Смекни!
smekni.com

Центр культуры на основе памятников камнерезного искусства Алтая (стр. 3 из 3)

Конец XX начало XXI веков ознаменованы новыми интересными работами. Колыванский камнерезный завод сможет выполнить любой заказ – от небольшого сувенира до огромного камина, вазы, чаши, картины из камня, сохраняя и продолжая традиции камнерезов XIX века и внося новые идеи современности. Художественные изделия из цветных камней Алтая, созданные мастерами Колыванского камнерезного завода, всегда будут радовать и удивлять нас своей красотой.

2.2. Особенности колыванских изделий и их роль сегодня

Культура камня на Алтае существует ни один век. Академик А.П. Окладников в исследованиях пишет, что человек на Алтае начал обрабатывать дикий камень около 70 тысяч лет назад. Впервые представленные императрице Екатерине II и ее придворному окружению в 1785 году алтайские порфиры и яшмы вызвали восторженные отзывы. Алтайские самоцветы сравнивали с известными всему миру античными порфирами, с камнями древнего Египта, но ничего похожего в царских коллекциях не нашлось. Алтайский камень был неповторим!

Самодействительность, самоцветность алтайских камней была подтверждена в 1786 г. Разнообразие их подтвердила находка Риддером пятнистой розовой брекчии, она так и названа – риддерской. Непохожесть на все другие камни России показывали первые же образцы ревневской зеленоволнистой яшмы.

Но не разноцветные камни стали тем материалом, из которого сделаны первые алтайские вазы. Они были сработаны из черного локтевского порфира. Изделия предшественницы Колывани – Локтевской шлифовальной мельицы – были невелики по размерам. Его вазы высотой не более метра, мелкие настольные украшения, столовые доски, детали дарохранительниц, но в них отразилась настойчивость русских рабочих в овладении современно необычным для Сибири ремеслом.

Вазы алтайских самоцветов вошли не только в историю русского декоративно-прикладного искусства. Некоторые из них связаны с историей дипломатии. В этом смысле чрезвычайно любопытна судьба квадратной чаши из коргонского порфира. Чаша была закончена в 1806 г. В столицу ее сопровождал отдельщик Яков Протопопов. Везли чашу почти полгода, а когда она появилась в столице и была представлена Александру I, то он решил, что эта чаша может быть достойным ответным подарком на французские фарфоровые вазы, подаренные ему Наполеоном после заключения Тильзицкого мира. История этой вещи интересна тем, что у чаши есть три сестры. Две пропали без вести, след их потерян, но одна осталась в России и находится сейчас в Государственном Эрмитаже. Там же хранятся и удивительные, не только по красоте, но и по размерам круглая чаша на химерах из коргонского порфира, работа 1810 г., и чаша эллиптической формы из зелено-волнистой ревневской яшмы. Ее привезли в Петербург в 1819 г.

Но самая крупная в мире чаша, которую называют «царицей ваз», вырезена из цельного монолита значительно позже. Посетивший Колывань в 1828 году штаб-лекарь Брыкбь записал свои впечатления и опубликовал их в Петербурге через три года. Вот что он пишет: «Здесь (на фабрике) видели мы собрание разного сорта моделей с резьбою; между прочим, алебастровую модель овальной чаши, которая будет семь аршин в длинном своем диаметре, а камень, из коего она будет приготовляться, есть зелено-волнистая яшма, и имеет девять аршин длины…». Овальная чаша диаметром 504*322 см, высотой 257 см, весом около 20 тонн. Ее обрабатывали более 11 лет только на фабрике, не считая предварительной обтески глыбы на карьере. В настоящее время ваза украшает один из залов Эрмитажа.

Колыванские изделия большие и малые, разошлись по белу свету. Несколько вещей подарены монаршими руками в XIX в. И теперь находятся в Турции, Японии, Швеции. Колыванские изделия из музеев Петербурга и его пригородов экспонируются на всемирных выставках в Париже, Чикаго, Лондоне и Вене. Их не раз заслуженно отмечаль дипломами и медалями.

К сожалению, не все еще известно о тех изделиях алтайских камнерезов, что находятся у нас в стране, но по каким-то причинам не попали в музейные собрания. Долгое время небыло известно ни одной вещи, подписанной Михаилом Лаулиным. Так и считали искусствоведы, что этот последователь Ф.В. Стрижкова, умершего в 1811 г., не оставил своего имени на камне. Но вот, в потоке вещей, поступавших в Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина на Волхонке в Москве, появилась ваза из нежно-розового белорецкого кварцита. Камнерезы прошлого века называли его агатом. Камень этот неповторим, его не спутаешь ни с кем другим – он именно алтайский. На плите вазы подпись: «Колыванская шлифовальная фабрика, 1825 год, мастер М. Лаулин».

В п. Колывань действует Колыванский музей камнерезного дела на Алтае. Здесь в экспозициях, документах, изделиях, коллекциях камней представлена история Колывани камнерезной, всемирно прославившей Алтай неподражаемым искусством своих мастеров. История Колывани, ее изделий, ее мастеров еще не предстала перед нами полностью. Она тем более интересна для изучения, так как в Колывани сейчас возрождаются камнерезные традиции.

Есть камень, ждущий своего звездного часа. От этого может зависеть экономическое развитие целого региона – камень надо уметь преподнести, а это может только художник. Есть природа, призывающая эффективнее использовать ее недра. Есть камнерезные школы, которые не знают, как выжить в современных условиях. Есть подрастающее поколение, чей интерес к камню необходимо поддерживать. Поэтому видится целесообразным создание информационного центра, способствующего решению этих проблем, пропагандирующего камнерезное искусство.


Заключение

За несколько десятилетий своей истории в Колывани сложился новый, но также главный центр, ставший своего рода одним из камертонов культуры художественной обработки камня на Алтае.

Сейчас Колыванский завод сохранил и продолжает традиции камнерезов девятнадцатого века. У завода есть перспективы, и есть люди, владеющие секретами камнерезного мастерства. Вместе с тем у завода имеются острые экономические и социальные проблемы. Материальная база предприятия требует технического перевооружения, территория завода не благоустроена, условия труда рабочих оставляют желать лучшего. Таким образом, камнерезное искусство в наши дни имеет две тенденции, причем прямо противоположные: рост и упадок.

Проделанная работа позволяет судить о самобытном и ярко индивидуальном стиле колыванского камнерезного искусства. В силу особых качеств и своего неповторимого обаяния произведения алтайских камнерезов представляют собой звено неделимого целого русского искусства. Яркой страницей русской художественной культуры.

Список используемой литературы:

1. Алтай. Туризм. Отдых. Здоровье. Путеводитель. – Барнаул,2002.-230 с.

2. Колывань: История, культура и искусство сибирской провинции России, 1728-1998. - Барнаул, 1998. -3 46 с.

3. Родионов, Л.М. Колывань камнерезная. Повествование о рудниках, горных инженерах, подмастерьях и мастерах/Л.М. Родионов - Барнаул, 1986. – 435 с.

4. Савельев, Н.Я. Алтайские камнерезы/Н.Я Савельев.- Барнаул, 1956. – 234 с.

5. Розен, М.Ф. Колывань и гора Змеиная/М.Ф. Розен. - Барнаул, 1983. – 286 с.