступил долгожданный день 20 мая (1 июня) - день рождения М. И. Глинки, к которому было приурочено открытие памятника. На это торжество собрались многочисленные представители русской куль­туры, в том числе виднейшие музыканты России — П. И. Чайковский, М. А. Балакирев, А. К. Глазунов, С. И. Танеев, А. С. Аренский. Почетной гостьей на празд­нике была сестра и близкий друг Глинки Людмила Ива­новна Шестакова. В городе, украшенном русскими на­циональными флагами, царило необыкновенное оживле­ние, особенно ощущавшееся в районе сада Блонье. Всем очень хотелось быть непосредственным свидетелем от­крытия памятника великому композитору-смолянину Михаилу Ивановичу Глинке.

Наконец в назначенный час раздались звуки хора и оркестра, и под музыку знаменитого «Славься!», торже­ственно исполненного под управлением М. А. Балакире­ва, покров с памятника был снят. Взору многочисленной публики предстала бронзовая фигура М. И. Глинки с ди­рижерской палочкой в руке, словно прислушивающегося к звучащей в его воображении музыке и готового вот-вот начать дирижировать ею. Памятник поражал своей вы­разительностью и правдивостью, великолепным ощуще­нием пропорций и удачным сочетанием использованного материала: черный гранит (основание), киевский лаб-радор (пьедестал) и темная бронза (фигура Глинки).

Большое впечатление производили высеченные на пьедестале и обрамленные бронзовым венком слова:

ГЛИНКЕ РОССИЯ

Это действительно было так! Царское правительство не отпустило на сооружение памятника ни одного рубля, и его воздвигли исключительно на средства, пожертво­ванные русским народом, Россией.

Торжества, посвященные открытию памятника Глин­ке, продолжались в Смоленске два дня. Они включали в себя концерты, театральные представления (в основном силами московских театров), народное гулянье, офици­альные приемы и т. п. На второй день вечером состоял­ся банкет, на котором много говорилось о великих заслу­гах Глинки и о наследовании его традиций в творчестве нового поколения русских композиторов.

Наконец гости стали разъезжаться. И хотя памятник уже был открыт, выяснилось, что еще не все было до­ведено до конца. Л. И. Шестакова, принимавшая дея­тельное участие в установке памятника, выразила жела­ние обнести его решеткой и пожертвовала на нее значи­тельную сумму денег.

Проект решетки поручили академику архитектуры И. С. Богомолову, который за сравнительно короткий срок блестяще справился со своей задачей. К осени 1886 года решетка, искусно отлитая в металле мастером К- Винклером, была готова. Она получилась настолько удачной, что Л. И. Шестакова сочла уместным до от­правления в Смоленск выставить ее для обозрения в Пе­тербурге. Как и следовало ожидать, решетка вызвала всеобщее одобрение, что нашло даже отражение в ряде газетных откликов.

Идея проекта заключалась в том, чтобы показать Глинку как бы в окружении его собственной музыки. Для этой цели были использованы нотные строчки с за­несенными на них мелодиями из опер «Иван Сусанин» и«Руслан и Людмила», из музыки к трагедии Н. Куколь­ника «Князь Холмский» и из двух романсов — «Ночной смотр» и «Прощальная песня». Окрашенные в золотой цвет, нотные знаки на фоне черных линеек были хорошо видны и своим блеском символизировали немеркнущую славу музыки Глинки.

Высокую оценку решетке дал В. В. Стасов, который в статье «Памяти М. И. Глинки» в 1886 году писал: «Ре­шетка к памятнику Глинки совершенно необычайная и, смело скажу, совершенно беспримерная. Подобной ре­шетки нигде до сих пор не бывало в Европе. Она вся со­ставлена из нот, точно из золотого музыкального кружева.

Неоценима также деятельность верного друга Глинки Василия Павловича Энгельгардта, в течение многих лет энергично разыскивавшего и собиравшего рукописи великого композитора, драгоценное собрание которых он впоследствии пожертвовал в рукописный отдел Публичной библиотеки в Петербурге.

20 мая 1862 года сочинениям Глинки посвятил специальный концерт в Павловском музыкальном вокзале, под Петербургом, австрийский композитор и дирижер Иоганн Штраус. С середины 1860-х годов симфонические произведения Глинки и отрывки из его опер стали все чаще и чаще звучать на русской столичной, а потом и провинциальной концертной эстраде. Музыка его заняла прочное место в программах концертов Русского музыкального общества, Бесплатной музыкальной школы под управлением М.А.Балакирева и Н.А.Римского-Корсакова, чрезвычайно много сделавших для пропаганды творчества великого композитора, в программах Русских симфонических концертов, основанных в 1885 году М.П.Беляевым («Беляевских концертов»), учредившим, кроме того, в 1884 году Глинкинские премии, ежегодно присуждавшиеся русским композиторам за лучшее музыкальное сочинение.

Музыка Глинки продолжала завоёвывать себе признание и за рубежом. Сочинениям Глинки аплодировали в Брюсселе, Берлине, Глазго. Увертюрой к «Руслану и Людмиле» Н.А.Римский-Корсаков открыл первый русский симфонический концерт на парижской Всемирной выставке 10/22 июня 1889 года.

В 1872 году молодой И.Е.Репин закончил большую картину «Славянские композиторы». На своем полотне он искусно сгруппировал изображения всех выдающихся русских, польских и чешских музыкантов XIXвека. В центре картин, среди тех, кто возглавляет это блестящее созвездие знаменитых имен, художник поместил Глинку.

В 1877-1881 годах Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Лядов под руководством М.А.Балакирева подготовили к изданию партитуры обеих опер Глинки. «Пределов не было моему восхищению и поклонению гениальному человеку. Как у него все тонко и в то же время просто и естественно!»[20] - написал Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни». После выхода в свет этих партитур в течение второй половины XIX века и в XXвеке, особенно после Великой Октябрьской социалистической революции, оперы Глинки приобрели всемирную известность.

21 февраля 1939 года в Москве в Большом театре состоялось представление первой оперы Глинки, возобновленной под её исконным названием «Иван Сусанин». 19 июня того же года опера прозвучала в Ленинграде в Театре оперы и балета имени С.М.Кирова, в феврале 1940 года - в Одессе, а в последующие годы - на большинстве оперных сцен Советского Союза.

Сейчас обе оперы Глинки постоянно входят в репертуар оперных театров нашей страны.

Впервые за рубежом оперы Глинки были поставлены в Праге под управлением М. А. Балакирева: «Руслан и Людмила» - в 1860 , а «Иван Сусанин» - в 1867 году. Через семь лет, в 1874 году, эта опера с большим успехом прошла в Милане.