Смекни!
smekni.com

Дорический и ионический ордера в архитектуре древней Греции (стр. 1 из 2)

Российская академия художеств
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный академический
институт живописи, скульптуры и архитектуры
имени И.Е. Репина

Факультет теории и истории искусств

Отделение заочного обучения

Контрольная работа по курсу Античное искусство и архитектура.

Тема: «Дорический и ионический ордера

в архитектуре древней Греции»

(II курс)

Преподаватель: профессор Давыдова Л.И.

Санкт-Петербург

2009

План контрольной работы.

1. Возникновение ордерной системы и её историческое развитие.

2. Причины влияния ордерной системы на последующие эпохи.

3. Основные цели древнегреческого зодчества.

4. Возникновение и развитие дорического и ионийского стиля.

5. Отличительные черты дорического ордера.

6. Отличительные черты ионического ордера.

7. Использование ордерной системы в греческих храмах.

8. Заключение.

Сложение и расцвет древнегреческой архитектуры в её классических формах заключают в себе основу всего последующего развития мирового зодчества и составляют ценный вклад в историю мировой культуры. В VIIвеке до н.э. на основе общей характеристики новых эстетических и этических идеалов древней Греции и изменений, касающихся социальной и эстетической роли архитектуры, сформировалась система конструктивных художественно-пластических решений. Она получила название ордерной, от латинского ordin, означающего строй, порядок, и, в последствии, оказала огромное влияние на последующую эпоху в истории мирового зодчества.

В античную эпоху ордерная система была воспринята эллинизмом и Римом, потом она прошла через европейское средневековье, пронеся свои главные элементы и слегка изменённые детали, возродилась, и благодаря римской архитектуре получила дальнейшее своё развитие в Италии XV – XVIвеков. В эпоху барокко и классицизма ордерная система получила своё отражение в основном в фасадной стороне архитектуры, где по-своему применялся ордер. Последним же периодом наиболее плодотворного использования ордерной системы можно назвать конец XVIII– первую треть XIXвека, - время, связанное в России с творчеством Росси и Воронихина. Однако, «поверхностно-фасадное, во многом уже эклектически-украшательское подражание ордеру доживает вплоть до середины XXвека»[1].

Основные причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры на всемирное зодчество заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений[2]. Она отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составляющих единое, неразрывное целое. Более того, греческая архитектура выявляла не только скрытые возможности в строительной технике своего времени, - в ней выразилось то «продвижение в овладении миром, в его разумной переделке, приспособлении к нуждам человека, та мера осознания человеческого интереса и достоинства, тот уровень эстетического восприятия мира, которые представлялись в эпоху античности и в периоды расцвета гуманизма последующих эпох объективно ценным человеческим завоеванием»[3].

В основе древнегреческого искусства лежали «представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженныйсоциальный характер»[4].

Эллинские зодчие стремились подчеркнуть и развить скрытые в самой конструкции здания художественно выразительные, - образные эстетически моменты. Строго продуманное единство строительно-конструктивной, функционально-утилитарной и собственно образно-эстетической сторон архитектурного сооружения нашло свое воплощение в целостной системе архитектурного языка — ордере.

В храмах греческих городов принципы ордерной архитектуры получили свое наивысшее воплощение. На опыте их строительства была доведена до совершенства художественно-пластическая система, достигающая глубочайшей образности, эстетически подчёркнутой зодчими.

Принципы ордерной архитектуры наглядно воплощаются в порядке и связи основных элементов конструкции: стилобат (основания), вырастающая из него колоннада и лежащий на ней антаблемент (перекрытие). В зрительном образе храма перекрытие над колоннадой было пластически напряжённым за счёт введённого на него скульптурного декора и развёрнутых сюжетных скульптурных групп. «Ощущение твердой устойчивости постамента сменялось упругим напряжением несущего усилия колонн и тяжести горизонтального перекрытия. Некоторое завершающее успокоение создавалось плоскостью треугольников фронтона, а с боковых точек зрения — пологим скатом крыши, жесткий контраст вертикалей колонн и горизонталей перекрытия разрешался чувством их гармоничного слияния»[5].

Одной из целей полисного строительства в Древней Греции было воплощение идеала гармонии целого, которое достигалось, опираясь на эстетически осознанные элементы конструкции и сообразуясь с идейным значением функции храма. Греческие зодчие стремились приобщить к чистоте прихожан храма, - акцентировали соответствующим образом пропорции, подчёркивали одни, смягчали другие элементы конструкции храма, создавали определённый пластический образ, исполненный глубокого духовного содержания.

Это единство конструктивно-вещественного момента с духовным эстетическим аспектом архитектурного образа, достигнутое, казалось бы, простейшими приемами, составляет особую ценность урока, даваемого нам греческой ордерной архитектурой. Эволюция к все большей гармонии, создание новых образных решений при почти неизменной технике, выражаемых в видоизменениях ордера, были в значительной мере обусловлены именно идейно-образной эволюцией культуры[6].

В период ранней архаики – VIIв. до н.э. – сложились два основных ордера: дорический и ионический. «Под ордером в архитектуре понимается определенная система сочетания и взаимодействия несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. В античной архитектуре это отдельно стоящие опоры-колонны и лежащее на них перекрытие — антаблемент»[7].

Единая греческая культура выступает здесь перед нами в двух своих разновидностях. Первый — дорический — развивался преимущественно на западе греческого мира (полуостров Пелопоннес, Сицилия и Великая Греция — южная часть Апеннинского полуострова). Второй ионический — в восточной части Средиземноморья (полуостров Аттика, острова Эгейского моря и в Малоазийской Греции). Различие между двумя древнегреческими ордерами обуславливаются, скорее всего, и влиянием особенностей местной традиции и культуры, и особенностями используемых строительных материалов. Наличие в западных районах деревьев строевых пород, позволявших из стволов большого диаметра целиком высекать необходимые строительные элементы, предопределили наличие в дорическом ордере крупномасштабных элементов. В восточных районах, где произрастают преимущественно деревья с относительно тонкими стволами, возникала необходимость, для обеспечения необходимого сечения, сплачивать ряд мелких брусьев. Очевидно, это повлияло на «сильную расчлененность ордерных элементов ионийского стиля, его своеобразное изящество, зрительную “хрупкость”. Кроме того, этот стиль в некоторых своих проявлениях генетических связан с архитектурой Древнего Востока»[8].

Оба основных стиля развивались параллельно. «Дорический стиль в большей степени, чем ионийский, разрабатывал строгую гармонию пропорций здания, выявляя архитектоническую структурную основу зодчества. Ему свойственна мужественность, твердость и определенность, что и нашло свое выражение в характерной “железной” логике, рациональности и тектонической ясности. Ионийский стиль отличался большей мягкостью, живописностью, утонченностью пропорций, обилием декоративных деталей, яркой полихромией, особенно в своем восточном, малоазийском варианте»[9].

В период наивысшего расцвета Древней Греции, так называемую, классическую эпоху, делались попытки слить воедино эти два стиля, образовав тем самым «панэллинский стиль» архитектуры. Это достигалось путём сопоставления двух стилей в одном и том же сооружении и путём «ионизации» дорического стиля, - то есть, приданию дорическому стилю изящности и утончённости. Однако, всё равно единого стиля в древнегреческой архитектуре так и не возникло.

Основные структурные элементы едины как для дорического, так и для ионического ордера. Основа – стилобат – обрабатывается по всему периметру обычно тремя ступенями. По внешнему контуру храма на стилобат устанавливались колонны, состоящие из трёх частей: базы (опорной части), ствола (фуста) и капители, которая являлась завершением колонны и на которую непосредственно опиралось перекрытие-антаблемент. Антаблемент также состоит из трёх частей: балки – архитрава, фриза и карниза, который являлся уже элементом крыши. Крыша имела форму двускатной, вследствие чего передний и задний фасады имели треугольное завершение – фронтон, огибаемый карнизом. Каменные блоки, из которых были выложены стены, колонны и антаблемент, обрабатывались профилями различных типов (так называемыми обломами). Иногда обломы украшались геометрическим и растительным орнаментом. Сочетание обломов разных типов и размеров позволяли создать разнообразные архитектурные профили. Сами по себе архитектурные профили (или обломы) являются архитектурно-пластическими деталями ордера, имеющими в поперечном разрезе прямолинейные или криволинейные очертания.