Смекни!
smekni.com

Культурология 2 Появление культуры (стр. 114 из 119)

Энтропия социокультурная — процесс понижения уровня системно-иерархической структурированности, сложности и полифункциональности культурного комплекса какого-либо сообщества в целом или отдельных подсистем этого комплекса, т.е. полная или частичная деградация данной локальной культуры как системы.


Словарь терминов 549

Эпистема — общее пространство знания, способ фиксации «бытия порядка», скрытая от непосредственного наблюдения сеть отношений между «словами» и «вещами», на основе которой строятся свойственные той или иной эпохе коды восприятия, практики, познания и порождаются отдельные идеи и концепции.

Эпистемология (от греч. episteme — знание) — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, выявляются условия его истинности.

Эргалический подход — подход в понимании происхождения и сущности культуры, в основе которого лежит представление о решающей роли труда и трудовой деятельности человека, что свойственно марксистскому взгляду на культуру.

Эсхатология — религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе которого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом или богами и последующей расплате за это.

Этническая группа — часть общества, члены которой осознают себя (или считают, по мнению других) носителями общей культуры.

Этногенез — исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфических этнокультурных систем.

Этнолингвистика (антропологическая лингвистика, лингвистическая антропология и др.) — наука, занимающаяся исследованием связей между языковыми и культурными явлениями.

Этнология — наука о сравнительном изучении культур, в американской традиции — часть или синоним культурной антропологии, в европейской — аналог социальной антропологии.

Этнос, этническая общность (от греч. ethnos — племя, народ) — исторически сложившаяся устойчивая группировка людей — племя, народность, нация. Обязательные условия возникновения этноса — общность территории и языка. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.

Этноцентризм — свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать различные жизненные явления и процессы сквозь призму культурных традиций и ценностей собственной этнической группы. Этноцентризм выражается в признании превосходства своей этнической культуры по отношению к другим культурам. Этноцентризмом принято обозначать то нормальное мироощущение любого этноса, когда ценности, традиции, установления


550 Словарь терминов

того или иного этноса кажутся для его представителей единственно истинными и верными.

Этос (от греч. ethos — обычай, нрав, характер) — обобщенная характеристика культуры данной социальной общности, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.

Языковые игры — понятие, которое служит для обозначения целостных и законченных систем коммуникации, подчиняющихся своим внутренним правилам и соглашениям, нарушение которых означает выход за пределы конкретной «игры».


Персоналии

Адлер Альфред (1870—1937) — австрийский психолог, ученик 3. Фрейда, основатель школы «индивидуальной психологии». Основное сочинение: «Практика и теория индивидуальной психологии».

Адорно Теодор (1903—1969) — немецкий философ, представитель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Основные сочинения: «Негативная диалектика», «Социология музы­

ки», «Диалектика Просвещения» (совм. с Хоркхаймером).

Апель Карл-Отто (р. 1922) — немецкий философ, один из основоположников современной версии постмодерна. Постапелевская версия постмодерна смягчает ранне-постмодернистский радикализм и обращается к обоснованию условий взаимопонимания в коммуникативном общении. Основные сочинения: «Идея языка в традиции гуманизма от Данте до Вико», «Новые попытки объяснения и понимания».

Арто Антонен (1896—1948) — французский теоретик театра, режиссер, актер, эссеист, оказавший значительное влияние на теорию и практику театра модерна и постмодерна. Основное сочинение: «Театр и его двойник».

Барт Ролан (1915—1980) —французский литературовед, философ-структуралист. Применил структурно-семиотический метод для анализа массовой бытовой культуры. Основные сочинения: «Нулевая степень письма», «Мифология», «Система моды».

Бахтин Михаил Михайлович (1895—1975) — русский философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. Основные сочинения: «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», «Эстетика словесного творчества», «Проблемы творчества и поэтики Ф.М. Достоевского».

Беккет Сэмюэл (1906—1989) — драматург, романист, один из основоположников театра абсурда. Его творчество, уникальное по своей форме и содержанию, оказало значительное влияние на развитие художественной культуры XX в. Основные сочинения: романы «Мэрфи», «Моллой», «Мэлоун умирает», «Уотт», пьесы «В ожидании Годо», «Не-я», «Дыхание», «Акт без слов».


552 Персоналии

Белл Дэниел (р. 1919) — американский социолог, профессор

Гарвардского университета. Автор концепции постиндустриальное го общества. Основное сочинение: «Конец идеологии».

Бенвенист Эмиль О 902—1976) — французский исследователь языков, культуролог. Основные сочинения: «Проблемы всеобщей

лингвистики», «Заметки о роли языка в изучении Фрейда».

Бенедикт Рут Фултон (1887—1948) — американский культурантрополог, виднейший представитель этнопсихологического направления в американской антропологии. Основные сочинения: «Мифология зунья», «Модели культуры», «Хризантемы и меч».

Беньямин Вальтер (1892—1940) — немецкий философ культуры. Основные сочинения: «Парижские пассажи», «Произведение искусства в эпоху его технической вопроизводимости».

Бергсон Анри (1859—1941) — французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Основные сочинения: «Опыт о непосредственных данных сознания», «Материя и память», «Творческая эволюция».

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) — русский философ, литератор, публицист, общественный деятель. Основные сочинения: «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», «Миро­

созерцание Достоевского», «Новое средневековье: Размышление о судьбах России и Европы», «Смысл истории. Опыт человеческой судьбы».

Берлин Исайя (1909—1997) — философ, историк, культуролог. Работал в Оксфорде, был избран президентом Британской Академии наук. Особое место в его творчестве принадлежит соотношению идей Просвещения и «контрпросвещения» и развенчанию мифа о достижимости идеального общества.

Бжезинский Збигнев (р. 1928) — американский социолог, политолог, государственный деятель, автор теории вступления буржуазного общества в технотронную эру. Основное сочинение: «Великое будущее: рождение и смерть коммунизма в XX столетии».

Бланшо Морис (р. 1907) — французский философ, писатель, литературовед. В своих работах стремится синтезировать учение о «воле к власти» Ницше, экзистенциализм Хайдеггера и др. Основные сочинения: «Пространство литературы», «Лотреамон и Сад»1, «Бесконечный диалог».

Блок Марк (1886—1944) — французский историк, один из основателей французской исторической школы «Анналы». Основные сочинения: «Феодальное общество», «Апология истории, или Ремесло историка».


Персоналии 553

Боас Франц (1858—1942) — американский антрополог. Как теоретик опирается прежде всего на опыт обширных полевых иссле­

дований. К числу его учеников принадлежат такие выдающиеся антропологи, как Крёбер, Уисслер, Бенедикт, Мид, Уайт, Херсковиц и др.. Основные сочинения: «Ум первобытного человека», «Культура квакиутль — отражение в мифологии», «Расы, языки и культура», «Антропология и современная жизнь».

Бодрийяр Жан (р. 1929 г.) — французский социолог, философ, эстетик, культуролог, крупнейший представитель посмодернизма. Основные сочинения: «Система вещей», «Символический обмен и сме,рть», «О соблазне», «Америка».

Бубер Мартин (Мардохай) (1878—1965) — еврейский религиозный мыслитель, писатель, философ-экзистенциалист, представитель «диалогического персонализма». Основное сочинение: «Я и Ты».

Буркхардт Якоб (1818—1897) — швейцарский историк культуры, автор исследований по культуре Ренессанса. Основное сочинение: «Культура Возрождения в Италии».

Бэкон Фрэнсис (1561 —1626) — английский философ и естествоиспытатель, заложивший основы современной методологии есте­

ственно-научного познания. Основное сочинение: «Новый Органон».

Бюффон Жорж Луи Леклерк (1707—1788) — французский естествоиспытатель. Описал множество животных, выдвинул положение о единстве растительного и животного миров и предложил гипотезу о том, что земной шар — это осколок Солнца. Основное сочинение: «Естественная история».

Вебер Макс (1864—1920) — немецкий социолог, историк, экономист, чьи труды в значительной мере определили направление развития социально-научного знания в XX в. Совокупность его трудов составила своеобразное видение сущности и путей развития западной цивилизации. Основное сочинение: «Протестантская этика и дух капитализма».

Вико Джамбаттиста (1668—1744) —• итальянский философ, историограф. Основное сочинение: «Основания новой науки об общей природе наций».

Виндельбанд Вильгельм (1848—1915) — немецкий философ, глава баденской школы неокантианства. Основные сочинения: «Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия», «Платон», «О свободе воли».