Смекни!
smekni.com

Американизация русской культуры (стр. 2 из 5)

С психологической точки зрения образ поезда, уезжающего в неведомую и недоступную Чаттанугу, стал для стиляг основным эскапистским символом, позволявшим хотя бы мысленно «уехать» в обожествляемую ими Америку. [5]

В целом же, стиляги тяготели к джазовой музыке: многие из них были знакомы с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах. Среди танцев в конце 1940-х был актуален буги-вуги. Причём, советские стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области и изобретали собственные вариации на тему модного танца. [5]

Грампластинки с записями модных исполнителей в СССР были редкостью. В связи с образовавшимся дефицитом, стал популярен так называемый «рок на костях» — запись музыки производилась на рентгеновских снимках (у стиляг существовало ещё одно название таких «пластинок» — «скелет моей бабушки»). Только с появлением магнитофонов на рынке товаров «рок на костях» утратил свою актуальность. [5]

Стиляги с их повышенным интересом к западноевропейской и американской поп-культуре, стали одной из главных мишеней партийно-комсомольских функционеров. Фельетоны, карикатуры и гневные статьи в прессе имели целью не только высмеять и выявить низменную сущность стиляг, но и показать их в качестве потенциальных врагов Советской Власти.

На стиляг устраивали настоящую охоту дружинники, а в провинциальных городах расправа со стильно одетыми молодыми людьми и вовсе выходила за рамки цивилизованной «борьбы с недостатками»: стиляг ловили, стригли их под полубокс, а узкие штаны распарывали и вшивали красные сатиновые клинья. [5]

Подобное отношение вызывало ответную реакцию — стиляги замыкались внутри своих компаний и от простого восхищения западной поп-культурой переходили к неприятию советской действительности. [5]

В начале 1960-х, однако, прессинг в отношении стиляг прекратился по нескольким причинам — во-первых, в связи с тем, что эта субкультура сошла на нет из-за взросления своих представителей и «легализации» многих ранее запретных американских атрибутов вроде джаза, а во-вторых, из-за появления новых, гораздо более массовых молодёжных течений: «битломании» и хиппи. [5]

Несмотря на угасание «стиляг» как субкультуры, их мировоззрение оказало большое влияние на умонастроения последующих молодёжных неформальных объединений.

«Стиляги» стали отправной точкой в американизации русской культуры. Так как это явление возникло в Советском Союзе, а все зарубежное, тем более, американское в то время запрещалось, то с этим пытались как-то бороться. Но, то, что было запрещено, привлекало еще больше внимания. Поэтому был вызван огромный интерес к западной и Американской культуре.

1.2 Основные направления американского влияния в 1970- 1980 гг.

В связи с появлением в Советском Союзе субкультур, стиль и образ жизни которых был по большей части заимствован у Америки, в СССР рождается такое явление как фарцовщики.

Фарцовщик (разг., от англ. for sale) — тот, кто добывает и/или спекулирует вещами (фирмой), выменянными или перекупленными у приезжих иностранцев. [5]

Основным рынком сбыта товара, добытого фарцовщиками поначалу (в 50-х-60-х. годах) были стиляги. Позже в 70х. — 80х. годах все кто имел деньги и желал красиво или оригинально одеться, приобрести импортный ширпотреб и/или технику, книги или музыкальные записи прибегали к услугам фарцовщиков. В эти годы сменились и источники фарцовки, и само понятие приобрело более широкое значение. Теперь основное занятие большинства из тех, кого называли фарцовщиками, заключалось в покупке через имеющих блат знакомых дефицитных товаров и продуктов питания, которые в СССР у простого гражданина не было возможности приобрести или за которыми необходимо было выстаивать огромные очереди. Эти товары перепродавались из-под полы, в подворотнях, подвалах, на съёмных квартирах через знакомых обычным советским гражданам. [5]

Экономическим базисом фарцовки являлось:

1) наличие во второй половине XX века значительного спроса на качественные, красивые, редкие или оригинальные вещи, товары при тотальном дефиците в СССР.

2) «приоткрытый» железный занавес — иностранные граждане получили возможность в качестве туристов посещать крупные города СССР.

3) отсутствие уголовного наказания непосредственно за эту деятельность (правда, задержать, обвинить и судить могли за валютные операции, часто сопутствующие фарцовке, за спекуляцию). [5]

Таким образом, можно сказать, что фарцовщики играли далеко не последнюю роль в американизации советской культуры. Они способствовали распространению американской музыки, одежды, атрибутов повседневной жизни в Советском Союзе.

Из Америки в СССР попадают джинсы. О джинсах в Советском Союзе узнали после выставки американских товаров в Москве в 1959 году. В 70-х годах джинсы появились в свободной продаже.

Советская молодежь с трудом, но весьма настойчиво завоевала право носить "буржуазную" одежду, которую в нашей стране в то время было невозможно достать, а те редкие счастливчики, которые привозили джинсы из-за границы, пользовались славой удачливых модников. [5]

Субкультура советских хиппи появилась в конце 70-х годов XX века. Практически ничего общего с американскими хиппи у них не было, потому что в СССР не было ни войны во Вьетнаме, ни ЛСД, ни секса. С одной стороны, советские хиппи пытались перенять элементы американской культуры (как, например, и стиляги), но с другой стороны это движение подразумевало некий вызов системе. [6]

Хи́ппи (от англ. hippy или hippie; от разг. hip или hер, (в просторечье хиппари, хиппаны) — «модный, стильный»; согласно Оксфордскому словарю англ.яз., происхождение hip неизвестно) — молодёжная философия и субкультура, возникшая в США в 1960-х. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через свободную любовь и пацифизм. [5]

Днем рождения движения хиппи в СССР считается 1 июня 1972 г. (День защиты детей), когда состоялась первая тусовка хиппи на Пушкинской площади в Москве. [5]

Внешний вид хиппи всех поколений достаточно однообразен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «фенечки», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. [5]

Краеугольным камнем в системе взглядов хиппи является представление о непререкаемой абсолютной ценности Свободы, под которой в первую очередь понимается душевное раскрепощение. [6]

Свобода – это индивидуальный, неклишированный взгляд на мир, отсутствие диктата моральных догм, принятых обществом. Это свобода выражать свои истинные эмоции, пристрастия, привязанности, свобода от навязанного общения, свобода творческого самовыражения в музыке, изобразительном искусстве, языке, в одежде и внешнем облике, в движении, танце. Свобода от стяжательства и жадности к деньгам. Свобода любить, испытывать нежность и наслаждение свобода от жажды власти. [6]

Хиппи первого поколения в СССР, появившиеся в конце 60-х – начале 70-х гг. прошлого века, строили свою Систему практически целиком на подражательстве. Под влиянием западных групп «Beatles», «RollingStones» и др. возникали и свои – «Скоморохи», «Високосный год», «Машина времени», «Сокол», «Россияне». [6]

Повальная наркомания стала одним из направляющих моментов жизни хиппи как на Западе, так и в СССР. Как правило, наркотики изготавливались кустарным способом, что послужило причиной такого количества летальных исходов, что поколение начала 80-х к концу десятилетия наполовину вымерло. [5]

Уходя в коммуну хиппи, человек оставлял свой дом, родственников, друзей, работу навсегда. Никто из прежнего окружения не должен был знать о месте пребывания человека Системы. Хиппи скрывали даже собственные имена от собратьев. Так появились хипповские имена. [5]

Как у субкультуры, у хиппи был свой сленг. Часто это были американские слова, которые произносились на русский манер.

ВЭНТАТЬ (от англ. togo, went, gone 'идти') ВЭНТАТЬ [ сов. ВЭНТАНУТЬ ] (нач.70; устар.) - идти (в основном употребляется в прошедшем времени).

'Вэнтанули по шопам за ботлами, а потом уж по хомам с герлами.'

ГЕРЛА (от англ. girl 'девушка') (нач.70) - девушка, женщина.

'За геройские дела даст нам каждая герла.' (из песни)

ХАЙР (от англ. hair 'волосы' ) (нач.70) –

1. длинные волосы, характерные для хиппи.

'Смотри - чувак с хайром!'

2. волосы вообще.

'Я уже три недели хайр не мыл.'

ХАЙРАНУТЬСЯ = ОБХАЙРАТЬСЯ.

ОБХАЙРАННЫЙ - постриженный, без ХАЙРА. ОБХАЙРАТЬ - постричь (как правило, насильственно).

'Меня полиса обхайрали.'

ОБХАЙРАТЬСЯ -

1. постричься.

2. перестать быть хиппи, выйти из СИСТЕМЫ.

'Я уже год как обхайрался.' [2]

Однако сохранив исходную форму, контркультура хиппи утратила исходное содержание. Если на Западе это был вызов буржуазной культуре, то в СССР - официальной социалистической. Эти заимствованные формы сохранили после пересечения границы свое контркультурное содержание: советские власти рассматривали их как "буржуазное" влияние и всячески старались бороться, что еще более усиливало их контркультурный характер и привлекательность. [5]

Появившись на заре свободы, хиповская символика и культура послужили родоначальницей большинства других отечественных молодёжных субкультур. Разговорные языки готов и рэперов представляют из себя творчески искажённый хиповский сленг. Ролевики носят фенечки, придавая им порой совершенно иной, нежели подразумевают традиции Хиппи, смысл и ценность. Сленговые слова (напр. «хайратник») используются в ролевых играх как отдельные термины. В субкультурах-наследниках хиппи наблюдается отдельный термин «хипповать», означающий или подчёркнутое внешне поведение человека «под олдовых хиппи», или период длительного безденежья в жизни с соответствующей атрибутикой и обязательно лёгким, ненапряженным отношением к такому состоянию. [5]