Смекни!
smekni.com

Исследование личностной зрелости студентов-психологов в процессе профессионального самоопределен (стр. 12 из 14)

5 Антипсихиатрия

Не дай мне Бог сойти с ума...

А.С.Пушкин

5.1 Психиатры и антипсихиатры

Если вы поступаете так, настаивая, что человек должен измениться, и для этого вы, так сказать, «закручиваете гайки» с помощью лекарств, стеснения и т.п. – это пытка.

Д -р Ли Колеман, автор книги «Власть ошибки»

Глазами её обитателей психиатрическая лечебница как отдельный мир представляется обычно в вариации от тюрьмы или ада («Палата№6», «Опиум», «Дневник сумасшедшей», «Дом страха» и др.), куда люди попадают за совершенные ошибки, за грехи, не имея надежды на возвращение на волю, чистилища или куколки бабочки («Прерванная жизнь», «Над гнездом кукушки»), которое является испытанием и перестройкой сознания в лучшую или в худшую сторону,- до земного рая («Похождения бравого солдата Швейка»), места заботы, безопасности и абсолютной свободы, откуда сбежит только сумасшедший. Но обычно лечебница изображается как отражение реального мира или как своеобразная проекция «запирания» собственных слабостей и недостатков, как это сделано Эдгаром По в рассказе «Система доктора Смолля и профессора Перро», где больные взбунтовались и заперли весь персонал в палатах, выдавая себя за врачей, а врачей за больных. И это не единственный пример, где врач и пациент меняется местами в литературе, за исключением случаев, когда подобное действие является гуманистическим приемом в психиатрии, когда такая перемена мест указывает на глубокое личное понимание и родство.

Вообще подобные отношения «врач-пациент» в психбольницах в литературе представляют собой видоизмененный конфликт отцов и детей, явный пример «властных отношений, которые игнорирует классический марксизм: например, отношениях между врачом и пациентом, учителем и учеником, родителями и детьми, администрацией тюрьмы и заключенными».

Условно всех теоретиков безумия можно разделить на Психиатров и Антипсихиатров – вне зависимости от их профессии и наличия заболеваний.

Первые (Фрейдисты и постфрейдисты – Ясперс, Пинель, Победоносцев – считают, что больное общество порождает больных людей, настаивают на существовании естественной социально адаптированной нормы и возможности деления людей на больных и здоровых при невозможности найти реальный пример здорового человека. Их девизом можно считать слова Пинеля: «Лечить сумасшедших всё равно что воспитывать молодежь».

Другие ( Ницше, Арто, Кизи, Сас, Сартр, Фуко, Маркузе и др.), напротив, считают, что нормы нет, а психиатрия – лженаука, принявшая «форму репрессии, принуждения, обязанности добиваться спасения собственной души». Наиболее радикальные противники психиатрии утверждают, что никаких психических болезней нет вообще, поэтому лечить их бессмысленно; то, что психиатры называют болезнями, на самом деле представляет собой социально неприемлемое поведение, состояние, противное животной стороне человека и стадности, делает человека пророком, поэтом, мучеником за идею – или просто личностью, уничтожение которой приравнивается к убийству. Таким образом, психиатрия рассматривается как институт социального контроля, психиатры – современные инквизиторы, а диагноз – обвинение и приговор. Кроме того, психиатрию критикуют за чрезмерное пристрастие к биологическим методам лечения, причиняющим существенный вред здоровью, в то время как причины болезни обычно лежат в социальной, а не биологической сфере.

И ницшеанский «сверхчеловек», преодолевающий «слишком человеческое», и фрейдовский фрустрированный противостоят толпе, обыденности, косности.

Возможен и промежуточный вариант (Чехов, Свифт); здесь основную мысль можно выразить словами Свифта: «Вместо того чтобы запирать сумасшедших, можно было бы направить их безумие в полезное обществу русло: бешеных отдавать в солдаты, нимфоманов – в публичные дома…»

Если высказывание «он безумен» можно приравнять к «он нам не нравится», как если бы это было физическое уродство или увечье, то даже если отменить психиатрию вообще, сумасшедшие дома останутся, как останутся отчуждение обществом непохожих на других.

Часто именно неподобающее лечение и делает человека безумным (как, например, в фильме «Управление гневом»).

5.2Антинаучная Антипсихиатрия

Пока существует принудительная госпитализация, психиатрия — это тюрьма, преступление против человечества, не медицина.

Д-р Томас Сас, профессор и автор книги «Миф о психическом заболевании»:

Антипсихиатрия (от греч. anti - против + psyche - душа + iatreia - лечение) – социально-политическое и научное движение, возникшее в 1960-х гг. и изначально поднимавшее вопрос об упразднении психиатрических институтов как средств социального контроля и выступавшие против произвола врачей-психиатров и изоляции больных от общества. Антипсихиатрическое движение возникло на фоне широкого общественного недовольства по поводу злоупотреблений и неудовлетворительных условий содержания пациентов в психиатрических больницах и в ряде западных стран привело к деинституционализации психиатрической службы. Наиболее значительную роль в данном движении сыграли Рональд Лэйнг, Дэвид Купер, Франко Базалья, Мишель Фуко, Томас Сас, Эрвинг Гоффман, Лорен Мошер, Питер Бреггин. Медицинское движение антипсихиатрии опиралось на феноменологическую психиатрию, «экзистенциальный анализ» Л.Бинсвангера и «экзистенциальный психоанализ» Ж.П. Сартра. Теоретические аспекты антипсихиатрического движения отражены в книгах Дэвида Купера «Психиатрия и антипсихиатрия» и Рональда Лэйнга «Политика переживания», появившихся в 1967 году, а также в книге «Разум и насилие», появившейся в 1964 году в результате их совместной работы. Наибольшее развитие идеи антипсихиатрического подхода в медицине нашли трудах Т.Саса (Szasz), М.Фуко, Р.Д. Лэйнга.

Одни, в частности – Фуко, вообще не признают существование психических заболеваний, другие, например Томас Сас, признают существование психических заболеваний, однако принципиально отвергают идею принудительного лечения, несмотря на то, что многие больные могут быть абсолютно неспособны устроиться в обществе, освоить хотя бы лёгкую профессию или даже элементарно позаботиться о себе и не иметь опекунов, которые могли бы за ними ухаживать. При этом подвергается критике популярное представление об «опасности» психически больных – в действительности чаще всего они опасны лишь для самих себя, хотя есть и маньяки и психопаты, способные совершить преступление или того хуже – безумные идеоманы у власти, ведущие народы на очередную бойню за идею.

Есть участники движения, которые признают существование заболеваний,но не признают биологических методов лечения: нейролептиков (антипсихотиков), антидепрессантов, транквилизаторов, нормотимиков, электросудорожной, атропинокоматозной и инсулинокоматозной терапии, а в прошлом лоботомии, приносящих вред здоровью, так как лечение становится страшней болезни и нарушается завет Гиппократа «не навреди». Например, психохирургия способна сократить их бюджетные затраты на содержание психически больных, но несёт в себе «побочные эффекты»:

— Смертельный исход в результате операции с вероятностью до 20%.

— Инфицирование, приводящее к нагноениям в мозге.

— Менингит (серьёзное инфекционное заболевание мозга).

— Остеомиелит (воспалительное инфекционное заболевание кости) черепа.

— Кровоизлияния в мозг.

— Увеличение веса, утрата контроля над мочеиспусканием и испражнением.

— Эпилептические припадки у более 50% пациентов.

— Неожиданные и неприемлемые изменения в поведении.

Хотя во многих случаях такие приемы – единственное решение, открытое наукой, и во многих случаях необходимое и оправданное.

Основными причинами критики психиатрии считались неправомерное использование диагнозов и принудительного лечения (Лоренс Придди, юрист: «Принудительного лечения бы не было, если бы у людей не было страховок. Об этом говорит скорость выписывания после окончания страховки»), разночтения и нечёткость формулировки видов заболеваний, допускающие возможность различного толкования (Томас Сас: «...вы много курите – это болезнь, вы много спите – это болезнь, вы полны – это болезнь <…> «Хронические бредовые расстройства» – F22.0 – F22.9 сформулированы таким образом, что под них подпадают практически все люди, достигшие возраста 35 лет. На вопрос «За какую партию голосовали при выборах в Госдуму?» если человек ответит, что в выборах не принимал участия, то будет поставлен диагноз «Апатия», а если проголосовал за кого-либо, то – «Индуцированное бредовое расстройство» – F24. По мнению советских психиатров, все диссиденты страдали от «негибкости убеждений», что подпадало под новый диагноз – «вялотекущая шизофрения») и диагнозы, зависящие от усмотрения врача, которые можно поставить кому угодно («в мире нет и не может быть человека, которого нельзя запереть в сумасшедший дом… я обратил на вас внимание, значит, вы больны» - неизвестный психиатр ), а также наличие неопасных для общества отклонений, имеющих статус болезни (например – гомосексуализм) и неравенство душевнобольных в правах по сравнению со здоровыми гражданами, жестокое обращение с ними, стеснение и подавление их личности («Даже убийцы, грабители, воры и прочие преступники имеют право присутствовать на своём суде, иметь защитника, выступать в суде. Суды проходят открыто. Больной же, не совершивший никакого преступления, был лишён всех прав ещё до заседания судилища»).