Смекни!
smekni.com

Центр культуры на основе памятников камнерезного искусства Алтая (стр. 2 из 3)

Отобраны и исследованы в лаборатории рудного сырья ЗСГУ поделочные и облицовочные камни месторождений : Ревневского, Змеиногорского и Гольцовского яшмовидных роговиков, Тигирецкого – берилла, розового кварца, Воскресенского – мрамора, Белорецкого и Мурзинского кварцитов. Изучение подтвердило их высокие декоративные качества камней. Высказаны соображения о необходимости доразведки Ревневского и Гольцовского месторождений.

Анализируя положение с поделочными камнями Алтая, можно сделать вывод, что степень изученности их крайне низка. Несомненно, для поделочных целей могут быть использованы и декоративные цветные мраморы, разведанные в качестве облицовочного материала. В заключении можно сказать, что на Алтае выявлены далеко не все месторождения поделочных камней. Перспективы открытия новых месторождений далеко не исчерпаны.

1.3 Камнерезное дело в Колывани

Шлифовальная фабрика была третьим предприятием в России XVIII в. Здесь обрабатывались и обрабатываются камни с трех крупнейших алтайских месторождений поделочных камней – Коргонского, Ревневского и Белорецкого. Месторождение в Коргоне было открыто экспедицией минеролога Шашина в 1786г. 160 км от каменоломни до Колыванской шлифовальной фабрики преодолевали по льду рек Коргона и Чарыша, а потом по гористой местности от деревни Усть-Белой. Знаменитое Ревневское месторождение обнаружил в 1789 г. инженер Кузикин, а разрабатываться оно стало с 1807 г. Начало эксплуатации Белорецкого месторождения кварцита, расположенного в 60 км от Колывани, относится к 1807 г. Камни каждого из перечисленных месторождений отличаются разнообразием цветовой гаммы и структуры.

Огромное собрание горных пород и минералов хранилось на Колыванской фабрике в XIX в. Вероятно, колыванскую коллекцию дублировало собрание образцов в ведомстве Кабинета, причем каждый штуф имел одинаковый порядковый номер. На чертежах , присланных из Кабинета указывался порядковый номер той или иной породы соответствующего оттенка, по которому колыванские мастера безошибочно могли определить, обратившись к собственной коллекции, какой материал имели ввиду архитекторы и где его необходимо искать.

Первые навыки будущим колыванским мастерам дали петергофские мастера еще на Локтевской фабрике. Мастера петергофцы заложилипрочный фундамент алтайской школы камнерезного искусства. Профессиональный и образовательный минимум мастеров фабрики в 1703 г. состоял из умения читать, писать, знать арифметические действия и частично рисовать, а так же – шлифовать, полировать, гранить, на печатях резать, на камне литеры вырезать. Некоторые из мастеров умели лепить из воска и чертить чертежи.

1838 г. в Колывани открыли частное училище с преподаванием основ грамоты, арифметики, рисования, что сочеталось с практическими занятиями на фабрике. Обучение начинали с 8 лет.По окончании общего курса заводской школы лучших учеников принимали в рисовальный класс. Все остальные шли работать на фабрику. Два раза в неделю ученики рисовального класса посещали фабрику, где получали практические навыки в работе на стенах.

Таким образом, в Колывани существовала хорошо действующая система подготовки камнерезов, усовершенствованная введением в середине XIX в. Специального художественного образования в целях воспитания наиболее квалифицированных кадров. Достаточно продуманная и разнообразная программа художественного образования, подготовленные и заинтересованные кадры преподавателей, тесная связь школы и шлифовальной фабрики обеспечивали преемственность традиций камнерезного мастерства и передачу опыта новым поколениям камнерезов, способных понимать и воплощать замыслы выдающихся архитекторов России. Некоторые династии колыванских камнерезов насчитывают до 5 поколений.

Высокое качество колыванских изделий несомненно определялось высокой технической оснащенностью фабрики. Хотя, конечно же, в большей степени использовался ручной труд сотен рабочих.

Получив кабинетский заказ, на каменоломнях искали необходимый камень и приступали к добыче ручным способом, тянувшийся от нескольких месяцев до нескольких лет. Для отделения камня применяли особое долотонаставка, по его обуху били кувалдой, отсекая кусок за куском.

Добытый блок обсекали на месте. Эта работа приковывала силы рабочих на несколько лет. Затем предстояла транспортировка на фабрику. С крутых скал Коргона камни спускали привязанные к стволу дерева, а потом волокли по льду рек Коргона и Чарыша, а часть пути по снегу.

Для распиловки камня применяли пилы из полостного железа. Первоначально по поверхности камня они перемещались канатами, но в последствии Ф.В. Стрижковым был устроен камновал, который передавал движение на пилу с помощью шатуна. Тем же Стрижковым много нового было внесено в конструкцию сверильных машин (одновременная обработка внутренней и внешней стороны изделия). Множество проектов Стрижкова Так и небыли воплощены, ряд проектов был реализован его преемниками. При Лаулине М.С. была претворена мечта Стрижкова о здании со станками для обработки большой поверхности.

Демонстрируемая колыванскими мастерами высокая культура обработки камня, получившая международное признание, плод развитой системы профессионального воспитания кадров и великолепной технической оснащенности фабрики, созданной и совершенствованной силами и талантами ее работников.

Но, к сожалению, «золотой век» начался и закончился в XIX в. Свертывание дворцового строительства, смена архитектурного стиля снизили спрос на монументальные произведения Колыванской фабрики. Реформа 1861 г., заменившая дешевый принудительный труд наемным, сказалась на стоимости изделий. Заказов становилось все меньше. Попытки расширить ассортимент фабрики за счет выпуска мелких каменных изделий оказались неудачными. Среди последних крупных созданий колыванских камнерезов следует назвать детали Сени (навеса) храма Спаса на крови в Петербурге (1899 – 1902 гг.) и колонны для Варшавского собора.

Можно сделать вывод, что основными предпосылками камнерезного дела, производства художественных изделий на Алтае было открытие почти неисчерпаемых запасов сырья – поделочного камня, и развитие в крае горного дела и металлургической промышленности. Специфичность процесса создания изделий из камня состоит в том, что нужно понимать культуру материала, умение использования его декоративных возможностей. Изделия из камня – продукт творчества художников-проектировщиков и мастеров-исполнителей, во главе которых находились известные механики, в том числе К.Д. Фролов, И.И. Ползунов и другие.

Центр культуры на основе памятников камнерезного искусства Алтая.

2.1. Колыванская камнерезная фабрика

Культура обработка камня возникла в России XVIII века в связи с расширением дворцового строительства, на волне интереса к античности и увлечения минералогией.

Один за другим возникли три центра камнерезного дела: Петергоф (1723 г.), Екатеринбург (1725 г.), Локоть (1786 г.). Из Локтя шлифовальная фабрика в 1802 г. была переведена в Колывань. Колыванский камнерезный завод был основан в этом же году Ф.В. Стрижковым. Выбор Колывани в качестве места для строительства фабрики определялся близостью к крупным месторождениям цветных камней: Коргонского, Ревневского, Белорецкого. Камни каждого месторождения отличаются разнообразием цветовой гаммы, структуры. Приводят в восторг и геологов, и камнерезов, и художников, и ценителей камня.

До настоящего времени сохранился архитектурный ансамбль из 2-этажного здания Колыванской шлифовальной фабрики построенной по проекту Ф.В. Стрижкова, здание, пруд и плотина, построенные в 1728 году.

В «золотом» для Колыванской шлифовальной фабрики XIX веке, было изготовлено около 900 значительных произведений. В XX векефабрика имела и взлеты, и падения, но во все времена изделия по своему художественному решению и художественному уровню соответствовали лучшим традициям искусства художественных промыслов, исторически сложившихся на Алтае.

В годы Великой Отечественной войны завод, входящий в состав треста «Русские самоцветы» г. Ленинграда, трудился над специальными заказами – доводочными брусками, медицинским оборудованием.

В эти сложные годы открыли ювелирный цех, который на протяжении последующих лет то начинал производство, то прекращал.

70-80-е годы ознаменованы вазами, их много, но все они были выполнены к юбилеям городов и украшают скверы г. Барнаула, Змеиногорска, Киева, Рубцовска. Много изделий – ваз, шкатулок, письменных приборов и др. – было выполнено специально на международные и всесоюзные выставки.

В 1992 году на Всесоюзной выставке народно-художественных промыслов «Алтай 92» был вручен Диплом I степени. На международной выставке «Сибсамоцветы – 93 » (г. Новосибирск) завод неоднократно был удостоен дипломов I и II степени.

1 марта 1999 года завод зарегистрирован как государственное унитарное дочернее предприятие «Колыванский камнерезный завод им. И.И. Ползунова». Были разработаны мероприятия по развитию завода, в которых предусмотрены средства на реконструкцию производственных корпусов, приобретение и установку нового технологического оборудования, приобретение техники для добычи поделочного камня и проведение геологоразведочных работ.

В настоящее время ГУДП «Колыванский камнерезный завод» - предприятие, которое выпускает продукцию для устройства дорог (бортовой камень), облицовочную плиту, художественные изделия – вазы, мозаичные панно, шкатулки, подсвечники, мозаичные столы и столешницы, и оказывает услуги по изготовлению надгробных памятников. Осуществляет добычу гранита и других поделочных камней. Спрос на художественную продукцию возрастает, и главная цель – сохранение и дальнейшее развитие камнерезного дела на Алтае, расширение производства уникальных художественных изделий из природных материалов, возрождение мастерства камнерезов Колывани.