Смекни!
smekni.com

Спиртные напитки у разных народов мира (стр. 5 из 7)

Необходимо отметить, что питание древних римлян до того момента, пока Древний Рим не стал огромным государством, было очень простым, можно даже сказать, скудным. Тот факт, что каждая империя, достигая в своем развитии расцвета, а затем упадка, становится более распущенной (в частности, и по отношению к питанию), на примере Рима особенно очевидно. Так, основным продуктом питания римлян в середине 1-го тысячелетия до н.э. была каша из полбы (разновидности пшеницы). Римляне этих времен очень любили все систематизировать и упорядочивать, это относилось ко всем, как к рабам, так и к свободным гражданам. Однако вкус вина для рабов был не очень-то и приятным, во всяком случае, современный человек, даже тот, который очень сильно «измучен нарзаном», подумает, пить его, или нет. По всей видимости, Марк Порций Катон, который именно таким вином поил своих рабов, таким оригинальным способом боролся с пьянством. Вот этот рецепт: «10 амфор виноградного сока помести в до-лий, добавь туда 2 амфоры крепкого уксуса, 2 амфоры сапы, 50 амфор пресной воды. Эту смесь размешивают в течение 5-ти дней по 3 раза в день. Подлей туда 3/4 амфоры устоявшейся морской воды, наложи на долии крышки и через 10 дней замажь их. Этого вина хватит тебе до летнего солнцестояния. Что останется после солнцестояния, то окажется крепчайшим и превосходным уксусом». Во времена гомеровской Греции вино играло самую значительную роль в процессе принесения жертв. Роль вина в жертвоприношениях была очень хорошо отражена в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. Когда был убит Патрокл, лучший друг Ахилла, то последний решил совершить обряд погребения своего друга. С этой целью он соорудил костер и положил на верх тело Патрокла.

Вопрос о том, что такое виноделие — ремесло или искусство — уже тогда стоял очень остро. Может быть, эта проблема была гораздо более насущной, чем в наши дни, ибо не следует забывать, что виноградное вино в античном мире являлось практически единственным алкогольным напитком в рационе питания. Тогда как, например, в сегодняшней России процент потребления вина (в пересчете на содержание спирта) составляет около 5%; 15% приходится на пиво, 80% — на ликеро-водочные изделия. И все равно, у нас к вину относятся не просто как к алкогольному напитку. Во Франции, например, процент потребления вина по отношению к остальной алкогольной продукции, традиционно намного выше, и отношение к вину у французов очень трепетное, ибо виноградное вино является неотъемлемой частью их культуры. А теперь представьте себе, как к виноделию относились в античном мире, где вино было единственным алкогольным напитком. Об этом мы сейчас и расскажем.

Лечебные вина в античном мире. Вино и винотерапия играли огромную роль в медицине Древней Греции и Рима. В очень многих рецептах, направленных на улучшение здоровья, вино является неотъемлемым компонентом. Так, вино с добавлением корней различных растений употреблялось в медицинских целях, нередко как своего рода глинтвейн, для подогрева которого употреблялось устройство, очень похожее на самовар. В изготовленном из медного листа шарообразном тулове этого устройства закреплялась железная дымогарная труба, наполнявшаяся горящим древесным углем. Это устройство позволяло за несколько минут вскипятить 2—3 литра воды для смешивания с вином. Здесь мы приведем древнеримские рецепты (где упоминается вино), которыми наверняка пользовались братья Стертинии. Этот рецепт направлен против трудностей при мочеиспускании; он основан на мочегонных свойствах можжевельника: «Истолки в ступке можжевеловых ягод, залей фунт этого двумя конгиями старого вина. После того, как смесь настоится, вскипяти ее на медном или свинцовом котелке. Когда остынет, влей в бутылку. Пей по киафе утром натощак: поможет».

Пьянящие напитки в рационе питания древних греков и римлян. Способы пропитания древнейших обитателей Эллады и Италии зависели прежде всего от экономических особенностей страны, от плодородия почвы и уровня развития скотоводства. Постепенно, с ростом внешней торговли и по мере изменений в общественной жизни, в рационе питания жителей античного Средиземноморья появлялись все новые и новые блюда и напитки. Об этом можно узнать из книги Л. Винничук «Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима». В эпоху Гомера греки завтракали рано утром. Завтрак состоял из пшеничных или ячменных лепешек, размоченных в вине, смешанном с водой. Около полудня наступало время обеда: к столу подавались мясные блюда, хлеб и вино. Последнюю, вечернюю трапезу составляли те же блюда, что и в обед, только меньшими порциями. После того, как основная часть пиршества подходила к концу, богам приносили жертву каплями вина, а потом уж начиналась собственно беседа (симпосион), в которой свободнорожденные женщины также не могли принимать участие. Рабы выносили столы с остатками трапезы и вносили другие, на которых был приготовлен, как мы бы сказали сегодня, десерт: сласти, сыр, фрукты и, безусловно, вино. Без вина уже в гомеровскую эпоху не обходился ни один пир, так как вино, смешанное с водой, было главным напитком. Правда, наравне с обычным вином существовал особый, не менее популярный напиток (кикеон). Кикеон приготавливался путем смешивания вина с пчелиным медом, козьим сыром, ячменной мукой, а иногда даже луком, солью и всякими травами. В первые века существования Рима его обитатели довольствовались очень скромной пищей — той, которую легко приготовить из местных продуктов, добываемых земледелием и скотоводством.

Жители Древней Италии питались в основном густой, круто заваренной кашей из полбы, проса, ячменя или бобовой муки. Эта каша очень долго оставалась главным блюдом бедняков и солдат, будучи своего рода национальной едой италийцев. Римляне иногда в шутку себя называли пультифагонидами, то есть «кашеедами», поедателями полбенной каши. Кулинарное искусство начало развиваться в связи с выходом Рима на мировую арену, а в дальнейшем, с расширением контактов с Востоком и благодаря импорту не известных ранее продовольственных товаров и обогащением римлян, дело доходило до неслыханного расточительства и чревоугодия, что вело ко всяким гастрономическим извращениям. Пристрастие к определенным сортам вин менялось в зависимости от благосостояния дома и эпохи. По мнению Горация, лучшими италийскими винами являлись: фалернское — из фалернских виноградников южной Кампании, массикское — из пограничной области Латия и Кампании, цекубское — оттуда, где область Латий соприкасается с берегами Тирренского моря. Однако, если судить по найденным в Помпеях амфорах, римляне любили и другие сорта италийских вин: капуанскае, суррентинское и проч. Не довольствуясь, видимо, местными сортами, римляне завозили к себе следующие вина: из Сицилии, Испании, с островов Кос, Книд, Крит. Более подробно об этих и других сортах вин мы расскажем ниже. Почва вокруг Неаполя, будучи обогащенной продуктами вулканической деятельности, сделалась очень пригодной для виноградарства. Древние римляне нашли вполне логичное объяснение этому явлению: «Пока почва насыщена жиром, она способна к возгоранию, как и всякая земля, содержащая серу, но как только почва высохнет, погаснет и превратится в пепел, она приобретет плодородие». Область Мессина была очень богата вином (мес-синское), которое иначе называлось мамертинским, по имени народа, населявшего эту землю. Это вино могло соперничать с лучшими италийскими винами. Извержения вулкана Этны поначалу приносило этой области неисчислимые бедствия, но впоследствии они сослужили хорошую службу. Вулканическая почва, как уже отмечалось, благоприятно воздействует на развитие виноградной лозы, и вино, полученное из этих виноградников отличалось особым вкусом. В эпоху империи стал распространяться крайне сомнительный обычай — делить гостей на важных и менее важных. Менее важными считались лица маловлиятельные, клиенты, большинство вольноотпущенников. Такое положение вещей шокировало многих культурных и просвещенных людей.

Вино в римских колониях. В Риме и в его колониях любили вина не только разных сортов, но и разных видов. Так, во всем античном Средиземноморье особой популярностью пользовались сладкие вина. Они получались путем подавления процессов брожения за счет хранения в холодном месте или увариванием. Чаще всего вино настаивали на изюме, так как для приготовления изюма для настаивания можно было использовать виноград несколько худшего качества, чем винные сорта винограда. Этот менее культурный виноград в изобилии произрастал в провинции, тогда как в римской метрополии рос, в основном, высококачественный винный виноград. Таким образом, в провинции процветало производство вина, настаиваемого на изюме. Об истории одного из них, относящегося к этому типу, мы бы хотели здесь рассказать.

Орден Храма возник из крестовых походов. В 1118 г. девять отважных рыцарей объединились в общество, сочетавшее в себе характер монахов и воинов. Они избрали в себе в покровительницы Кроткую Божию Матерь и обязались жить сообразно правилам святого Августина, клянясь посвятить свои мечи, руки, силу и жизнь на защиту таинств христианской веры, оказывать полное повиновение Великому Мастеру, подвергаться опасностям моря и войны, когда будет приказано, и ни в коем случае не отступать при встрече храмовника с тремя вооруженными неверными. То, что рыцари в качестве покровительницы избрали Деву Марию, наводит на кое-какие подозрения. Поклонение женскому божеству в оккультизме считается показателем того, что данная религия является не яньской, а иньской, то есть в первом приближении — сатанистской. Такой подход к женским культам наблюдается не только в оккультной традиции. Так, Ф.М.Достоевский в своем романе «Идиот» посвящает несколько страниц этой теме, где князь Мышкин обвиняет католическую церковь во всех смертных грехах. Среди племен, населявших Иберию (территорию нынешней Испании), во времена расцвета Римской империи особо выделялись племена луситанов. Именно от этого племени произошло название провинции Лузитании. Луситаны жили на северо-западе Иберии. Эта страна в древности характеризовалась плодородными землями и обилием скота. Кроме того, недра Иберии были полны золотом, серебром и другими металлами. Несмотря на это, большинство населения этой области пренебрегало жить за счет даров земли и промышляло разбоем. Эти племена вели постоянные войны с друг другом и соседями, пока римляне не обуздали их. Римские легионеры сбили с них спесь, превратив большинство городов в простые селения. Хотя, некоторые города они «улучшили», заселив их своими колонистами. Все жители гор вели простой образ жизни, пили воду, спали на земле и, наподобие женщин, носили длинные волосы. Однако в сражения они шли, обвязав волосы вокруг головы. Питались, главным образом, козлиным мясом. Жители гор почти весь год ели желуди, которые перед употреблением высушивали и дробили, а затем размалывали в муку. Из этой муки они приготавливали хлеб. Вместо оливкового масла, что особо удивляло римлян, у них в обиходе было коровье. Основным напитком у них было ячменное пиво. Вина, из-за почти полного отсутствия виноградников, у них не хватало. Приготавливаемое вино они очень быстро выпивали, устраивая угощения вместе с родными. Исходя из этого, можно с некоторой долей уверенности говорить о том, что нехватка вина в рационе питания горных племен послужила толчком к началу гражданской войны.