Смекни!
smekni.com

Культура и цивилизация 4 (стр. 2 из 4)

Увеличивающееся число глобальных проблем и их уг­лубление является признаком беспрецедентного кризиса циви­лизации, уходящего корнями в историю европейской культуры. И этот кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности европейской индустриально - технической цивилизации, идейно-мировозренчески восходящий к греко-римской культуре.

Одновременно этот кризис касается современного че­ловека вообще, способа его самореализации, ибо все страны мира, все народы, пытаясь достичь уровня жизни промышленно развитых стран Западной Европы и Америки, стремятся ид­ти по их пути. Другого способа успешной самореализации со­временный человек не знает. Вот почему можно сказать, что современный человек, способ его бытия находятся в глубо­чайшем кризисе.

Тот факт, что истоки кризиса уходят вглубь истории западноевропейской культуры, не только отмечен, но и проа­нализирован, в частности, русскими философами П. Флорен­ским и Н. Бердяевым.

Флоренский отмечает, что уже «...давно, вероятно, с XVI века, мы перестали охватывать целое культуры, как свою собственную жизнь, уже давно личность, за исключением очень немногих, не может подняться к высотам культуры, не терпя при этом величайшего ущерба... В этих условиях попыт­ка обогатиться покупается жертвою цельной личности ... Жизнь разошлась в разных направлениях, и идти по ним не дано: не­обходимо выбирать». Следствием этого является расщепление личности, форм ее самореализации на отдельные виды дея­тельности. При этом расщеплению подвергаются формы не только трудовой деятельности, но и деятельности духа. Как отмечает Флоренский: «Содержание науки чужой специальности давно уже стало недоступным не только просто культурному человеку, но и специалисту - соседу. Однако и специалисту той же науки отдельная дисциплина ее недоступна». Все это дает основание Флоренскому усомниться в правильности самого курса цивилизации, доводящего до абсурда фрагментацию личности. Такой курс, по его мнению, привел к безвыходной ситуации, в которой культура уже не соединяет, а разъеди­няет людей, ибо сама оказывается частичной и специализиро­ванной. «Здание культуры духовно опустело». Человеку при­ходится жить в мире отвлеченных схем, «...работая на циви­лизацию, его губящую и его же порабощающую». Теперь обратимся к критике философско-мировозренческих основ европейской культуры, данной Бердяевым. Он отмечает, что «...кризис современной культуры начался уже давно. Он сознавался ее великими творцами. Войны, револю­ции, внешние катастрофы только вовне внутренний кризис ку­ль туры».

До недавнего времени кризис проявлялся в самых раз­ных формах, первоисточником которых является бездухов­ность, выражающаяся в безразличии промышленно развитых стран к нищете в странах третьего мира, гибель миллионов детей в них от причин, которые можно было бы предупредить и т.д. И вот теперь этот кризис становится явным и гло­бальным, он охватывает такие сферы, как окружающая среда, пища, климат, вода и другие, которые составляют естествен­ное основание бытия всех, показывая, как опасны бездуховность и безразличие, ведущие к кризису Человека. Продолжая критику западноевропейской цивилизации, начатую задолго до него, Бердяев пишет: «Экономизм нашей исторической эпохи и есть нарушение истинного иерархизма человеческого общества, утеря духовного центра». Приоритет экономических ценностей над другими, в частности духовны­ми ценностями, завершился тем, что «...автономия хозяйст­венной жизни привела к господству над всей жизнью челове­ческих обществ». Мамоны, бога богатства, алчности и корыс­толюбия. «Мамонизм стал определяющей силой века, который более всего поклоняется золотому тельцу».

Одним из выражений этого кризиса и силой, причас­тной к проявлению глобальных проблем, является техно-центризм индустриальной цивилизации.

«Мы живем в эпоху техники, - пишет Дорст, один из активных сторонников экологической культуры, - когда гу­манитарий уступил место технократу, когда цивилизация че­ловека постепенно заменяется цивилизацией машин и роботов, которые, быть может, поглотят нас когда-нибудь, совсем как в романе какого-нибудь фантаста».

«Человек появился, как червяк в плоде, как моль в клубке шерсти, - продолжает Дорст,- и выгрыз себе место обитания, выделяя из себя теории, чтобы оправдать свои действия». В своей сущности резкая оценка практической и ду­ховной жизни человечества Дорстом вполне справедлива. Хотя человек и поднялся на вершину биосферы и претендует на роль ее организатора, в своей жизни он остается хищником.

Экологическая культура требует защиты человека как олицетворения биосферы и жизни от человека - хищника, за­щиты человека от него самого и его физико-технических тео­рий, лишенных гуманитарного, жизненно-биологического со­держания.

На пути к гармонизации своих отношений природой человек неминуемо повысит удельный вес биологии в системе, как фундаментальных исследований, так и прикладных разра­боток. Этого требует создание экологически чистых техноло­гий, поиск эффективных биологических средств борьбы с вре­дителями, сорняками и болезнями, выведение новых сортов с высокой устойчивостью к вредителям, болезням и засухе, по­лучение с помощью биотехнологических методов культур, ко­торые органически могут дополнить существующие агробиоценозы и повысить их устойчивость. Безусловно, приоритет в преодолении экологического кризиса принадлежит материаль­ному производству. Но и экологическая этика - мощная сила, способная революционизировать общественное сознание, сло­мать косность в мышлении технократов. Не делай природе того, что ты сам не пожелал бы получить от нее. Благогове­ние перед природой - это благоговение перед мудростью че­ловека, способного к самоограничению, самодисциплине и от­казу от животного эгоизма и хищнического прагматизма, унаследованного от уходящей в прошлое культуры.

Итак, суть проблем, вставших перед современной ци­вилизацией, следует искать не во внешних факторах, а во внутренних, именно в человеке, в его мировосприятии, сово­купности ценностных установок, определяющих его поступки и способы самореализации.

Человечество может отойти от края пропасти, если перестроит свои мировоззренческие установки и приведет в соответствие с требованиями концепции устойчивого разви­тия свои представления о свободе, демократии, ответствен­ности, смысле бытия, а промышленно-развитые страны перестанут жить за счет менее развитых стран и будущих поколе­ний. Достижения науки, технологии, информатики, здравоохранения и образования должны быть поставлены на службу интересам всего человечества.

Модель устойчивого развития предполагает не унифи­кацию самобытных культур и подчинение различных сообществ Западному (американскому) центру, а союз, симбиоз, плодот­ворное сотрудничество различных культур и народов.

Этот союз призван соответствовать характеру стоящих перед человечеством задач и быть способным дать ответ на Вызов, бро­саемый ему социально-практическим бытием. Показа­тельно, что конференция ООН по окружающей среде и развитию, которая состоялась в 1992 г. в Бразилии на уровне глав госу­дарств и правительств, сформулировала на первый взгляд па­радоксальный вывод: путь, приведший промышленно развитые страны к благосостоянию, не может быть всеобщим. Более то­го, если страны, отстающие сегодня в индустриально-техноло­гическом и экономическом отношениях, пойдут по пути разви­тия стран Европы и Северной Америки, то в самом ближайшем будущем неизбежна экологическая гибель цивилизации. Как отмечает участник конгресса академик В. Коптюг, модель развития современных промышленно развитых стран «... при­знана ведущей к катастрофе и, в связи с этим провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на рельсы ус­тойчивого развития, обеспечивающего должный баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворением основных жизненных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких возмож­ностей для будущих поколений». В свое время Маркс провозгласил: « Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Но, видимо, в условиях обостряющегося экономичес­кого кризиса, перед лицом глобальных проблем человеку сле­дует подумать и о том, чтобы измениться самому, уточнить систему ценностей и серьезно задуматься над собственным выживанием в быстро меняющемся мире. И в этом не последнюю роль призвана сыграть философия.

2. О экологического образования.

Различные прогнозы дают человечеству на осмысление и преобразование довольно короткий срок. Уже максимум че­рез 50 лет сегодняшние дети столкнутся с энергетическим кризисом, ощутят темпы загрязнения и деградации окружающей среды и т.д.

В России был взят курс на экологизацию образования. Эта миссия возложена на преподавателей географии, би­ологии, учителей начальных классов, воспитателей дошколь­ных учреждений. Выделяются направления, способствующие привитию любви к природе посредством детализации отдельных разделов в учебных дисциплинах:

- валеологии, дающей знания о способах выживания в

условиях ухудшающейся окружающей среды;

- экологии, как предмета, изучаемого с позиций

Природопользования;

- естествознания - предмета, призванного формиро­вать мировоззрение и позволяющем обозначить мес­то человека в этом мире.

Под экологическим образованием понимается непре­рывный процесс обучения, воспитания и развития общей эко­логической культуры и ответственности каждого жителя планеты. Это довольно сложная задача и она должна стать пред­метом исследования педагогики и психологии, так как одни знания и любовь к природе еще не являются решением возник­ших проблем. Без коренной переоценки современных представ­лений о самом себе и кардинального пересмотра нынешних ценностей человечество не сможет выбраться из тупика.