Смекни!
smekni.com

Спиртные напитки у разных народов мира (стр. 6 из 7)

Здесь мы расскажем о самых первых виноградниках и виноделии на территории России. И главные из них находились на Боспоре. Боспорское царство состояло из двух частей, первая находилась на европейской части (Крым), а вторая часть в Азии — в районе нынешнего Новороссийска. Иначе это царство называли еще и Боспор Киммерийским. Это царство называли так потому, что на его территории в древности обитали племена киммерийцев. Киммерийцы и киликийцы были первыми племенами на территории России, которые были зафиксированы историками. Некоторые считают, что киммерийцы были предками славян. Откуда они пришли, до сих пор точно неизвестно, но полагают, что из Средней Азии. Однако виноградарством занимались не только в специализированных хозяйствах, но и в усадьбах, где основным занятием было хлебопашество.

Виноградник здесь занимал небольшую площадь и играл подсобную роль в ведении хозяйства. Вино здесь производили не на продажу, а исключительно для нужд обитателей усадьбы. Для выжимки сока здесь пользовались деревянными корытами или более сложными устройствами для выдавливания сока — тарапанами. В более древние времена, надо отметить, для давления винограда использовался обычный ток, покрытый тонким слоем гипсового раствора, немного приподнятый и с низкими бортиками. Площадка, на которой происходило раздавливание винограда, имела небольшой наклон к сточному отверстию. Примерно в V в. до н.э. в Греции начался подъем виноградарства и виноделия. Безусловно, вместе с этим появлялись и новые технологии переработки винограда. Для того, чтобы давить большие массы винограда, на току сооружали из толстых досок давильные чаны. Как мы уже упоминали, на Боспоре виноделие развивалось главным образом в прибрежной полосе, в городах и усадьбах, расположенных недалеко от городов. О большой значимости виноделия не только в экономике, но и в духовной культуре говорит широкое распространение культа Диониса на Боспоре. Возможно, что именно с этим культом связаны изображения силенов и сатиров на лицевых сторонах пантикапейских монет. Демоны плодородия (сатиры) составляли обычно свиту Диониса. Сатир (лесное божество) также входил в свиту Диониса. На боспорских монетах, выпускаемых в Фанагории, встречаются изображения Диониса и его атрибутов. Дионису очень часто посвящали надписи, а в Пантикапее нашли даже его статую. Образы божеств дионисийского круга очень часто изображали на костяных поделках. Интересно отметить, что все эти изображения находились преимущественно в городах; в отдаленных от города местностях эти культы не прослеживаются. Первые греческие поселения в Колхиде появились в VI в. до н.э. Этими первопроходцами стали милетцы (ионийцы), греки из Малой Азии. Уже тогда Колхиду стали отождествлять со сказочной страной Эей, куда держали путь аргонавты. Целью аргонавтов было не только познакомиться с местным вином, но и достать золотое руно (золотую шкуру барана). Легенда о золотом руне, может быть, в древности имела реальную подоплеку.

Многие народы использовали шкуры животных для добычи золота. Делалось это так: шкуру животного помещали и закрепляли на дне реки; желательно, чтобы течение реки в этом месте было быстрым. После того, как шкура насыщалась крупинками золота, застревавшего в шкуре, ее вынимали. Существуют сведения, что жители Древней Колхиды именно таким способом добывали золото. Учитывая этот факт и отбросив романтический ореол с легенды о золотом руне, получается, что аргонавты (почти все величайшие герои Древней Греции) были обыкновенными грабителями. Особое, можно даже сказать, ведущее место в экономике Древней Колхиды занимало виноградарство и виноделие. Более чем странно, что древние авторы очень мало говорят об этих важнейших отраслях сельского хозяйства. Н.И.Вавилов считал основным очагом формирования дикого и культурных сортов винограда именно Закавказье. Это предположение было подтверждено многочисленными археологическими находками. Согласно Вавилову, на территории Грузии уже во 2-м тысячелетии до н.э., особенно в конце бронзового века, культурное виноградарство и виноделие получило в Колхиде очень широкое распространение. Справедливость этого утверждения доказывает многочисленный археологический материал — различные сосуды для вина, каменные прессы и другое оборудование для переработки винограда — относящийся именно к этому периоду. Разнообразие вкуса грузинских вин объясняется многими причинами — климатом, разнообразием сортов выращиваемого винограда. Одной из самых главных особенностей все же принято считать то, что грузинские вина приготавливаются по трем различным технологиям: европейской, кахетинской и имеретинской. Такие известные вина как «Гурджаани» и «Мукузани» приготавливаются по европейской технологии. Для получения таких вин созревший виноград пропускают через грефнеотделитель и давят. По этой технологии сок отделяют от мезги (от шкурок и косточек) и полученное таким образом виноградное сусло идет в бродильные емкости. Эти емкости изготавливаются из дерева или цемента. После этого сюда вносят винные дрожжи и проводят брожение при высоких (25—28 градусов Цельсия) температурах в течение нескольких месяцев. Исконно скифским напитком в рационе питания у этого, по большей части, степного народа была «оксюгала». Этот напиток представляет собой сброженное кобылье молоко, то есть является, по сути дела, обыкновенным кумысом. Кумыс — это алкогольный напиток степных народов. Они, в силу кочевого образа жизни, не могли постоянно приготавливать напитки из злаковых (то есть пиво) или из винограда (то есть вино). Хотя, безусловно и эти напитки были известны степным народам.

Пиво и, главным образом, вино, они либо покупали, либо отнимали у соседних оседлых народов. Так же поступали и скифы, конфискуя вино и пиво в качестве законной добычи. Однако через некоторое время, когда установились нормальные торговые отношения с греческими поселениями на берегу Черного моря, да и с самой Грецией, скифы уже начали вино покупать. Вскоре вино для скифов стало наиболее важным предметом ввоза из Древней Греции. Именно с вином, а не с «оксюгалой», связаны наиболее интересные моменты в истории скифов. Кроме того, вино очень прочно вошло в рацион питания скифов, и поэтому основные упоминания опять-таки связаны с вином. Основным литературным источником, в котором упоминается об спиртных напитках, которые употреблялись в Урарту, а в последствии и в Армянском царстве, является произведение «Анабасис» древнегреческого автора Ксенофонта. Ксенофонт был начальником греческих наемников в войске персидского царевича Кира. Кир пригласил Ксенофонта и его наемников к себе в Персию для того, чтобы они помогли захватить ему трон, свергнув при этом персидского царя Артаксеркса.

Греческие наемники играли очень значительную роль в истории античного Средиземноморья. В качестве другого примера можно привести спартанского наемника Мемнона. Урарту, кроме обилия злаковых, славилось также и своим виноградом. Виноградники в Урарту посвящали богам. В честь богов закладывали посвященные им камни с надписями. Кроме того, перед тем, как разбить новый виноградник, урартскому богу Хадли приносили жертву, состоящую из трех овец. Несмотря на то, что урартские земли были очень плодородными, у местных земледельцев, и в частности виноградарей, было много проблем. Ими была создана очень совершенная система ирригации. Искусственные озера и каналы играли огромную роль в снабжении водой возделываемых земель. Именно благодаря значительным усилиям местных земледельцев про виноградную лозу можно было сказать, что она «обильная, плодоносная, сильно обещающая для будущего вина».


Заключение.

Напитки играют немалую роль в истории и культурных традициях любого народа. С самых ранних шагов своего развития ни один народ, ни одно человеческое сообщество не могут обойтись без того или иного напитка, каждый из которых имеет свою неповторимую и красивую историю появления и особенностей употребления. Но также нельзя забывать про “злую” сторону “черного змия”!

«Алкоголь — в каком виде не давали бы его — не представляет укрепляющего средства, ибо он не есть питательное вещество, в истинном смысле этого слова. Его возбуждающее, ободряющее действие, проявляющееся после принятия известных приемов, происходит всецело за счет сил самого организма, объясняется физиологическим действием алкоголя на нервную систему и, во всяком случае, для нормального организма должно быть признано и ненужным, и нежелательным. Для детского, растущего организма спиртные напитки являются в высшей степени вредными. Поэтому применение алкоголя в детской практике должно ограничиваться самыми необходимыми случаями, а родителям и воспитателям следует иметь в виду, что алкоголь во всех видах для детей — страшнейший яд». [5]