Смекни!
smekni.com

Культурная работа сущность и основные модели (стр. 2 из 4)

Следующее определение приведенное автором - определение Марио ди Анджело и Пола Весперини, которые определяют пять основных характеристик культурной политики: «1. Цели деятельности центрального правительства должны сочетаться с интересами региональных и местных органов управления, а также интересами основных игроков в культурной сфере; 2. Цели государства должны соотноситься с реальными возможностями выбора субъектов, вовлеченных в процессы культурной политики; 3. Реализация культурной политики всегда предполагает действия по материально-техническому и творческому обеспечению функционирования культуры; 4. Культурная политика предполагает распределение ресурсов, как финансовых, так и административных, структурных, человеческих и творческих; 5. Культурная политика обязательно предполагает планирование, которое представляет собой процесс подготовки государства к участию в культурной деятельности, а также в планировании распределения ресурсов».[10]

Придерживаясь данного мнения о сущности культурной политики, все же стоит дополнить эти высказывания и прочими подходами к данному явлению, которые как бы дополняют имеющиеся выводы. Так, согласно характеристике Д.В. Галкина «Культурная Политика (англ. эквивалент cultural policy) - понятие, использующееся с 1970-х преимущественно в социологии культуры и прикладных социальных исследованиях для определения роли и функций государственной власти в сфере культуры и искусства. Политический аспект культурной политики предполагает определение целей и приоритетов государства по сохранению культурного наследия, созданию условий для существования артистического сообщества (образование, награды, финансирование учреждений) и выработке критериев социальной приемлемости продуктов художественного творчества (цензура)»[11]. Социальный и политические аспекты очень близки, предполагая политику равного доступа к культурным благам для населения и поддержку, и сохранение культурной идентичности различных групп и сообществ. Институциональный аспект создает и развивает государственные учреждения культуры при этом, удовлетворяя культурные запросы граждан. Экономический аспект связан с использованием культурных ценностей территорий для того, что бы стимулировалась деловая активность, так же с регулированием культурных индустрий. В международном правовом аспекте культурной политики, осуществляются проекты, которые сохраняют и развивают культурное наследие. В эстетическом аспекте, отражена позиция «художник и власть», то есть отношение к власти и государству в художественном и артистическом сообществе. Здесь автор охватил все аспекты, в которых можно рассматривать культурную политику.

Мамедова Е.В. дает характеристику культурной политики, как политики в области культуры. «ПОЛИТИКА КУЛЬТУРНАЯ (В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ) - 1) политика в сфере культуры, духовной жизни, рассчитанная на создание, поддержание и улучшение условий деятельности представителей культуры, пропаганду и распространение культурных достижений, приобщение к ним широких масс населения, особенно молодежи. В отечественной практике вопросы развития культуры, культурного роста граждан, к сожалению, часто не получают должного внимания»[12].

Первое определение культурной политики было дано на круглом столе ЮНЕСКО в 1967 году в Монако, в котором говорилось о политике в сфере культуры, как о политике, которая благодаря административным и финансовым видам деятельности обеспечивала основу деятельности государства в области культуры. Именно с этого момента начинается «эволюция» культурной политики. Исследователи определяли государство, как главнейший субъект культурной политики, а остальным представителям культурной политики отводится второстепенная роль. Культурная политика должна быть направлена на: сохранение наследия, распространение культурного продукта, творчество, исследование, подготовка персонала, образование. Главным все-таки должно быть то, что является главными инструментами культурной политики: создание рабочих мест и занятость, создание культурных учреждений, оборудования, пространства для осуществления культурной деятельности, а так же должна быть законодательная и нормативная база для деятельности учреждений культуры и искусства.

Из выше перечисленного следует сделать вывод: культурная политика – это политика в области культуры, отвечающая за сохранение культурного наследия, за создание и улучшение деятельности представителей культуры, за распространение культурного продукта и самое главное – за приобщение к культуре населения, особенно, молодежи.

Сущность культурной политики - реализация действий по материально-техническому и творческому обеспечению функционирования культуры; распределение ресурсов: финансовых, административных, структурных, человеческих и творческих; процесс подготовки государства в участии культурной деятельности и в планировании распределения ресурсов.

Параграф 2.Назначение и роль культурной политики.

Как уже говорилось в первом параграфе, существует множество определений культурной политики, и большое количество исследователей рассуждают на тему культурной политики. Исследовав сущность культурной политики, у меня создается вопрос: «Для чего вообще нужна культурная политика?» Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует найти: задачи, функции и определить ее роль в жизни общества.

Сначала рассмотрим задачи культурной политики. Автор Сорокина О.М выделяет следующие задачи культурной политики:

«-разработка и внедрение в действие общегуманистических и общесоциальных идеалов, ценностей, критериев оценки происходящего,

-разработка нормативных целей развития культуры в соответствии с социальным идеалом,

-оценка реальных перспектив и коррекция принятых решений на основе обратной связи,

-государственно-правовое и финансово-экономическое обеспечение системы производства, распространение и потребление культурных ценностей и благ,

-обеспечение социальных гарантий, широты выбора культурных ценностей и доступности их для всех социальных слоев,

-сохранение национальной специфики культуры и искусства,

-создание гарантий сохранения культурной микросреды и единого культурного пространства».[13]

Из выше перечисленных задач можно сделать вывод, что культурная политика имеет очень важное значение в развитие страны.

Следующими мы рассмотрим функции. Из перечисленных мною определений культурной политики можно выделить следующие функции:

- сохранение культурного достояния народа,

- воспитание молодого поколения,

- передача культурных ценностей.

В романе Чингиза Айматова « И дольше века длится день» рассказывается легенда о том, как в результате чудовищной пытки был сформирован раб- манкурт, непомнящий своего прошлого, не осознающий себя человеком не за что не несущей ответственности. Таким манкуртом может быть любой человек, которому безразлично прошлое и будущее своего народа, а так же его культуры. Именно поэтому в культурной политике должна быть такая функция, как передача культурных ценностей.

- наблюдательная функция, то есть эта функция должна отвечать за то, что нужно относить к положительной деятельности культурной политики и к отрицательной, какую деятельность в сфере культурной политики нельзя допускать.

Здесь я выделила функции культурной политики, которые являются самыми главными.

А теперь определим, какую роль играет культурная политика в жизни общества. Культурная политика играет важную роль в общественной жизни. Общественная жизнь сложна. В результате этой жизни сталкивается различное множество интересов, задач, потребностей, которые отражаются в многообразии ценностных ориентаций человеческой жизнедеятельности. Именно поэтому для современного общества культурная политика играет важную роль, для того, что бы удовлетворять жизненные потребности нашего общества.

Авторы Тульчинский Г.Л. и Шекова Е.Л. выделяют несколько уровней вклада культуры и искусства в развитие современного общества:

«(а) Прямой вклад сферы культуры в экономику:

• Сфера культуры и искусства создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона.

• Культура и искусство служат основным источником развития образования, СМИ, туризма, индустрии развлечений.

(б) Прямое социальное влияние:

• Культура и искусство обеспечивают социально-значимые виды деятельности, организацию отдыха, позитивно влияют на сознание людей, отношения между ними, способствуют духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала.

• В элитарной, массовой культурах, андерграунде предлагается разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения.

(в) Косвенное экономическое влияние:

• Культура и искусство социально выгодны, так как они аккумулируют и транслируют некие базовые ценности общества, образы, которые, помимо прочего, используются в коммерческой и некоммерческой деятельности. Такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как реклама, public relations, работа с персоналом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры.