Смекни!
smekni.com

Оздоровительные методики и системы в РФ. Система Купера и Амосова (стр. 2 из 3)

По Куперу главное правило аэробики заключается в том, чтобы не перенапрягаться и не наносить, таким образом, ущерба своему здоровью. «Поспешность, — утверждает он, — никакой пользы принести не может. Она принесет лишь неприятности. Идите к Вашей цели постепенно. Человек, который подрывал свое здоровье в течение многих лет неправильным образом жизни, не должен рассчитывать на то, что сумеет привести себя в порядок за пару недель».

Одной из характерных черт оздоровительной системы Купера являются тесты физической готовности. Эти тесты Купер не считает тренировочным средством, они служат лишь для контроля физического состояния.

«Если вам меньше 30 лет, если вы в течение последнего года прошли медосмотр, который не обнаружил нарушений в состоянии вашего здоровья, — пишет Купер, — то только в этом случае при желании можете начать занятия аэробики с тестов. В любом другом случае вам следует начать с программы занятий для новичков. Только завершив ее, можно (опять-таки при желании) пройти тесты, чтобы определить уровень своей подготовленности, свою принадлежность к одной из категорий».

Беговой 12-минутный тест Купера заключается в том, чтобы пробежать (или пробежать и пройти — в зависимости от физической возможности) как можно большее расстояние за 12 мин. Во время этого теста ни в коем случае нельзя перенапрягаться. Почувствовав одышку, надо перейти на ходьбу. Когда дыхание восстановится, можно снова бежать. (Тесты приведены в справочном разделе книги.) К. Купер утверждает, что физические упражнения особенно необходимы после наступления климакса, поскольку естественные защитные силы организма в этот период жизни резко ослабляются. Помимо прекрасной профилактики против сердечно-сосудистых и многих других заболеваний тренировки значительно облегчают протекание хирургических операций, от которых не застрахованы женщины и мужчины этого возраста.

Питание по Амосову.

1.Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закалка, время и умение отдыхать. И еще пятое – счастливая жизнь! К сожалению, без первых условий она здоровья не обеспечивает. Но если нет счастья в жизни, то где найти стимулы для усилий

чтобы напрягаться и голодать? Увы!

2.Не переедать. Разумно питаться.

Несомненно, академик Амосов придавал большое значение правильному питанию и, как всегда, проверял теорию на себе. Ключевое слово в его системе – не переедать, то есть поддерживать оптимальный вес. Он много размышлял о физиологических и психологических аспектах питания и имел собственный взгляд на проблему.

«Преувеличенная» зависимость между чувством голода и потребностью в пище установлена природой за миллионы лет эволюции. Иными словами, хотя и считается, что потребность в пище физиологична, а чувство голода появляется в тот момент, когда в крови недостаточно питательных веществ, в получении энергии извне «заинтересованы» и люди с избыточным весом, хотя этой самой энергии – в виде жировых отложений – более чем достаточно у них под кожей!

Можно с полным на то основанием утверждать, что важную роль здесь играет чувство удовольствия, испытываемое нами от еды. И это не случайно, поскольку многие системы и подсистемы организма «нацелены» на постоянное увеличение уровня душевного комфорта – УДК,

по Амосову. Тучность и ожирение возникают при постоянном удовлетворении чувства удовольствия – читай: «при невоздержанности»; при адаптации к постоянной и чрезмерной сытости – читай: «к перееданию» и при возрастании притязаний получить как можно больше вкусной пищи – читай: «при обжорстве»!

Если среда предоставляет человеку обилие и даже изобилие пищи, то остановить процесс превышения прихода энергии над расходом может только такое чувство, которое по силе может составить конкуренцию УДК. Например, любовь... Не зря Н.М.Амосов говорит о «счастливой жизни». Счастливому человеку нет нужды искусственно повышать уровень удовлетворения жизнью с помощью еды. Изменить подход к питанию может и осознанное убеждение в том, что толстеть не только нехорошо, но и вредно. Чувство удовольствия от еды, по мнению Амосова, вполне можно тренировать и корректировать.

Существует весьма распространенное мнение, что пищеварительный тракт человека – конструкция хрупкая и рафинированная. Дай ему чего-нибудь погрубее, так сразу же гастриты, колиты и чуть ли не заворот кишок... На самом деле, как считает Н.М.Амосов, наш желудок в состоянии переварить все, за исключением разве что хвои, а вредит ему не грубая пища, а чрезмерно обработанная. Здоровый желудочно-кишечный тракт – такой, который способен «переваривать гвозди». Достигнуть этого можно только постоянным употреблением большой массы грубой пищи в сыром виде при ограничениях жирных и острых блюд. Тренировать кишечник нужно, как и всякий орган, постепенными нагрузками. В данном случае постепенно приучать кишечник к сырой растительной пище, увеличивая ее объем и расширяя состав за счет ограничения других продуктов.

Проанализировав споры ученых-ортодоксов, ярых сторонников вареной пищи и «протестантов-сыроедов», Амосов делает вывод, что сколько-нибудь веских аргументов в пользу полного перехода на сырую пищу нет, как нет их и в пользу вареной пищи. Система пищеварения разницу между свежей и вареной морковкой не делает. Главное для желудка – тщательно прожеванная и смоченная слюной пища. А дальше снова начинается погоня за увеличением УДК – поиски необычных вкусовых ощущений. Тогда мы и начинаем не только варить, но и жарить, солить, перчить, добавлять всякие соусы и приправы.

Неоднозначен и далеко не прост вопрос о голоде, тем более о полном голоде. Солидной научной базы по полному голоданию нет. Зато есть уклончивые рассуждения об «отдыхе», «разгрузке» и каких-то совсем уж полумифических «шлаках», якобы через кишечник выделяющихся. Но физиологи, изучающие функции и отправления организма, никаких таких шлаков до сих пор не обнаружили. Да и яды в нормально функционирующем организме в большом количестве не накапливаются. Прекрасно известно, что обезвреживание пищевых ядов и вывод их из организма входит в функции печени и почек, однако для этого вовсе не надо голодать.

Не совсем понятен и характер рассуждений сторонников голода по поводу «необходимости отдыха для пищеварительного тракта». Никто ведь не спорит: перебрав накануне по части еды, нужно денек попоститься. Но это не значит, что полезно полное и длительное голодание.

Главная заслуга натуропатов и фанатичных сторонников голодания состоит в том, что они развеяли миф о чувстве голода как сигнале бедствия организма. Голод можно использовать как сильнодействующее лечебное средство. Его применяют, например, в терапии психических заболеваний. Методом лечебного голодания лечат ожирение. Но здоровым людям, по мнению Амосова, увлекаться полным голоданием не стоит. Он – за естественность в питании. По его мнению, не вреден ни один естественный продукт, если употреблять его в меру, при общем правильном и разнообразном питании, хотя бы потому, что организм приспособлен к этому эволюцией. Вот солить пищу – не естественное для человека пристрастие, жарить – тоже. Вредность соли Амосов считал доказанной. Она и жидкость в сосудистом русле задерживает, и объем циркулирующей крови увеличивает, и сердце перегружает, и гипертонии способствует. Правда, Амосов признавал, что полностью отказаться от соли невозможно (да и не нужно, в свете современных данных), однако стоит снизить ее употребление до минимума.

Одним из первых Н.М.Амосов обратил внимание на ту роль, которую играет в работе организма, и в частности в пищеварении, «система напряжения», то есть нервно-психологический фактор. Он писал, что длительное психическое напряжение с неприятными эмоциями способно извратить нервное регулирование желудка и толстого кишечника – двух отделов, более всего связанных с центральной нервной системой.

Амосов рекомендовал есть 4-5 раз в день, пить 2-3 литра всякой жидкости (с учетом потребления фруктов и овощей) и всегда вставать из-за стола с желанием съесть еще немножко. А вот необходимость строго соблюдать режим питания он поставил под сомнение. Он был против профилактического приема пищи, когда садятся за стол, не испытывая желания есть, просто потому, что время подошло. Считал, что здоровому человеку нерегулярность полезна, чтобы «тренировать регуляторы», управляющие обменом веществ.

Первое условие такой тренировки – снижение веса тела до нормы, определяемой хотя бы по формуле «рост минус 100». (Уточним: для мужчин – рост минус 90-100, для женщин – мину 100-110.) Хотя Амосов считал, что «минус 105» или «минус 110» лучше, особенно для людей с плохо развитой мускулатурой. И ни в коем случае нельзя прибавлять на возраст, хотя бы потому, что людям за 50 угрожают гипертония, склероз – болезни, связанные с лишним жиром. Сам Николай Михайлович при росте 168 см поддерживал вес 62 кг многие годы (с 25 до 60 лет). Далее он принял решение для профилактики склероза снизить свой вес до 55 кг.

Сейчас такое значительное снижение веса (10 кг и более) от нормы считается опасным для здоровья. Некоторые исследователи уверены, что и для самого Амосова оно оказалось вредным, так как усугубило его проблемы с сердцем. Слишком малый вес не давал возможности наращивать «мышечный корсет», несмотря на ежедневную энергичную гимнастику, которую практиковал Амосов. Ему пришлось вшить электростимулятор сердечной деятельности. Но образ жизни академика помог ему жить полноценно, успешно работать, до конца сохранять активность и ясный ум. Скончался Николай Михайлович от обширного инфаркта. Правда, случилось это на 90-м году жизни...