Смекни!
smekni.com

Культурология 2 Появление культуры (стр. 88 из 119)


18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 447

начинается следующий цикл, в котором обнаруживается повторение того, что имело место в предыдущем цикле. Каждая эпоха самоценна, ибо она имеет свою логику и собственное обаяние.

Идею циклизма нельзя считать собственным изобретением Вико. Одним из его ближайших предшественников на этом пути в европейской науке был Н. Макиавелли. Но для Вико, историка гораздо

|более значительного, нежели Макиавелли, характерно более обстоятельное и систематическое изложение этой концепции. Сам он также не приписывает себе в этом первенства, напротив, прямо называет некоторые авторитетные для него источники. Так, например, в Приложении он пишет, что «преклонялся больше, чем перед всеми другими, перед двумя учеными — Платоном и Тацитом»1, взгляды которых, лежали в русле циклических трактовок развития культуры. Вико ссылается также на М: Т. Варрона — автора утерянных сочинений о Римских Древностях, у которого была идея о

трех Временах Мира2, на некоторые другие источники.

В Книге первой, имеющей предваряющий характер, мыслитель упоминает древнюю.истину египтян, рассказанную, как он отмечает, Геродотом: «Египтяне все время Мира, протекшее до них, сводили к трем векам: первому — веку богов, второму — веку героев, тре­

тьему — веку людей»3, и это он принимает в качестве Основания Всеобщей Истории, которую намерен создать. Таким образом, не Вико является создателем концепции циклического развития истории, его заслуга состоит в том, что он первым представил ее в систематизированном виде, а также поставил ряд проблем, которые были творчески восприняты последующими мыслителями.

Вико придерживался в своих воззрениях на историю человечества •мшкурейско-лукрециевых представлений, исходящих из. признания процесса постепенного развития человечества, начинающегося с пери­

ода первобытности. По мере исторической эволюции формируются и сменяют друг друга различные эпохи. Сначала был «Век богов». О нем идет речь в Книге второй «О Поэтической Мудрости». Люди ел ми выдумали себе богов, считает Вико, ибо верили, что все необходимые или полезные для рода человеческого вещи суть божества. Попы-теологи основали языческие нации при посредстве мифов о боГах. Мифы, пишет Вико, были первыми историями языческих наций. И потому первая наука, которой нужно научиться, с тем чтобы познать прошлое человечества, — это мифология, т.е. истолкование мифов.

' Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций. М., 1994. С. 489.

2 См.: там же. С. 6.

1 Там же. С. 44. • ,


448 Глава 18. Развитие культурологической мысли...

Следующая эпоха — «Век героев» обстоятельно рассматривав ся в Книге третьей «Об Открытии Истинного Гомера». Вико убе

ден, что поэмы Гомера — неподражаемый шедевр, но породить могло только грубое, жесткое, «героическое» общество. В иные эп хи они не могли бы быть созданы, ибо своеобразие каждой проя ляется во всем возникающем и существующем в эту эпоху, и прежд всего в языке, правовых нормах, искусстве.

В Книге четвертой «О Поступательном Движении, соверша мом Нациями» говорится об «Эпохе Людей». Здесь же Вико ост навливается на анализе составляющих каждой из эпох и указывав на необходимую обусловленность языка, политики, права, нравов, и кусетва и пр. той эпохи, в которой они существуют. Приведем незначительными купюрами часть резюмирующего текста: «...«ХУК ветственно этому делению нации в постоянном и никогда не нар" шаемом порядке причин и следствий всегда проходят через три вид[82] Природы, и что из этих трех видов Природы вытекают три вид Нравов, и что из этих трех видов Нравов вытекают три вида Ест ственного Права Народов, а соответственно этим трем видам Прав; устанавливаются три вида Гражданского состояния, т.е. Государств»1 Далее Вико анализирует возникшие соответственно всем перечи ленным этапам развития общества три вида языков и столько ж' видов характеров, три вида юриспруденции, понимания Права и пр.

Последняя, Пятая, книга «О Возвращении Человеческих Веще при возрождении Наций» начинается с параграфа «Времена Второ Варварства» — тем самым Вико сразу вводит нас в материал вт рого цикла, или второго круга развития истории. Эти времена лежал по его мнению, «в еще более глубокой тьме, чем времена Первог Варварства»[83]. Здесь начинается анализ тех темных веков, в которы зародилась христианская религия, и по мере Естественного Поступа тельного Движения согласно логике истории вернулись «Времен поистине Божественные», т.е. начался новый виток развития наций «За этими Божественными Временами последовали Времена Герои ческие, когда снова вернулось различение двух до некоторой степени отличных природ — Героической и Человеческой»3. Подтверждая установленную им логику развития истории, Вико обращается к при^ мерам, на этот раз уже не так детально иллюстрирующим этаппрохождения этого нового цикла: наступил этап, когда «первые Хри стианские Короли основали Вооруженные Религии», «тогда поистине


18.1: Философия культуры эпохи европейского Просвещения 449

вернулось то, что называли pura et pia bella — "чистые и благочестивые войны" героических народов»[84]. В каждом из времен Вико нахо­

дит явления и процессы, подтверждающие повторяемость в истории. Говоря о возвращении целого ряда вещей человеческих, он формулирует свои суждения так, как будто «те же самые вещи снова верну­

лись во времена последнего варварства»[85]. Вико приводит примеры такого рода возвращений в сфере права, собственности, форм правления и пр. и предлагает «поразмыслить о тех параллелях, которые были проведены во всем настоящем Произведении на большом количестве материала между первыми временами и позднейшими Древних и Современных ему наций»[86]. Эта связь древности и современности подтверждает неустранимую преемственность человеческой культуры и ее целостность. И тогда, полагает он, окажется разъясненной история, но не отдельная и временная История Законов и Деяний Греков и Римлян, а История, идентичная в уразумеваемой сущности и разнообразная в способах развития[87]. Такую историю ученый называет идеальной историей вечных законов, «соответственно которым движутся Деяния всех Наций в их возникновении, движении вперед, состоянии, упадке и конце...»[88].

Некоторые объяснения Вико кажутся надуманными и неубедительными; из приводимых им примеров ясно, что сходство вещей только кажущееся и что на самом деле речь идет о возвращении различного.

В связи с этим надо заметить, что Вико жил в эпоху, одной из отличительных черт которой было превознесение Порядка. При всей своей критической настроенности по отношению к рационалистической философии Декарта, мыслитель все же был человеком своего времени, и потому в его концепции закономерно присутствуют упорядоченность, последовательность и жесткие причинно-следственные связи. Вполне объяснима его оценка современного состояния европейской культуры (напомним, начало XVIII в.!): «Ныне как будто зрелая культурность распространилась среди всех Наций»[89], «повсюду Христианская Европа блистает такой культурностью, что в ней изобилуют все те блага, которые могут осчастливить человеческую жизнь мс менее телесным удобством, чем наслаждением ума и души»7.


450 Глава 18. Развитие культурологической мысли...

Очень бегло Вико дал характеристику Индии, Китая, России, Пе сии, Турции, Японии, и здесь он тоже не удерживается от сравнени «Император Японии проводит в жизнь такую Культуру, котора напоминает Римскую Культуру времен Пунических войн»[90].

На протяжении всей «Новой науки» ученый упорно иллюстри рует совпадения явлений и причин, свидетельствующие о повтор» мости в культуре. Сменяя друг друга, эпохи подтверждают неут мимый ход времени. Естественное поступательное движение, KOTOJ рое нации проделывают за свою жизнь, лишено у него какой-либJ ценностной окраски, речь идет не о прогрессе или регрессе, а лиш о бесконечной эволюции истории. В рамках концепции циклического развития автор стремится доказать, что история не преследует* определенной цели, кроме цели сохранения рода человеческого, и не имеет конечного пункта, по достижении которого она должна буде прекратиться. Круговорот исторического процесса должен, соглас

но Вико, выразить бесконечность движения человечества.

При всей закономерности движения наций, мыслитель все ж~ различает ряд регионов, которые «поступательного движения чел веческих гражданских вещей не проделали», — это Карфаген, Капу и Нуманция[91]. Тем самым его ход истории — не фатальная закономерность, а процесс, обусловленный рядом конкретных факторов,; определяющую роль в котором играет человеческая деятельность,:1 Случаются падения целых народов из развитого состояния в дя* кое. Это происходит, по мысли Вико, когда разум, опьяненный свои ми достижениями, впадает во власть абстракций. Утрата живых истоков жизни и мышления приводит культуру к гибели, к новому, варварству.