регистрация / вход

Возрождение 4

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 2 Гуманизм Возрождения.. 2 Раннее Возрождение.. 3 Высокое Возрождение.. 5 Позднее Возрождение.. 7 Реформация и рождение протестантизма.. 8

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 2

Гуманизм Возрождения.. 2

Раннее Возрождение.. 3

Высокое Возрождение.. 5

Позднее Возрождение.. 7

Реформация и рождение протестантизма.. 8

Философия эпохи Возрождения.. 12

Реформация в Германии.. 13

Возрождение в Нидерландах.. 15

Возрождение в Англии.. 16

Возрождение в Испании.. 17

Возрождение во Франции.. 18

Список литературы... 19

ВВЕДЕНИЕ

В конце XIV — начале XV вв. в Европе, а именно в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Возрождение охватывает XIV—XVI вв. в Италии и XV—XVI вв. в странах, расположенных севернее Альп.

Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает актинии интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей; так, были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия.

Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению со Средневековьем. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, более самостоятельными и независимыми от церкви становятся искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином гуманистическое (от лат. humanus — человеческий).

Гуманизм Возрождения

Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве идеального человека признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подход» к жизни становится индивидуализм, что способствует распростри нению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступившие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей.

Идеальный человек, по мнению гуманистов, это «универсальный человек», человек — созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обос­нуются и станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонении, их чтили, как в Средние века святых. Наслаждение земным бытием — непременная часть культуры Возрождения. В числе виднейших представителей гуманизма: Франческа Петрарка, Джованни Боккаччо,

Леонардо да Винчи (Италия), Мишель Монтень, Франсуа Рабле (Франция), Ульрих фон Гуттен, Альбрехт Дюрер (Германия), Уильям Шекспир (Англия), Эразм Роттердамский (Нидерланды).

Раннее Возрождение

У истоков Возрождения в Италии стоял великий Данте Алигьери (1265—1321). Вершиной творчест­ва Данте стала эпическая поэма "Божественная комедия" (это название дал ей Дж. Боккаччо). «Божественная коме­дия» повествует о путешествии поэта по загробному миру и включает описания ада, чистилища и рая, где автору встречаются реальные исторические лица и мифические персонажи. В поэме показан полный испытаний путь заблудшей души к райскому блаженству. На небеса Данте сопровождает его возлюбленная Беатриче, чей образ в поэме становится символом мудрости и красоты.

Родоначальником гуманизма считают поэта, философа Франческо Петрарку (1304—1374) — он первым противопоставил средневековому богословию (божественному знанию) новое мировоззрение (человеческое знание).

Перу Петрарки принадлежат философские трактаты, биогра­фии «Письмо к потомкам», но главное — любовная лирика. Сонеты, Посвященные Лауре, — это своеобразный поэтический дневник, в котором отразилось противоречие между аскетическим Средневековьем и утверждением нового видения мира.

Последователем Петрарки был Джованни Боккаччо (1313— 1375), автор «Декамерона», собрания реалистических новелл, объединенных общим гуманистическим идеалом и представляющих единое целое. «Декамерон» — сборник 100 новелл, в которых повествуется, как во время «черной смерти» (чумы) 1348 г. во Флоренции 10 молодых людей (юношей и девушек) удаляются на загородную виллу и там в течение 10 дней (гр. декамерон — десятиднев), помимо других развлечений, рассказывают каждый по одной новелле» в день.

Данте, Петрарка и Боккаччо были создателями итальянской! литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили ши­рокую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределе ми, вошли в сокровищницу мировой литературы.

Жизнь людей эпохи Возрождения тесно связана с искусством Искусство было для них тем, чем до сих пор была религия, а в Новое время стали наука и техника. Живописцы и скульпторы воспевали красоту тела человека, одухотворенность его лица, индивидуальные особенности. Архитекторы стали строить преимуще­ственно светские здания, дворцы, изменилась и церковная архитектура. Если готический собор в силу его гигантских размеров трудно обозреть, то здания Возрождения можно охватить единым взглядом, что позволяет оценить удивительную пропорциональ­ность их частей.

Внимание художников Возрождения привлекал реальный земной мир. Они понимали природу и изображали ее, пользуясь научным! достижениями (например, применяя закон перспективы, открытый Брунеллески). В человеке их интересовала индивидуальность.

Основоположник нового направления в европейском изобразительном искусстве — Джотто (1266—1337). Порвав со схематизмом венецианской школы, Джотто заменил условную плоскость картины трехмерным пространством и, пользуясь светотенью, став писать фигуры объемными. Ему принадлежат росписи церкви в Ассизи на сюжеты из Евангелия, а также из жизни св. Франциска Ассизского. В скупых пластических формах Джотто передавал глубину переживаний человека и новое ощущение человеческого дос­тоинства, что так характерно для живописи Раннего Возрождения.

Один из основоположников искусства Раннего итальянского Возрождения — Мазаччо (1401—1428). Его фрески в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции свидетельствуют о решитель­ном разрыве с готической традицией. Он первым применил в жи­вописи научные законы перспективы, открытые Брунеллески. Его фрески отличаются монументальностью, лишены готического декора, а изображенные на них фигуры объемны. Классическим об­разом алтарной композиции стала его «Троица», созданная для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. Величавая отрешенность образов сочетается здесь с невиданной до тех пор реальностью пространства, с объемностью фигур, выразительной портретной характеристикой лиц донаторов и с удивительным по силе сдержанного чувства образом Богоматери.

Строгие законы перспективы применял в своих работах скульптора Донателло (386—1466), например "Св. Георгий, убивающий дракона". Его грациозная статуя юного Давида считается первой со времен античности свободностоящей обнаженной скульптурой в полный рост.

В этот период в архитектуре проявился интерес к созданию гармонических конструкций в противовес устремленным в духовные выси контурам готических храмов. С именем архитектора Брунеллески 177—1446) связывают смелую ломку средневековых стереотипов и пропорций и обращение к традициям античного ордерного зодчестве. Простые геометрические формы и творчески переосмысленные принципы придают внешнему виду зданий Брунеллески величавое спокойствие. Во Флоренции им построены капелла Пации и Оспедале дельи Инногенти (воспитательный дом).

Высокое Возрождение

Это время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наи­большей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титанами Возрождения назовет человечество Леонардо ял Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонаротти.

Леонардо да Винчи (1456—1519), один из самых замечательных людей в истории человечества, обладающий разносторонними способностями и дарованиями. Он был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, ас­трономом, физиологом, анатомом, но и это не полный перечень основных направлений его деятельности; почти все области науки пи обогатил гениальными догадками.

Одна из важнейших его художественных работ — «Тайная вечеря» - фреска в миланском монастыре Санта-Мария делла Грацие, на которой изображен момент вечери после слов Христа «Один из вас предаст меня». Внутреннее напряжение, драматизм картине придает контраст между возбужденными учениками и возвышенно-спокойным Иисусом Христом, просветленность которого подчеркивают ясные тона пейзажа на заднем плане. Всемирно известен еще один шедевр мастера — портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название — «Джоконда», по имени ее мужа Джоконде. Необычайная глубина и значительность сделали » символом эпохи Возрождения.

Великому живописцу Рафаэлю Санти (1483—1520) принадле­жит величайшее произведение мировой живописи — «Сикстинская мадонна»: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость приношения этой жертвы во имя искупления грехов человечества.

Великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475—1564) — скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», выполненных дли гробниц в капелле Медичи.

Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца; одна из самых впечатляющих его фресок — сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело более отчетли­во, чем у его предшественников — Леонардо да Винчи и Рафаэли Санти, — звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью «превзойти природу».

Замечательным художником Возрождения был Джорджем (1477—1510). В знаменитых полотнах «Юдифь», «Спящая Венера», «Гроза» он показал единство человека и природы.

Жизнеутверждающая красота человека и природы стали главной темой творений другого выдающегося художника эпохи — Тициана (1477—1576), использовавшего в своих картинах мифологи­ческие сюжеты («Даная», «Венера перед зеркалом», «Венера и Адонис»).

На мифологические темы также писал свои полотна Боттичелли (1445—1510). Созданные им поэтически обобщенные чувственные языческие образы проникнуты возвышенной одухотворенно­стью («Весна», «Рождение Венеры»).

На этот период приходится расцвет творчества Лудовико Ариоапо (1474—1537), замечательного итальянского поэта, автора сказочной пи форме и оптимистической по духу поэмы «Неистовый Роланд». Поэма посвящена безответной любви Роланда к Анжелике. Действие происходит на фоне войны с сарацинами (арабами) в период правления Карла Великого. В поэме черпали вдохновение Шекспир, Байрон. Поэма считается величайшим произведением Возрождения.

Позднее Возрождение

Как принято считать, оно продолжалось с 40-х гг. XVI в. по конец XVI – первые годы XVII вв. Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деяте­лей гуманистического движения. В середине XVI в. папой

Павлом IV был составлен «Индекс запрещенных книг», впоследствии многократно пополняемый новыми работами. В этот список во­шли произведения, которые запрещалось читать верующим под угрозой отлучения от церкви, так как они противоречили, по мне­нию церкви, основным положениям христианской религии и пагубно влияли на умы людей. В «Индекс» вошли и сочинения неко­торых итальянских гуманистов, в частности, Дж. Боккаччо. Запре­щенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постиг­нуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на ко­стре. В 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (1554—1600), автор знаменитого сочинения "О бесконечности, Вселенной и мирах».

Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказа­лись от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» вели­ких деятелей Возрождения. Так возник в европейском искусстве художественный стиль, связанный с кризисом Ренессанса и названный историком искусства и художником Дж. Вазари маньериз­мом. Этот стиль отличает субъективизм, вычурность образов, изо­щренность формы. Наиболее крупными художниками-маньеристами были Понтормо (1494—1557), выработавший драматический стиль с использованием необычных цветов («Положение во гроб»), Бронзино (1503—1572) — автор холодных изящных портретов («Лукреция Панчатики» и др.), скульптор и золотых дел мастер Б. Челлини (1500—1573).

Продолжали развивать реалистическую традицию в живописи Веронезе (1528—1588), Тинторетто (1518—1594), Караваджо (1573— 1610). Новаторство и смелость отличают работы Веронезе (роспись потолков во Дворце дожей в Венеции). На какую бы тему ни были его картины (религиозную, мифологическую, историческую или аллегорическую) — везде он славит мощь и величие Венеции. Драматические полотна на религиозную тему Тинторетто насыще­ны динамикой, контрастами света и тени, одухотворенностью образов. Караваджо — создатель мощного живописного стиля, построенного на контрастах света и тени, монументальности, энергичной лепке объемов. Художник имел немало подражателей (караваджистов) в Голландии, Фландрии, Франции, Испании. Взаимопроникновение культур становилось все более глубоким, гик формировалась общеевропейская культура, общеевропейская цивилизация.

Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распро­страняется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

Реформация и рождение протестантизма

Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры и прежде всего в религии. Как уже отмечалось выше, кризис

католицизма привел к возникновению в начале XVI века ши­рокого движения Реформации, результатом которого явился протестантизм - третье направление в христианстве. Однако признаки серьезного неблагополучия в католицизме отчетливо проявились задолго до Реформации. Главной причиной тому являлось то, что католическое духовенство и папство не ус­тояли перед искушением материальных благ.

Церковь буквально утопала в роскоши и богатстве, она по­теряла всякую меру в своем стремлении к власти, обогащению и к расширению земельных владений. Для обогащения ис­пользовались всякого рода поборы, которые оказывались осо­бенно разорительными и невыносимыми для северных стран. Совершенно непотребный вид приобрела торговля индульген­циями, то есть отпущением грехов за деньги.

Все это вызывало растущее недовольство и нарекания в ад­рес клира и папства. Примечательно, что Данте в своей "Божественной комедии" - еще на заре Возрождения - помес­тил двух пап, Николая III и Бонифация VIII, в ад, в огнеды­шащую яму, считая, что ничего лучшего они не заслуживают. Осознанию кризисного состояния католицизма способствова­ла творческая деятельность Эразма Роттердаме ко го. Француз­ский философ П. Бейль справедливо назвал его "Иоанном Крестителем" Реформации. Он действительно идейно подго­товил Реформацию, но не принял ее, поскольку та, по его мнению, для преодоления Средневековья использовала сред­невековые же способы.

Необходимость реформирования христианства и Церкви понимали и сами служители культа, но все их попытки в этом направлении не увенчались успехом. В результате они получи­ли мощное движение Реформации и раскол католицизма.

Одним из первых предшественников Реформации стал анг­лийский священник Джон Уиклиф (1330 - 1384), выступивший против права Церкви на владение землей, за ликвидацию пап­ства и отказ от ряда таинств и обрядов. Со сходными идеями выступил также чешский мыслитель Ян Гус (1371 - 1415), ко­торый требовал отменить торговлю индульгенциями, вернуться к идеалам раннего христианства, уравнять в правах мирян и духовенство. Гус был осужден Церковью и сожжен.

В Италии пионером реформаторских устремлений стал Дж. Савонарола (1452 - 1498), подвергавший папство суровой кри­тике, изобличавший Церковь в ее стремлении к богатству и роскоши. Он также был: отлучен от Церкви и сожжен. В Ита­лии движение Реформации не получило широкого распро­странения, поскольку здесь притеснения и злоупотребления папства ощущались менее остро.

Главными фигурами Реформации являются немецкий свя­щенник Мартин Лютер (1483 - 1546) и французский священ­ник Жан Кальвин (1509 - 1564), возглавившие бюргерско-буржуазпое направление, а также Томас Мюнцер (1490 - 1525), возглавивший народное крыло Реформации, которое в Герма­нии переросло в крестьянскую войну (1524- 1526). В Нидер­ландах и Англии движение Реформации привело к буржуазным революциям.

Точной датой начала Реформации считается 31 октября 1517 г., когда Лютер прибил на дверях своей церкви в Виттен-берге листок, содержащий 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями.

Реформация затронула не только торговлю индульгенция­ми, но и более фундаментальные вещи в католицизме. Она выступила с лозунгом о возврате к самим истокам христиан­ства. С этой целью она провела сверку католического Свя­щенного предания со Священным писанием, Библией, сделав вывод, что Священное предание является грубым искажением изначального христианства. Церковь не только не имеет права продавать 1шдульгенции, но и вообще отпускать грехи человека.

Библия не требует от согрешившего каких-либо искупи­тельных пожертвований. Для его спасения нужны не пожерт­вования в пользу Церкви или монастырей, не "добрые дела", но искреннее раскаяние в содеянном и глубокая вера. Проще­ние личного греха, личной вины достигается через непосред­ственное, личное обращение к Богу. Никаких посредников при этом не требуется.

Рассматривая другие функции Церкви, сторонники Рефор­мации приходят к мысли, что все они, как и само существова­ние Церкви, противоречат Священному писанию. Существо­вание Церкви, как религиозного института, покоится на положении католицизма о делении верующих на священников и мирян. Однако необходимости такого института и деления нет в Библии. Напротив, там провозглашается принцип "все­общего священства'', всеобщего равенства людей перед Богом.

Именно этот принцип равенства восстанавливает Рефор­мация. Служители Церкви не должны иметь какие-либо при­вилегии в отношениях с Богом. Претендуя на посредническую миссию между простым верующим и Богом, они посягают на право каждого непосредственно общаться с Богом, ибо, как утверждает Лютер, "каждый сам себе священник". На долж­ность пастора может быть избран любой член община.

В равной мере каждый верующий должен иметь возмож­ность читать и толковать Священное писание. Лютер отвергал исключительное право папы на единственно верное толкова­ние Библии, Он по этому поводу заявляет: "Всем и каждому христианину подобает знать и обсуждать учение, подобает, и пусть будет проклят тот, кто на йоту суживает это право". Для этого он перевел Библию с латинского на немецкий язык, и по его примеру она была переведена на языки других европей­ских стран.

Отрицание католической Церкви обосновывалось также новым пониманием Бога. В католицизме Он воспринимается как нечто внешнее по отношению к человеку, некий небожи­тель, внешняя опора человека. Пространственный разрыв ме­жду Богом и человеком в известной мере допускал наличие между ними посредника, каковым и стала Церковь.

В протестантизме понимание Бога существенно меняется: из внешней опоры Он превращается во внутреннюю, находя­щуюся в самом человеке. Теперь вся внешняя религиозность становится внутренней, а вместе с этим все элементы внешней религиозности, включая Церковь, теряют свое прежнее значе­ние. Так как божественное начало переносится внутрь челове­ка, то от него самого зависит, как и насколько он сможет вос­пользоваться имеющимся в нем божественным даром,

Вера в Бога по сути выступает как вера человека в самого себя, ибо присутствие Бога переносится в него самого. Такая вера действительно становится внутренним делом человека, делом его совести, работой его души. Эта "внутренняя вера" является единственным условием и путем спасения человека.

Пересмотр места и роли Церкви в религиозной жизни по­влек за собой отказ от многих обрядов, таинств и святынь. Были сохранены только те, которые строго соответствуют Пи­санию. В частности, из семи таинств осталось только два: кре­щение и причастие.

Реформация многими своими сторонами перекликается с гуманизмом Возрождения. Она также идет по пути возвыше­ния человека, делая это, в определенном смысле, более трезво и осторожно. Гуманизм слишком щедро сближает человека с Богом, объявляет его "вторым богом", человеко-богом и т. д. Реформация поступает более осмотрительно. Она сохраняет христианский тезис об изначальной греховности человека. В то же время она наделяет его Божественным началом, Божест­венным даром, и благодатью, которые открывают перед ним реальный путь к спасению.

Отсюда она всячески подчеркивает значение усилий самого человека, его личной веры, личного выбора, личной ответст­венности. Само спасение она объявляет личным делом чело­века. Как и гуманизм, Реформация способствовала усилению роли светского начала, мирской жизни. Лютер, в частности, отвергал монашество как высший образ служения Богу.

В то же время между Реформацией и гуманизмом имеются существенные различия. Главное из них касается отношения к разуму. Возвеличивая человека, гуманизм опирался прежде всего на бесконечные возможности человеческого разума. Его вера в человека покоилась на вере в его разум. Реформация смотрела на разум весьма критически. Лютер называл его "блудницей дьявола". Веру в Бога он объявлял недоступной и непостижимой для разума.

По-разному решались такие вопросы о соотношении чело­веческого и божественного, что проявилось в идейном споре между Лютером и Эразмом Роттердамским. Первый упрекал второго за то, что "человеческое значит для него больше, чем божественное". Лютер придерживался противоположной по­зиции.

Возникший из Реформации протестантизм включает в себя несколько течений: лютеранство, кальвинизм, англиканство, пресвитерианство, баптизм др. Однако все они представляют собой религию, которая является удивительно простой, деше­вой и удобной. Именно такая религия нужна была нарождав­шейся буржуазии. Она не требует больших денег на строитель­ство дорогих храмов и обслуживание пышного культа, что имеет место в католицизме. Она не отнимает много времени для молитв, паломничества к святым местам и других обрядов и ритуалов.

Она не стесняет жизнь и поведение человека соблюдением постов, выбором пиши и т. д. Она не требует каких-либо внешних проявлений своей веры. Чтобы быть в ней праведни­ком, достаточно иметь веру в своей душе. Такая религия впол­не устраивает современного делового человека. Не случайно Ж. Кальвин отмечал, что успех в профессиональной деятель­ности является признаком богоизбранности.

Утверждение новой религии шло с большими трудностями. Католицизм во главе с папством не мог смириться с тем, что терял контроль над значительной частью Германии, Франции, Швейцарии и всей Англией. Противостояние между старой и новой религиями привело во второй половине XVI века к от­крытой религиозной войне с протестантизмом, получившей название Контрреформации, в которой особую роль сыграл Орден иезуитов, созданный Игнатием Лойолой (1491 - 1556).

Именно этот орден прославился таким печально знамени­тым событием, как Варфоломеевская ночь, когда в одном только Париже, в ночь на 24 августа 1572 г. было убито более 2 тысяч протестантов-гугенотов, а по всей стране в течение последующих двух недель - около 30 тысяч протестантов. Гонениям подвергались не только протестанты, но и гумани­сты, произведения которых объявлялась запрещенными. Для этого был создан "Индекс запрещенных книг", куда были включены "Божественная комедия" Данте, "Декамерон" Боккаччо, "Об обращениях небесных, сфер" Коперника и многие другие.

Благодаря Контрреформации, закончившейся в XVII веке, католической Церкви удалось сохранить влияние в Италии, Испании, Франции, южных областях Германии и ряде восточ­ноевропейских государств. Однако европейская культура была расколота на католическую и протестантскую.

Философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения вызвала глубо­кие изменения во всех областях культуры - в философии, науке и искусстве. Одно из них состоит в том, что философия становится все

более независимой от религии, перестает быть "служанкой богословия", хотя до полной независимости ей еще далеко. Как и в других областях культуры, в философии возрождаются учения античных мыслителей - в первую очередь Платона и Аристотеля. Марсилио Фичино основал Платоновскую акаде­мию во Флоренции, перевел труды великого грека на латин­ский язык. Идеи Аристотеля вернулись в Европу еще раньше, до эпохи Возрождения. Во время Ренессанса, по словам Люте­ра, именно он, а не Христос, "правит в европейских универси­тетах".

Вместе с античными учениями широко распространение получает натурфилософия, или философия природы. Ее про­поведуют такие философы, как Б. Телезио, Т. Кампанелла, Д. Бруно. В их трудах развиваются мысли о том, что философия должны изучать не сверхприродного Бога, а саму природу, что природа подчиняется своим, внутренним: законам, что основу познания составляют опыт и наблюдение, а не божественное откровение, что человек является частью природы.

Распространению натурфилософских взглядов способство­вали научные открытия. Главным из них стала гелиоцентриче­ская теория Н. Коперника, которая произвела настоящий пе­реворот в представлениях о мире.

Следует, однако, заметить, что научно-философские взгля­ды того времени все еще испытывают заметное влияние со стороны религии и теологии. Такого рода воззрения часто принимают форму пантеизма, в котором существование Бога не отрицается, но Он растворяется в природе, отождествляется с ней. К этому надо добавить также влияние так называемых, оккультных наук - астрологии, алхимии, мистики, магии и т. д. Все это имеет место даже у такого философа, как Д. Бруно.

Реформация в Германии

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние Швейцарии на Университетские круга и прогрессивную интеллигенцию.

Выдающимся представителем немецкой гуманистической ли­тературы был Иоганн Рейхлин (1455—1522), стремившийся показан, божественное в самом человеке. Борьба Рейхлина с католическими богословами в защиту свободы научного исследования была пода держана многими гуманистами.

Яркая фигура немецкого Возрождения — Ульрих фон Гуттен (1488—1523), писатель, просветитель и политический деятель. Он один из авторов широко известной сатиры «Письма темных людей», обличавшей моральное разложение, невежество духовенства, схо­ластическую науку. Автор язвительных «Диалогов» и памфлетов.

Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Ре­формации — движением за реформу (от лат. reformatio — преобразование) католической церкви, за создание «дешевой церкви» без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой исто­рии христианства. Возглавлял движение за Реформацию Мартин Лютер (1483—1546), доктор богословия и монах августинского мо­настыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога и что прийти к Богу можно без посредничества католического духовен­ства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католи­ческой церкви и выразили протест на требование отречься от сво­их взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации.

Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвет достигло изобразительное искусство. Живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471— -1528) создал цикл гравюр «Апокалипсис», где он добил­ся небывалой выразительности. И хотя тема апокалипсиса родит этот цикл с искусством поздней готики, способ раскрытия реали­стических образов говорит о влиянии итальянского Возрождения, В портретах Дюрер утверждал новое ренессансное понимание личности.

Одна из ведущих фигур немецкого Возрождения — Лукас Кра­нах Старший (1472—1553). Картина «Бегство в Египет» - характерный образец его живописи. Религиозные сюжеты его картин разворачиваются на фоне великолепного пейзажа. Он также писал блаженную натуру и детализированные идеализированные портреты, в частности Мартина Лютера. Заметного подъема достигла немецкая литература. Крупней-

1ими немецкими поэтами эпохи Реформации были мейстерзингер Ганс Сакс (1494—1576), написавший множество назидательных ба­сен, песен, шванков, драматических произведении, и Иоганн Фишарт (1546—1590) — автор остросатирических работ, последний представитель немецкого Возрождения.

Основоположником Реформации в Швейцарии стал Ульрих Цвингли (1484—1531). В 1523 г. он провел церковную реформу в Цюрихе, в ходе которой были упрощены церковные обряды и богослужения, отменен целый ряд церковных праздников, закрыты некоторые монастыри, проведена секуляризация церковных зе­мель. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместил­ся в Женеву, а реформационное движение возглавил Жан Кальвин (1509—1562), создатель наиболее последовательного реформационного движения. Кальвин исходил из идеи об абсолютном предо­пределении человека Богом к спасению или гибели. Это предо­пределение необратимо и непостижимо; показателем того, что че­ловек на правильном пути, что он «избранник божий» является его успех в профессиональной деятельности, который во многом зави­сит от личной воли и усердия. Реформация победила в Швейца­рии в 40-е гг. XVI в., и эта победа во многом определила общую культурную атмосферу в обществе: излишняя роскошь, пышные празднества, увеселения порицались, одобрялись честность, трудо­любие, целеустремленность, строгость нравов. Эти идеи получили особое распространение в странах Северной Европы.

Возрождение в Нидерландах

Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердам­ский (1496—1536). Значение произведений ве­ликого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой •Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо. Сатири­ческие произведения его получили широчайшую известность в Германии, Франции, Испании, Англии. Превосходные по форме, глубокие по содержанию, они вот уже не одно столетие находят своего читателя. Эразму Роттердамскому принадлежит заслуга в осуществлении первопечатного издания Нового Завета на грече­ском языке и его переводе на латынь. Он создал собственное учение «Философия Христа», основой которого была идея личной связи человека с Богом.

Одним из предтечей и основоположников либерализма можно считать Дирка Коорнхерта, выразителя идей свободы, веротерпи­мости и космополитизма. К этому же времени относится творче­ство Филиппа Апъдехонде, автора национального гимна Нидерландов.

Представитель раннего нидерландского Возрождения — Иероним Босх (ок. 1450—1516). Его картины полны причудливых обра­зов дьявольских созданий («Сед наслаждений»), поражают изощрен­ностью воображения. Религиозные сюжеты изображают не святых, а простых людей, их действие как бы перенесено в современные художнику Нидерланды, в них выставлены в карикатурном виде людские пороки.

Величайшим художником своего времени был Питер Брейгель Старший (1525—1569). Его картины крестьянского быта дали нача­ло жанровой живописи. Художник черпал темы в быту, в жизни («Охотники на снегу», «Возвращение стада», «Крестьянская свадьба», «Сенокос» и Другие полотна, вошедшие в серию «Месяцы»). В его картинах часто звучит тема страдания и смерти, порождаемая духом совре­менной ему эпохи («Слепые», «Триумф смерти»). На одной из картин Брейгеля «Нидерландские пословицы» размещено более 100 иллюстра­ций к народным пословицам и поговоркам. Смысл многих из них понятен и нам («Смотреть сквозь пальцы», «Вооружен до зубов», «Биться головой об стену» т.д.).

Питер Брейгель носил прозвище «Мужицкий». Его сыновья — Питер Младший, прозванный "Адским" Брейгелем, писал на рели­гиозные сюжеты, а Ян, прозванный «Бархатным» («Цветочным»), — натюрморты с цветами, характеризующиеся насыщенностью и гармонией красок.

Особенностью культурной жизни Нидерландов были риториче­ские общества, которые организовывались не только в городах, но и в селах и даже небольших деревнях. Члены этих обществ (а вой­ти в их состав мог любой человек) соревновались в сочинении стихов, песен, пьес, рассказов. Риторические общества способст­вовали распространению образования в обществе, повышению его культурного уровня.

Возрождение в Англии

В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени — Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманистических воззрений в сфере соци­альной философии связано с именем Томаса Мора (1478—1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной

собственности, и золото не является ценностью — из него делают цепи для преступников.

Основоположник английской классической литературы и со­временного английского языка — Джефри Чосер (ок. 1340—1400) наиболее известное его произведение — сборник стихов и прозаи­ческих новелл «Кентерберийские рассказы», якобы рассказанных поломниками по пути в Кентербери. В них он проявил себя тонким психологом и стилистом.

Величайшая фигура английского Возрождения Уильям Шекспир (1564—1616), создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Отелло», исторических драм «Генрих VI», <Ричард III», комедий «Виндзорские насмешницы», «Много шума из ничего», сонетов.

Мировосприятие драматурга на протяжении его творчества из­менялось. Так, оптимизмом проникнуты его первые комедии, позже, в исторических драмах он решает проблему закона и вла­сти, и мировосприятие становится все более пессимистическим. Его пьесы написаны белым стихом с вкраплением прозы.

Шекспир был драматургом в лондонском театре «Глобус», ко­торый пользовался большой популярностью у населения. Англий­ские театры того времени посещали люди всех сословий. Подъем театрального искусства, его общедоступный и демократический характер способствовали развитию демократических структур в английском обществе.

Возрождение в Испании

Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распро­странение получили рыцарские и плутовские романы. В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, автор известной трагикоме­дии «Селестина».

Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547—1616). Главное его произведение — бессмертный роман «Дон-Кихот», в котором органически сочетаются реализм, героика и романтизм. Пародируя рыцарский роман, пи­сатель создал всеохватывающую панораму испанского общества.

Основоположник испанской национальной драмы — великий Лопе де Бега (1562—1635), автор более чем 1500 литературных про­изведений, в том числе таких, как «Собака на сене», «Учитель танцев». Свои взгляды он изложил в форме важнейших принципов испан­ской ренессансной драмы в стихотворном трактате «Новое искусство сочинять комедии в наши дни». Его пьеса «Фуэнте Овехуна» («Овечий источ­ник») была названа первой народной драмой.

Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимает Эль Грека (1541—1614). Его картины на религиозные сюжеты полны эмоционального напряжения, персонажи его полотен освещены мерцающим светом («Похороны графа Орзаса»).

Возрождение во Франции

Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494—1553), написавший сатириче­ский роман-аллегорию «Гаргантюа и Пантагрюэль», повествующий о двух великанах — отце и сыне.

В 40-е гг. XVI в. во Франции возникает литературное направ­ление, вошедшее в историю под названием «Плеяды». Возглавляли это направление знаменитые поэты Пьер де Ронсар (1524— 1585) и Жоакен Дю Белле (1522— 1566). Поэты «Плеяды» видели свою главную задачу в том, чтобы поднять французский язык на один уровень с классическими греческим и латынью.

Важнейшей темой в поэзии было воспевание любви. Показа­тельны в этом плане сонеты Пьера Ронсара, прозванного «принцем поэтов», оказавшего очень сильное влияние на развитие француз­ской поэзии в целом.

Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533—1592). Славу Монтеню принесли напи­санные в уединении родового замка «Опыты», давшие название це­лому направлению в европейской литературе — эссеистике (от фр. essai — опыт). В изысканных и вольных по форме, казалось бы не связанных между собой эссе Монтеня, получили развитие тради­ции французского свободомыслия эпохи Возрождения. Человек - вершина всех рассуждений Монтеня о природе и обществе.

Первым художником во Франции, последовательно воплотив­шем эстетические принципы Раннего Возрождения, был Жан Фуке (ок. 1420—1480). В реалистической манере им выполнены миниатю­ры и книжные иллюстрации, в том числе к «Декамерону» Боккаччо.

Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории и двигалась к Новому времени.


Список литературы

1. Баткин И.М. «Итальянское Возрождение в поисках индивидуальностей», М., 1989.

2. Лазарев В.Н. «Начало раннего Вохрождения в итальянском искусстве», М., 1979.

3. Радугин А.А. «Культурология», М., 1999.

4. Силичев Д.А. «Культурология», М., 2000.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий