Смекни!
smekni.com

Культ предков и погребальный культ их значение в развитии культуры (стр. 1 из 3)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Институт экономики и менеджмента

Кафедра «Философия и Социология».

РЕФЕРАТ

на тему:

«Культ предков и погребальный культ: их значение в развитии культуры»

Выполнил студент: Андреев А.А.

группа МО-11

Принят: стар. преп.

Хоменок Л. В.

Пенза 2010


План

Введение.............................................................................................................. 3
1. Понятия Погребального культа и культа предков...................................... 4
2. Зарождение погребального культа во время каменного века.................... 5
3. Погребальный культ в древнем Египте........................................................ 8
4. Культ предков в Древней Месопотамии...................................................... 10
5. Погребальный культ христиан...................................................................... 12
Заключение.......................................................................................................... 15
Список литературы............................................................................................. 16

Введение

Начиная с древних времен, человек всегда задумывался о своем внутреннем мире – о душе. И очень важный в этих рассуждениях вопрос о том, куда душа попадает после смерти. С этого вопроса, скорее всего, и начался культ предков и погребальный культ в истории человечества.

В этой работе я расскажу о различных формах верования, о религиях, для которых погребальный культ или культ предков играли важную роль. Так же в реферате будет сказано о том, какое значение в развитии культуры оказали эти культы.

1. Понятия Погребального культа и культа предков

Погребальный Культ – это одна из ранних форм религиозных верований, включающая в себя сложный комплекс представлений: человек после смерти продолжает вести тот же образ жизни, что и до нее; его душа (дух) либо остается среди живых, либо отправляется в особую страну мертвых (загробный мир), но и в том и другом случае сохраняет способность влиять на дела своих живых соплеменников. Каждый умерший может вновь вернуться в мир живых, воплотившись в кого-либо из новорожденных членов рода. Погребальный культ включает в себя либо уничтожение трупа либо его сохранение, воздвижение надгробных сооружений (курганов, срубов, склепов, мавзолеев и т. д.), жертвоприношение, поминальную трапезу, траур по покойному и связанные с ним запреты. Возникновение погребального культа относят к эпохе верхнего палеолита. Он вошел как составная часть в поздние религиозные системы, в которых отчетливо видны следы ранних верований. Таковы, например, в православном погребальном обряде поминальные блины и кутья, трапеза на могиле умершего на радуницу и в др. дни особого поминовения усопших.

Культ предков – обоготворение мёртвых, одна из самых древних и распространённых форм религии. На ранних ступенях развития человек всякого умершего считает существом сверхчеловеческим и божественным; он поклоняется, как богам, умершим из своей семьи, создает особые обряды этого поклонения и, таким образом, с течением времени вырабатывается то, что в науке известно под названием культа предков. Это почитание мертвых имеет почти всегда исключительно домашний характер, распространяется только на предков каждой отдельной семьи, в ней замыкается и получает дальнейшее развитие. Даже в самой семье сперва поклоняются не всем предкам, а только ближайшим, о которых сохранились у живых воспоминания; поклонение более отдаленным предкам характеризует более позднюю эпоху.

Таким образом, погребальный культ – это одна из ранних форм религиозных верований, включающая в себя либо уничтожение трупа, либо его сохранение. А культ предков – обоготворение мёртвых, одна из самых древних и распространённых форм религии.

2. Зарождение погребального культа во время каменного века

Еще в древности люди задумались о жизни и смерти. Куда уходят мертвые, как возникает новая жизнь в теле новорожденного младенца, что такое сон? Человек не мог безразлично относиться к смерти.

Во времена неолита и бронзового века погребения делились на два вида: «с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений» [4, с. 34].

«В основании многих курганов Ямной культуры выделяется кромлех – пояс из каменных блоков и плит, поставленных на ребро. Плиты такого кромлеха у села Вербовка в Приднепровье покрывал резной геометрический узор. На этот каменный орнаментальный фриз опирался деревянный шатер, а земляная и дерновая основа всей конструкции была спрятана в глубине. Размеры Ямных курганов очень внушительны. Диаметр их кромлехов достигает 20 м, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 м.

Курганами отмечены все погребения Ямной культуры, но над некоторыми из нихвозвыша­лись еще каменные надгробия, надмогильные статуи, каменные бабы– каменные изваяния че­ловека (воинов, женщин). Каменные бабы Ямной культуры простояли на курганах четыре с лишним тысячи лет. Каменные бабы Северного Причерноморья разнотипны и разновременны. Среди них есть и энеолитические – отесанные прямоугольные плиты с выступом головы и про­работкой деталей гравировкой или рельефом. Каменная баба составляла с курганом неразрывное целое и создавалась с расчетом на высокий земляной пьедестал, на обзор со всех сторон с самых отдаленных точек » [4, с. 34].

«Пусть каменные бабы Ямной культуры не представляют эстетической ценности. Грубые истуканы пришли на смену безупречным линиям гравировок и умелой лепке форм в росписях ледниковой эпохи. Все это так. Но гораздо важнее другое. Это памятники более высокого этапа в развитии мышления и общества.

Период, когда люди приспосабливались к природе, а все искусство сводилось по сути «к образу зверя», закончился. Начался период господства человека над природой и господства его образа в искусстве» [4, с. 35].

Я согласен с мнением, указанном выше. Ведь человек во всем многообразии природы стал отделять совершенно отличающийся от других животных вид живых существ – себя. Он начал понимать свое отличие от животных и свое превосходство над ними (но не над самой природой).

«Наиболее сложные сооружения – мегалитические погребения,т. е. погребения в гробницах сооруженных из больших камней, – дольмены менгиры. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены.Некогда на северо-западе Кавказа дольмены исчислялись сотнями. Больше всего их было в Прикубанье. Дольмен в Эшери сложен из плит длиной 3,7 м .и толщиной да 0,5 м. Одна крыша весила 22,5 т. По расчетам известного археолога Б.А. Куфтина,верхнюю плиту эшерского дольмена поднимало не менее 150 человек.

Самые ранние из них возведены более четырех тысяч лет назад племе­нами, уже освоившими земледелие, скотоводство и плавку меди. Но строи­тели дольменов еще не знали железа, еще не приручили лошадь и не отвы­кли от орудий из камня. Строительной техникой эти люди были оснащены крайне слабо. Тем не менее они создали такие каменные сооружения, каких не оставили после себя не только кавказские аборигены предшествующей эпохи, но и жившие позднее по берегам Черного моря племена. Несомнен­но, нужно было перепробовать немало вариантов сооружений, прежде чем прийти к классической конструкции – четыре поставленные на ребро пли­ты, несущие на себе пятую – плоское перекрытие...

Менгиры – отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной до 21 м. и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни располагали в виде круга – это уже кромлех» [4, с. 35-36].

В то время было распространенно такое верование как анимизм (от лат. Anima – дух, душа) – вера в двойственность природы человека (тело, душа) и наделение природных явлений качествами человека. Еще один шаг на пути развития от животного к человеку.

Культ мертвых на ранней стадии зарождения человечества очень важен для развития культуры человечества. Именно тогда человек начинает задумываться о его предназначении на земле, интересоваться устройством мира. В это время усиливаются родственные связи между родителями и детьми, ведь погребение мертвых – это тоже своеобразная забота за родственниками. В могилу умершему старались положить все самое необходимое, что может понадобиться ему в загробной жизни. Уже тогда человек задумывался о душе. Некоторые ученые-историки считают анимизм минимумом религии, и я согласен с ними. Ведь, задумываясь о душе, человек начинает размышлять, откуда она появляется при рождении, и куда эта душа уходит после смерти. Другими словами, существует прямая связь между погребальным культом древности и зарождением религии. Иначе не проводились бы все эти обряды, и покойники оставались не погребенными и лежали все на том же месте, где умерли (подобно животным).

Так же погребальный культ того времени играет еще одну важную роль в культуре человечества. Эта роль связана с исторической памятью, с наследием того времени и с археологией. Благодари тому, что люди древности клали в могилу усопшему различные предметы обихода того времени, мы знаем больше каменном и бронзовом веке. Мы знаем больше о архитектурных возможностях первых людей благодаря таким постройкам как: курганы, мегалиты, гробницы, каменные бабы, и др. Мы знаем больше о творческих способностях древнего человека благодаря глиняным фигуркам, горшкам с узорами, положенным в могилу умершему, наскальным рисункам, изображенным на стенах гробниц и выдолбленными на менгирах и дольменах.

Если бы не захоронения неолита, мы бы не получили и половины тех знаний о том периоде, которыми обладаем сейчас.