Смекни!
smekni.com

Народные промыслы 2 (стр. 1 из 3)

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

кафедра философии

ОТЧЕТ

Этнологическая практика

c тудента 23 группы

/Козодаева Татьяна Сергеевна/

Руководитель

/Сертакова И.Н. /

Тамбов 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

1. Гончары……………………………………………………………………

2. Изделия из дерева……………………………………….

3. Традиционная русская вышивка…………………………………..

4. Ажурная паутинка. Кружева…………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………..

Введение

В многообразных проявлениях человеческой де­ятельности особое место занимает бытовая культура. Жизнь людей любой эпохи определяют не только глобальные общественные или эконо­мические процессы, но и госпожа Повседневность. Порой народный костюм, скромный рушник, само­дельная кукла скажут о приметах времени боль­ше, чем железобетонные конструкции или тур­бины... Вещи, сделанные из нехитрых природных материалов искусными умельцами, хранят теп­ло руки, причудливость воображения, частичку души мастера.Они — отражение менталитета и культурного своеобразия народа, потому навы­ки их создания зовутся народными промыслами. Попробуем совершить путешествие в мир этих вещей, удивиться бесхитростной красоте ожив­шего чуда и порадоваться тому, что живо искус­ство народных промыслов и сейчас на нашей земле.

История традиционного типа народной художественной культуры свидетельствует о том, что в недрах архаической культуры зарождались , не только различные виды изобразительного искусства, но и ремёсла. Обширный материал археологических раскопок, богатейшие коллекции произведений народного декоративно-прикладного и изобразительного искус­ства этнографических, художественных, краеведческих музеев позволяют проследить аволюцию народного художественного творчества. Историю русского декоративно-прикладного искусства невозможно отделить и от истории ремёсел. Справедливо утверждение: «Всякий мастер декоративного искусства прежде всего ремесленник». Богатый арсенал художественных средств, накопленный человечеством уже на ранних стадиях его развития, показывает неразрывность материального и духовного про­изводства, ремесла и искусства. Русское декоративно-прикладное и народное изобразительное искусство прошло несколько этапов развития, и на каждом из них видна неразрывная связь ремесла и искусства.

Первый период связан с языческой культурой славян, обладающей бога­тым и сильным духовным и творческим потенциалом, как результат ассимиляции и аккультурации разных этнокультурных общностей, народов, относящихся к восточно­славянскому этносу. Академик Б.А. Рыбаков считает, что процесс миграции славянского этноса, длившийся почти две тысячи лет, завершился появлением пер­вых славянских государств в VI — VII веках. « Приобретение технических навыков и обособление ремесла от общехозяйственных задач происходили на обширной рус­ской территории крайне неравномерно, и эта неравномерность была обусловлена со­вокупностью разнообразных исторических фактов, различно влиявших на темп раз­вития », — пишет он*. Хотя происхождение русских ремёсел Б.А. Рыбаков относит к IV — VIII векам, историю ремёсел на территории русских земель он рассматривает с Трипольской культуры. Процесс развития ремёсел в различных этнических группах и в различных регионах зависел от образа жизни (скотоводческий, земледельческий, смешанный) и природных условий.

Второй этап развития декоративно-прикладного искусства и ремёсел, начавший­ся с 80-х годов X века и завершившийся периодом феодальной раздробленности в 30—40-е годы XIII века, связан с историей Древнерусского государства. Мир на­родной художественной культуры этого периода синтезировал языческое и христиан­ское мировоззрение, получают развитие деревенские и городские ремёсла, крестьян­ское и городское бытовое и декоративно-прикладное искусство. В X — XIII веках в са­мостоятельные ремёсла с работой на заказ выделились кузнечное, литейное и гончар­ное дело. «Вплоть до XIX века почти каждая крестьянская семья своими силами рубила избу, ладила соху, борону, ставила ткацкий стан, дубила овчины, пряла и ткала лён, изготав­ливала деревянную мебель и утварь», — пишет Б.А. Рыбаков. В большинстве древнерусских деревень в ремесленные производства выделились кузнецы, литейщики-ювелиры, гончары, бондари, сапожники. Примечательно, что в этот период появляются и кустарные промыслы, изделия которых становятся пред­метом торговли. Среди них на первое место выходит промысел по изготовлению ши­ферных пряслиц, используемых для прядения пряжи веретеном. Одновременно с процессом развития ремёсел и народного декоративно-прикладного искусства происходило формирование промыслов. В дореволюционных исследованиях лишь в конце XIX — начале XX века появляется понятие «художе­ственные промыслы», до этого времени использовались понятия «кустарные промыс­лы» или «народные промыслы». Зарождение промыслов можно отнести к X — XI векам на территории северо­восточной Руси. В эпоху Киевской Руси появились промыслы овручских камнерезов по изготовлению шиферных пряслиц. Хотя эти изделия и не всегда можно отнести к произведениям художественного ремесла, но существование рынков сбыта свидетель­ствует о возникновении промыслов по художественной обработке дерева, ювелирных. Изделия, созданные в деревенской вотчинной и городской среде ремесленников, из­готовлялись не только для себя, но и на продажу. У исследователей народной куль­туры и искусствоведов они получают статус произведений декоративно-прикладного искусства, однако когда эти изделия становятся массовыми предметами, предназна­ченными для рынка, то используется понятие «народный промысел». Мастера на­родных промыслов противопоставляются профессиональным художникам и профес­сиональным мастерам декоративно-прикладного искусства. Крестьянские промыслы были тесно связаны с бытом русской деревни, но в от­личие от изделий традиционного народного искусства, создаваемых для собственных нужд, изделия кустаря предназначались для рынка. Постепенно кустарничество при­обрело характер профессии, ремесла и становилось зависимым от потребностей рынка, на который изделия попадали чаще всего через перекупщиков, являющихся основны­ми заказчиками товара и поставщиками сырья. По своему характеру художественное кустарничество близко соприкасалось с народным искусством, из недр которого вы­шло, идеями, образами и выразительными средствами которого питалось, но отлича­лось от него по целям и задачам. Утратив самостоятельность в выборе сюжетов и пре­небрегая традициями крестьянского бытового искусства, кустарь целиком зависел от потребностей рынка и вкусов моды определённой эпохи. Таким образом, можно отметить, что народное декоративное искусство представ­ляет собой сложное структурное образование, соединяющее в себе произведения до­машнего производства и ремесла, которые не только украшают быт народа, но и вы­ражают его этническую сущность. Расширение сферы художественных промыслов в ущерб традиционному народному декоративно-прикладному искусству и домашнему ремеслу нарушило гармоническое соотношение утилитарной и эстетической функции привело к упадку многих художественных промыслом. В свою очередь, связь ку­старных промыслов с художественно-промышленным производством при изготовлении предметов домашнего обихода в угоду массовому вкусу привело к увлечению декоративизмом, украшательством и отрыву от функциональной значимости вещи, пре­вращению её в сувенир.


1. Гончары

Гончарство — один из древнейших видов народного искусства. Оно было распространено почти повсеместно, и трудно найти село или деревню, где бы не встречались изделия из глины. Гончарные изделия ? составляли в прошлом значительную часть бытовой утвари. В конце XIX века производством глиняной посуды занимались гончары более 180 уездов Рос­сии, как в северных и восточных районах, так и южных губерниях. Наиболее развит этот вид промысла был в таких губерниях, как Воронежская, Калужская, Орловская, Рязанская, Тульская, Тамбовская и других, что было связано с обилием в этих регио­нах великолепных сортов глины. Археологические раскопки на территории Средне-Цнинских могильников в Там­бовской области свидетельствуют о давнем распространении гончарства в этих местах. Раньше всего появилась лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные рука­ми без каких-либо приспособлений. При раскопках могильников археологи находят огромное количество сосудов, фигурок животных, птиц, людей, в которых отражены древние верования, суеверия и приметы далёкого прошлого. В древнейшие времена появились и орнаментальные украшения на глиняной посу­де. Использовались различные приёмы украшений: лощение (блестящие полоски на­носились на поверхность сосуда); рельефная и тиснёная орнаментация; обварка, поли­ва, роспись. Но особенно украшали керамические изделия всевозможные желобки и рельефные жгутики, утолщения и утоньшения краёв, кольцевые ножки и ручки, при­дающие изделиям особую художественную выразительность. Появление гончарного круга упростило и ускорило изготовление изделий из глины. Наиболее традиционными изделиями,выделывавшимися деревенскими гончарами на протяжении XIX века, были разного размера горшки с низким горлом для приготовления пищи, чашки для еды, << черепушки >>, разного размера кувшины, корчаги для воды, пива ,кваса, браги, жаровни для приготовления мяса. Гончарный промысел в Тамбовской губернии развивался в нескольких направлениях: производство кирпича, изготовление глиняных труб, посуды, кафеля, игрушек. Гончарное ремесло передавалось по наследству, и начиная с раннего возраста мальчики, вместе с девочками и женщинами, приучались делать горшки, мять глину и укладывать высушенные и обожженные горшки. В Тамбовской губернии в 80-90-х годах XIX века для обучения населения были открыты различные мастерские. В селе Бокино Тамбовского уезда была открыта мастерская по обучению корзиночному делу. Многочисленные кустарные мастерские по женским ремеслам ( вышивка, кружевоплетение, ковроткачество и т.д. ) были открыты в Моршанском, Темниковском, Кадомском и Липецком уездах.