Смекни!
smekni.com

Лесная промышленность (стр. 3 из 7)

Начиная с 1943 г. лесной фонд области разделен на 3 группы:

o К первой группе отнесены леса, выполняющие природоохранные функции – 3725, 3 тыс. га. Площадь этой группы лесов, где проводятся рубки главного пользования, составляет 1202,7 тыс. га;

o Ко второй группе отнесены леса, имеющие защитное и ограниченное эксплутационное значение – 4374,5 тыс. га. В Читинской области большая часть этих лесов расположена в западных и центральных регионах области, в том числе в бассейне озера Байкал. Это леса с наиболее нарушенными экосистемами. Здесь базировались основные лесозаготовительные предприятия, здесь наиболее высокая плотность населения и развитая сеть наземных транспортных путей;

o Основные массивы лесов – 25315,8 тыс. га отнесены к 3 группе, которая имеет преимущественно эксплутационное значение. Леса 3 группы подразделяются на освоенные и резервные. Площадь резервных лесов составляет 10,3% от площади области. Эти леса расположены, в основном, в восточной, северо-западной и северной части области, на значительном удалении от железнодорожных и автомобильных магистралей. Именно эти леса большей частью составляют нетронутые, старовозрастные таежные массивы.

К самым существенным факторам экологического риска для лесов Читинской области относятся пожары. В 2000 году, в разгар пожароопасного сезона возникло 1638 лесных пожаров, пройдено огнем более 250 тыс. га, уничтожено верховыми пожарами до прекращения роста более 40 тыс. га леса.

Другой существенный фактор – сложившаяся практика истощительного лесопользования. Расчетная лесосека Читинской области составляет около 16 млн. кубометров и осваивается сегодня на 7%. Самые крупные освоения пришлись на конец 80-х гг., когда вырубалось до 5-6 млн. м3 в год. Сегодня – чуть больше 1 млн. Но, как и 30 лет назад, рубки осуществляются всё на тех же территориях – там, где расположены леса 1 и 2 группы, в том числе леса зоны бассейна озера Байкал. К настоящему времени освоено около 20% лесов центрального пояса Читинской области от юго-запада до востока. Незаконные рубки характерны также в лесах 1 и 2 группы, как в наиболее освоенных районах области.

На территории Читинской области традиционными были следующие виды лесопользования: охота в лесах, заготовка древесины, сенокошение (побочное пользование), пастьба скота, заготовка кедрового ореха и лекарственных трав.

Организованное освоение лесов началось с момента принятия Государем Императором Указа «Об образовании лесной части Нерчинского округа» (XVII век). В то время не было расчетов и норм, было одно «повеление царя к лесу относиться бережно и рубить его с умом». Этот наказ строго исполнялся. Освоение велось вдоль рек, по которым лес и сплавлялся к месту его потребления, также заготавливался рядом с населенными пунктами для нужд населения. По косвенным данным в год заготавливалось около 110-150 тыс. м3.

Сто лет назад, при строительстве железной дороги значительно увеличились объемы заготовки древесины в лесах – 550-700 тыс. м3 в год. Постепенно росли объемы лесозаготовок с развитием горнорудного дела. Основной объем заготовленной древесины шел для изготовления шпал. После завершения строительства железной дороги объем заготовок сократился на 30% и возобновился в 30-е годы, когда началось интенсивное освоение лесов, прилегающих к рекам Хилок, Ингода, Чита, Нерча, Онон, Оленгуй с дальнейшим выходом на железную дорогу.

В 1957 г. впервые была определена расчетная лесосека по области с объемом заготовки древесины 9,6 млн. м3 в год. В этот период времени получила бурное развитие лесная промышленность, особенно в западных и центральных районах области. Объем заготовок древесины стал достигать 2,3 млн. м3 в год. Получило развитие лесопиление и строительство лесоперерабатывающих предприятий. Заготавливаемая древесина использовалась на нужды области, кроме того, начались ее поставки в безлесные районы СССР, в первую очередь в Среднюю Азию и Казахстан. Этот рынок древесины и пиломатериалов в основном сохранялся до 1991 г.

За последние 10-12 лет лесной рынок в Читинской области претерпел значительные изменения в сторону переориентации на внешнего потребителя, преимущественно КНР. Началом торговли древесиной области с Китаем можно считать 1989 г. В 1987 г. на площади 2,1 млн. га было уничтожено огнем 1 млн. га лесов с общим запасом 643,0 млн. м3. Для ликвидации последствий пожаров все лесозаготовители были переведены на заготовку древесины в этих лесах. Учитывая, что в год все лесозаготовители области имели возможность вырубить горельники на площади не более чем 76,0 тыс. га, а последствия лесных пожаров при благоприятных погодных условиях могли привести к массовой вспышке вредителей леса, органы лесного хозяйства начали активно работать по привлечению китайских лесозаготовительных предприятий для уборки горельников и заготовки древесины на гарях с дальнейшей их поставкой в КНР.

В период с 1989 по 1991 гг. силами рабочих из КНР было заготовлено и отгружено в Китай 416,0 тыс. м3 древесины. Все затраты по заготовке и вывозке древесины, посадке леса на этих площадях несла китайская сторона. По мнению некоторых экспертов, в этот период КНР увидела выгоду и возможность по низкой цене закупать древесину у области, тогда как это богатство не особенно ценили власть, лесные и природоохранные структуры.

В 90-х годах лесная торговля с Китаем поддерживалась, китайский рынок стал потреблять лучшую древесину определенных пород в круглом виде, большего диаметра. С 1997 г. после обвала рубля в России, торговля древесиной на внешнем рынке резко возросла. Так, по данным Восточно-Сибирского таможенного управления, за период с 1997 по 1999 гг. суммарный объем экспорта древесины «лесоматериалы необработанные» составил 677329,7 м3 из них 676371,42 – Китай. То есть 99,86% экспорта приходится на Китай, и лишь 0,07% - на Азербайджан, 0,05% - на Узбекистан, и 0,03% - на Казахстан. В 1998 г. необработанные лесоматериалы кроме Китая никуда не поставлялись. Рынок лесоматериалов распиленных, обработанных, несмотря на то, что география экспорта здесь более обширна, выглядит аналогично.

Начиная с 1998 г. происходит резкое увеличение объема экспорта древесины и изделий из нее. Специалисты это связывают с девальвацией рубля в III квартале 1998 г. Свои убытки, связанные с падением цен на лесоматериалы, экспортеры покрывают увеличением объема экспорта. Доля экспорта древесины в общем объеме экспорта увеличилась с 3,9% в III квартале 1998 г. до 10,8% в IV квартале 1998 г. и до 40,3% уже в I квартале 1999 г. Наблюдающееся резкое увеличение экспорта в I-II кварталах 1999 г. может быть связано с запретом рубок в Северном Китае, а также с неготовностью органов власти регулировать быстро возросшие как спрос, так и предложение.

Предприниматели, которые никогда не работали с лесом, быстро сориентировались на торговлю лесом с КНР. Так, в одном только Петровск-Забайкальском районе Читинской области за три последних месяца 1998 г. было зарегистрировано 128 предпринимателей, у которых в уставных документах было закреплено право вести заготовку и торговлю древесиной, которые начали скупать лучшую, большего диаметра древесину, в том числе незаконно заготовленную.

Следует отметить, что к такому давлению со стороны китайского рынка оказались не готовы ни власть, ни общественность. Попытаемся систематизировать существующие на сегодня проблемы управления лесными ресурсами и регулирования рынка древесины [10. 144].

2.1 Получение и систематизация информации

Оперативную и корректную информацию о лесе и лесопользовании сегодня предложить не может никто. К примеру, расчетная лесосека составляется сегодня на основании данных 17-20-летней давности и не включает текущую информацию о пожарах. Читинское Управление лесами, органы таможенного контроля, комитет по статистике оперируют разными цифрами - объемы рубок и экспорта не совпадают. В области нет оперативной и слаженной системы контроля за несанкционированными рубками. Управление лесами сегодня в состоянии контролировать только «официальных» лесопользователей. Чтобы эффективно осуществлять контроль за самовольными рубками, нужны дополнительные ресурсы, главный из которых общественный контроль.

В связи с этим, интересно сопоставить данные таможенного управления по экспорту с официальными данными по отпуску древесины Управления лесами. Так, в 1999 г. при законном отпуске древесины 766,4 тыс. м3, 445,6 тыс. м3 – заготовлено населением, бюджетными и сельскохозяйственными организациями для собственных нужд. По данным таможенного управления, на экспорт ушло 546,9 тыс. м3. Это может означать, что часть экспорта обеспечена древесиной по незаконным рубкам, а часть транзитной через посредников. Либо бюджетные организации Читинской области действуют через организации-посредников [11. 152].

2.2 Участники рынка

Большую часть леса на рынок поставляют мелкие лесозаготовители. Весь рынок лесных материалов мелких лесозаготовителей ориентирован на Китай и на экспорт крупномерной круглой древесины. В 1999 г. при объеме экспорта в 546,9 тыс. м3 доля лесоматериалов распиленных, обработанных составила лишь 13,2 тыс. м3.

Интересен разброс цен – круглый пиловочник продается ими по цене от 18,4 до 47 долларов США. В 1999 году средняя цена на круглый лес у мелких заготовителей составляла 28,8 долларов США, а у крупных – 32,7 долларов США. Эти факторы способствовали тому, что лесной рынок Читинской области практически полностью подчинен интересам КНР.

В настоящее время число мелких лесопользователей приближается к 700. Заинтересованные в получении скорой прибыли (сверхприбыли), они не сориентированы на социальные и экономические вопросы развития Читинской области, охотно идут на поводу у покупателей. Мелкие лесопользователи меньше защищены законодательно, как правило, временные на участке леса, потому заинтересованы взять древесину, не участвуя в охране лесов и лесовосстановлении. Большая часть их сотрудничает с криминальными структурами, чтобы уклоняться от налогов.