Смекни!
smekni.com

Эпоха Возрождения 14 (стр. 4 из 5)

Отрадно спать, отрадней камнем быть

О, в этот век, преступный и постыдный,

Не жить, не чувствовать — удел завидный.

Прошу, молчи, не смей меня будить.

Еще одним ярким представителем гуманистической традиции Высокого Возрождения является Эразм Рот­тердамский. С именем этого ученого-гуманиста и богослова связано зарождение «христианского гуманиз­ма». Основой мировоззрения Эразма явилось «возрожде­ние» идей и этических идеалов раннего христианства, «воз­врат к истокам» во всех областях человеческой жизни. Эразм создал стройную систему нового богословия — «фи­лософию Христа». В этой системе главное внимание уде­ляется человеку, его отношению к богу, нравственным обязательствам человека перед ним. «Христианский гу­манизм» ориентировался на синтез культурных традиций античного мира и устоев раннего христианства.

Одной из центральных проблем «христианского гу­манизма» явилась проблема свободы воли, которую Эразм анализирует в диатрибе «О свободе воли» (1524), с кото­рой он вступил в полемику с главой бюргерской Рефор­мации в Германии, основателем немецкого протестан­тизма (лютеранства) Мартином Лютером (1483—1546). Лю­тер спустя год, в 1525 г., написал обширный трактат-про­поведь «О рабстве воли», где полемизировал с Эразмом по каждому пункту его диатрибы.

В своей основе спор гуманиста Эразма и реформато­ра веры Лютера касался различий в толковании Священ­ного писания. Но если оба автора изначально едины в отношении критики схоластов, то далее их пути расхо­дятся.

Лютер, оказавшийся под влиянием мистики, не до­пускает никаких сомнений в святости текста Писания. И если он признает свободу воли у человека, то лишь по отношению к существам, стоящим ниже его в иерархи­ческом ряду живого. Свобода воли человека оказывается бесконечно малой частицей безграничной, абсолютной, поистине свободной воли сверхприродного бога. Он так и утверждает: «Свободная воля — это наименование Бо­га». Для человека свобода воли оказывается лишь иллю­зией его гордыни. Лютер пытается также возродить орто­доксальное представление первоначального христианст­ва о слабости человеческой природы, которая «не знает собственных сил», но «по гордыне своей... полагает, буд­то она все может и все знает». Такое самомнение чело­века — результат полной испорченности человеческой природы, следствие первородного греха. Поэтому «люди плохи всегда как перед потопом, так и после потопа».

Принципиально иной подход к осмыслению свободы воли находит выражение в произведениях ученого-гума­ниста Эразма Роттердамского. Нидерландский мыслитель поворачивает вопрос о свободе воли в плоскость философских рассуждений о природе человека, о морально-социальной жизни общества, где «любая вещь имеет два лица»: «Снаружи как будто смерть, — пишет он в "По­хвале Глупости", — а загляни внутрь — увидишь жизнь, и наоборот, под жизнью скрывается смерть, под красотой — безобразие, под изобилием — жалкая бедность, под позо­ром — слава, под ученостью — невежество, под мощью — убожество, под благородством — низость, под весельем — печаль, под преуспеянием — неудача, под дружбой — враж­да, коротко говоря, сорвав маску с силена, увидишь как раз обратное тому, что рисовалось с первого взгляда».

Проблема свободы воли в ее гуманистическом изме­рении трактуется и в ином, характерном для дискуссий в рамках средневековой культуры, аспекте — в плане соот­ношения веры и знания. Идея «Руководства христиан­ского воина» (1501) заключалась в том, что светские зна­ния необходимо усваивать, поскольку они появились за­долго до рождения христианства. В «Антиварварах» Эразм утверждает, что знание арифметики, геометрии и астро­номии, углубление в природу вообще (физика) необходи­мы для понимания Священного писания, изобилующего названиями животных, трав и минералов.

В «Оружии христианского воина» эта мысль подкреп­ляется тем, что человек есть то благородное животное, ради которого бог и создал космическое устройство — «машину мира» (machinamundi). Правда, Эразм, разви­вая идею «машины мира» (она возникла в античное вре­мя в практике театральных представлений и эволюцио­нировала до трактовки мира как огромной космической машины в XVII—XVIII вв.), не перешел в сферу натур­философских изысканий. Его интерес к природе был все­цело привязан к осмыслению природы человека, что, по сути, представляло собой гуманистический антропоцент­ризм. По отношению к человеку решаются все вопросы знания и веры, свободы воли и душевного здоровья. Эразм вносит гуманистическое содержание в знаменитый тезис Сократа «познай самого себя»: «познай самого себя и мерь себя на свой собственный лад. Лучше меньше знать и больше любить, чем больше знать и не любить. Следова­тельно, в числе срединных вещей знание занимает пер­вое место; потом идут здоровье, умственная одаренность; красноречивость, внешний вид, силы, достоинство, ува­жение, влияние, благосостояние, слава, родовитость, дру­зья, домашние дела».

На гуманистический характер мировоззрения Эразма указывал и Лютер, когда в одном из писем он писал бук­вально следующее: «Читаю я нашего Эразма и день ото дня уменьшается моя любовь к нему... человеческое за­ботит его гораздо больше, нежели божественное».

4. Позднее Возрождение. Кризис гуманизма

Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке. Сначала это произошло в Италии, где на смену гуманизму приходит маньеризм. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека. Уже в 20-30 гг. XVI века наряду с Возрождением в искусстве Италии возникают новые явления. Разлад гуманистических идеалов и действительности породил неверие в возможность гармонического развития личности. Ряд художников отказался от классических принципов для поиска новых средств выражения. В произведениях этих художников нарушены принципы равновесия и гармонии, свойственные искусству Высокого Возрождения. Это направление получило название маньеризма. Окончательно он сформировался к середине XVI в. Для зрелого маньеризма характерно стремление отгородиться от жизни, поставить искусство выше реальности. Новый идеал изящества основан на произвольных нормах эстетического вкуса. Лишенное высокого идейного содержания, свойственного искусству Возрождения, искусство художников-маньеристов стало не только чересчур жеманным, но и холодным, маловыразительным. Во второй половине XVI века маньеризм распространился на все европейское искусство, его влиянию не поддается только венецианская школа, сохранившая верность традициям Ренессанса и его гуманистическим принципам, однако и она отказывается от героики и обращается к изображению реальных живых людей и их окружения. Большое место в венецианском искусстве занимали пейзаж, портрет, массовые сцены. Крупнейшие представители венецианской школы - Веронезе и Тинторетто. Картины Веронезе отличаются изысканностью красочных сочетаний, динамичностью и смелостью композиции, большинству из них свойственна жизнерадостность и приподнятость. В последние десятилетия XVI века кризис гуманизма Возрождения оказал влияние и на венецианскую школу. Это заметно в творчестве Тинторетто, сочетающем реализм с маньерической изощренностью форм.
В западноевропейские страны идеи и произведения итальянского Возрождения проникли в ходе так называ­емых Итальянских войн (1494—1559 гг.). В отличие от Ита­лии, здесь культура Возрождения развивалась быстрее и противоречивее. Так, в Англии вехи развития гуманисти­ческой мысли уложились в жизни одного поколения.

Наиболее яркими представителями английского Воз­рождения были Т. Мор (1478-1535) и У. Шекспир (1564— 1616). С именем Томаса Мора связано первое в истории человечества изображение общества, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общи­нах), но обобществлены производство и быт. Один из участников диалога «Утопии», произведения, обессмер­тившего имя Мора, — Гитлодей рассказывает о своем по­сещении одного из отдаленных островов Утопии (букв. «Нигдейя», т. е. место, которого не существует), жизнь на котором представляет полную противоположность ев­ропейской действительности. Там нет частной собствен­ности, и все люди трудятся. Труд, обязательный для всех, продолжается всего шесть часов, остальное время каж­дый занимается чем хочет: науками, искусством и прочи­ми любыми занятиями. Жители 54 городов этого острова периодически переселяются в деревни и занимаются зем­ледельческим трудом.

Потребности граждан Утопии предельно просты: во время работы они накрываются шкурами, которых хвата­ет на семь лет, после работы все одеваются в одинаковые грубошерстяные одежды. Здесь все бесплатно, утопийцы питаются в общих столовых-дворцах, где «всегда готова роскошная и обильная пища. Ни один ужин не проходит без музыки, ни один десерт не лишен сладости... зажига­ют благовония, распрыскивают духи, и вообще делают все, что может создать за едой веселое настроение». В «Утопии» утверждается тот гуманистический принцип, что человеческая душа создана для счастья. Ведь даже цель своего повседневного труда утопийцы видят в том, чтобы «обеспечить, насколько это возможно... всем гражданам наибольшее количество времени после телесного рабства для духовной свободы и образования. В этом, по их мне­нию, заключается счастье жизни».