Смекни!
smekni.com

История и предмет изучения культурологии (стр. 22 из 47)

Культура архаического периода. Архаический период греческой истории охватывает VIII-VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения критомикенской культуры. Греки научились многому у других народов: у лидийцев - чеканке монет, у финикийцев — алфавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур органично вошли в греческую культуру.

В VIII-VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придал античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности. К этим явлениям относятся: классическое рабство, система денежного обращения и рынка,полисосновная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления. Наиболее крупные полисы -Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов.

Важной составляющей духовной жизни быламифология, чрезвычайно богатая и увлекательная. Более двух тысячелетий она остается источником вдохновения многих поэтов и художников. Замечательно творчество Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.), написавшего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни». В «Теогонии» предпринята попытка систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира.

В эпоху архаики возникла первая философская система античности - натурфилософия. Ее представители (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, основой всего сущего они считали числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.

В VIII-VI вв. до н.э. зарождается греческая историография. К этому же времени относится и возникновение греческого театра.

Несмотря на то, что в архаический период Греция не представляла собой единой страны, регулярные торговые связи между отдельными полисами вели к формированию этнического самосознания - греки постепенно стали осознавать себя единым народом, отличным от других. Одним из проявлений такого самосознания были знаменитые Олимпийские игры (первые - в 776 г. до н.э.), на которые допускались только эллины.

Классический период (от рубежа VI-V вв. до н. э. до 339 г. до

н.э.) - расцвет полисной организации общества. Свобода во всех сферах общественной жизни — особая гордость граждан греческого полиса.

Центром греческой культуры стали Афины. Афинское государство только за одно столетие (V в. до н. э.) дало человечеству таких вечных «спутников» его истории и культуры, как Сократ и Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт. Этот феномен назван «греческим чудом».

Внешнее проявление внутренней свободы греков - их демократия. Становление греческой демократии начинается с «военной демократии» гомеровских времен, затем реформы Солона и Клисфена (VI в. до н.э.), и, наконец, ее развитие в «золотой век» Перикла (время правления 490-429 г.г. до н.э.). Граждане полиса, подражая природе и богам, обслуживаемые рабами, вполне наслаждались благами жизни в благоустроенных, по их представлению, небольших государствах, ощущая себя подлинно независимыми и полновластными. Вырабатывалась полисная система ценностей: твердая уверенность в том, что полис - высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. К его ценностям относились признание превосходства земледельческого труда над всеми другими видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта) и осуждение стремления к прибыли.

Особую отличительную черту от других цивилизаций составляет античный антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдеры (ок. 490 - ок. 420 г.г. до н.э.) провозглашает знаменитое изречение «человек есть мера всех вещей». Для греков человек - олицетворение всего сущего, прообраз всего созданного и создаваемого; он стал не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства. Такое самочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, которое не знает образцов не только духовного, но и телесного страдания. Мирон, Поликлет, Фидий - величайшие скульпторы этой поры - изображали богов и героев. Их «олимпийское» спокойствие, величественность, состояние духа, лишенное сомнений и волнений, выражают то совершенство, которого человек если и не достиг, то достичь может и должен.

Только в IV в. до н.э. - поздняя классика, - когда греки обнаружили в жизни новые, неподвластные им грани, место величия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти, порывы. Эти процессы проявляются как в скульптуре, так и в литературе. Трагедии Эсхила (поздняя архаика) выражают идеи (идеальное долженствование) человеческого подвига, патриотического долга вообще. Софокл (классика) славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает людей, какими они должны быть. Еврипид (поздняя классика) стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками.

В V в. до н.э. активно развивается греческаяисториография. «Отцом истории» еще древние называли Геродота (454-430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение - «Историю», на основе сюжетов греко-персидских войн. Главная задача искусства V в. до н.э., его основа - правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил — победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса. В это время расцвета достигает реалистическая скульптура в мраморе и бронзе. Великолепны работы Фидия («АфинаВоительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона в Афинах, «Зевс» для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Раненая амазонка»).

Гармония, соразмерность, классические пропорции - вот то, что завораживает нас в античном искусстве и на века определило европейские каноны красоты и совершенства. Чувства порядка и меры — важнейшие для античности: зло понималось как безмерность, а благо — как умеренность. «Меру во всем соблюдай!» учил древнегреческий поэт Гесиод. «Ничего слишком!» — гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.

Цивилизация эллинизма. В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Начало этому положил Восточный поход Александра Македонского

(356-323 г.г. до н.э.) и массовый колонизационный поток эллинов во вновь завоеванные земли. Это привело к разрушению полисной демократии. В результате постепенно сложилась новая ступень развития материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов. Распространение и влияние цивилизации эллинизма было чрезвычайно широким: Западная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Северная Африка. Наступилаэпоха эллинизма - синтез эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры.

Культура эллинистической цивилизации сочетала в себе местные устойчивые традиции с традициями культуры, привнесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками.

Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм (философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколько руководительницею жизни). Главным был вопрос: откуда берутся зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу?

Даже беглое перечисление достижений культуры эллинизма показывает ее непреходящее значение в истории человечества. Эллинизм обогатил мировую цивилизацию новыми открытиями в области научных знаний и изобретательства. Достаточно назвать в этой связи имена Евклида (III в. до н.э.) и Архимеда (ок. 287- 212 до н.э.) В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство. Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший центром работ и применения научных знаний. Эти и другие достижения культуры, унаследованные позднее Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры.

Достоинство греческой культуры и в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более ценного, чем сам человек.

Принято считать, что собственно греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян г. Коринфа в

146 г. до н. э.

7.2 Культура Древнего Рима

Древнеримская культура - совокупность достижений в области духовной и материальной культуры Римской республики (V-I вв. до н.э.) и Римской империи (I в. до н.э. - V в. н.э.). Понятие древнеримской культуры в узком смысле слова относится только к культуре римской Италии, а в широком - к культуре объединенного римлянами Средиземноморья.