Смекни!
smekni.com

Начало изучения культуры в России в последней трети ХVIII-первой трети ХIХ в. (стр. 2 из 6)

В Уложенной комиссии впервые в качестве государственной проблемы стал обсуждаться крестьянский вопрос. Дискуссия была спровоцирована самой императрицей, пожела-вшей узнать мнение дворянства о праве крепостных на землю, хотя бы в виде "усадьбы" (приусадебного участка). Крестьянский вопрос, раз возникнув, стал одним из системообразующих факторов российского менталитета, способствовал его политизации практически во всех сферах проявления, в том числе и в области осмысления культуры. Законотворческая деятельность заставила российских интеллектуалов поставить вопрос о том, что есть народ в России. Первый ответ на этот вопрос дало изобразительное искусство.

В начале 1770-х гг. выпускник петербургской Академии художеств И. А. Ерменёв сделал восемь рисунков, легко проложенных акварелью. Рисунки эти предназначались для юного великого князя Павла Петровича, увлекавшегося настольным театром. На шести листах художник изобразил фигуры нищих слепцов, некоторых - с детьми-поводырями. Один из рисунков изображал поющих слепых. Еще на одном запечатлен крестьянский обед. В коллекцию Эрмитажа листы попали под названием "Народные костюмы". Обнародованные спустя десятилетия, восемь ерменевских акварелей произвели на публику ошеломляющее впечатление.

Художник создал чудовищную картину бедности и нищеты. И придал ей небывалую выразительность, какую-то угрожающую монументальность. Тяжеловесные кряжистые фигуры выглядят гигантскими на фоне едва различимых микроскопических городских домов, затерявшихся на линии низкого горизонта. Особо тяжкое впечатление производит незрячесть персонажей. Даже на рисунке, изображающем обед, ни один из персонажей не смотрит на зрителей. Может, там и не все слепые. Но зритель видит либо опущенные головы, либо глухие, совершенно "закрытые" спины и затылки. Т. В. Алексеева, описывая рисунки, как к лейтмотиву, возвращается к одному и тому же слову: отчужденность.

О серии "Нищие" писалось много противоречивого. В свое время художника изображали жертвой царского режима и относили его даже к соратникам А. Н. Радищева. Да и сама история рисунков, открываемых вновь и вновь (трижды!), напоминает хорошо закрученный детектив, ставший сюжетом замечательной монографии А. Н. Савинова о Ерменеве. Автор показал, что версия оппозиционности художника царизму совершенно лишена оснований.

Конечно, художник не был революционером. Он не имел ничего против российской монархии. И не собирался отражать тяжелое положение русских крепостных ни накануне пугачевского восстания, ни, тем более, после взятия Бастилии. Его рисунки не были зарисовками с натуры, хотя, по свидетельству современников, толпы нищих заполняли столицы (особенно Москву) в 70-80-х гг. XVIII в.

Перед нами - пример философского искусства эпохи Просвещения, иллюстрация одного из главных тезисов просветительской философии, гласившего, что народ непросвещенный слеп, нищ, беспомощен и глух. Ерменевские "Нищие" - отражение дискуссий или постулатов, понятных эпохе, но требующих от современной культуры перевода и расшифровки. Отголоски идейных коллизий, породивших рисунки Ерменева, дошли до нашего времени в отрывках, через отчеты о дискуссиях в Уложенной комиссии или страницы сатирических журналов. Ерменевские слепцы - изображение понятия, сфор-мулированного на уровне теории, но не принятого массовым сознанием своего времени.

В осмыслении культуры в российской традиции исключительную роль сыграло освоение принципов эстетических теорий, созданных европейской культурой в течение XVIII в. На протяжении шести десятилетий XVIIIв. и XIX в. в русской культуре сосуществовали четыре эстетические системы, каждая из которых находила для себя особую сферу приложения.

Играющая культура барокко проявила себя в архитектуре, музыке и придворном обращении. Учителями русских в искусстве барокко выступали итальянцы и французы. Следствием влияния барочной культуры было распространение всевозможных обществ и кружков. Они были разными по величине. В одних не набиралось и десятка. Другие насчитывали своих приверженцев сотнями. Одни имели строгий устав. Другие объединяли родственников или сверстников по сходству интересов. Одни создавались для обучения, занятий политикой или литературой, реформирования русского языка, распространения агрономических знаний. Другие - просто для времяпровождения или вспомоществования друг другу. Кружковая культура сыграла важную роль в развитии отечественной культуры. Рядом с сословно-иерархическим делением общества она поставила объединения по интересам, в рамках которых привычная иерархия отходила на второй план или не принималась в расчет вовсе. В кружках была принята своя манера поведения, общения, одежды. В них складывался особый язык, само существование которого облегчило введение в массовое сознание языковых изменений. Кружковая культура способствовала формированию нового литературного языка, вскоре принявшего на себя нормативные функции.

Обучающая культура классицизма подчинила себе первоначально поэзию, публицистику и театр, затем утвердилась в системе образования, стиле государственной деятельности (типе служения монарху как персонификации государства) и архитектуре, создаваемой по государственному заказу. Дольше всего каноны классицизма продержались в отечественной скульптуре и архитектуре. В скульптуре - скорее всего, в силу неразвитости представлений о человеческой индивидуальности и потребности идеологических форм сознания того времени в идеализированных образах. В архитектуре - благодаря нужде государства в ансамблях общественного назначения. Архитектура классицизма создавала парадный облик государственной власти. Неудивительно, что тяготение к ней осталось и в отечественной культуре XX в..

Практически постоянно поддерживается государственной властью в России и представление о соотношении интересов личности и государства, созданное классицизмом. Согласно ему государство как носитель общего блага и высшего закона всегда имеет приоритет над личностью. Последняя обязана приносить себя в жертву обществу, подчиняя свои чувства и потребности государственным интересам. Торжественная и подчеркнутая грандиозность государства рядом с упрощенно понимаемой личностью, которая не может существовать вне него, - таков долговременный вклад эпохи классицизма в формирование российского менталитета.

В освоении эстетики классицизма важная роль принадлежала театру, особенно трагедии. Трагедия стала любимым драматическим и литературным жанром крупнейших российских поэтов и писателей последней трети XVIII в. Жанр трагедии, однако, недолго выдерживал в России конкуренцию с комедией. Именно последняя становилась сферой освоения иных законов сценографии и других эстетических канонов.

С культурой классицизма связано становление издательского дела в России и зарождение профессиональной журналистики. Эпоха классицизма профессионализировала изучение родного языка, создав для этого первое специализированное научно-исследовательское учреждение - Российскую Академию. Женщина во главе академии (а президентом Российской Академии стала княгиня Е. Р. Дашкова ) - тоже результат влияния культуры классицизма на русское общество. Классицизм стал в России культурой статского чиновничества и сферой реализации государственной идеи. Эстетика классицизма подчеркнула высокую роль просвещения в жизни общества, направив внимание людей на образование, науки и искусство. Классицизм сделал популярными имена Вольтера и энциклопедистов, а также канонизировал героев римской истории, придав им статус образца для воспитания гражданственности и нравственности, основанных на приоритете идей патриотизма. Он породил особый тип личности, ориентированный на высокую гражданственность и патриотизм. Вместе с тем классицизм театрализовал повседневную жизнь, сделав нормой перенесение в нее демонстративного поведения и аффектных поступков, описанных в литературе или показанных на сцене.

Сентиментализм освоил публицистику и мемуарное творчество, дал направление журналистике, краешком задел художественную литературу, уравняв прозу с поэзией в глазах читающей публики, и выбрал сферой своего господства жанр камерного портрета. Сама эстетизация изобразительных искусств в России началась благодаря сентиментализму. Одним из первых эстетических трактатов, выполненных профессионально, стал труд П. Чекалинского "Рассуждение о свободных художествах" (СПб., 1792). Автор обратился к анализу не только античного, но и современного ему российского искусства, что было существенным новшеством для того времени.

Увлечение сентиментализмом совпало в отечественной культуре с тягой к рациональному осмыслению человеческой натуры и характера. Чрезвычайно популярной становится физиогномика - наука, позволяющая по внешнему виду определять черты характера и склад человеческой психики. "Физиогномические фрагменты", четырехтомный труд швейцарского ученого И.-К. Лафатера, вышедший в 1775-1778 гг., не только читается, но и изучается. Сам Лафатер интересен русской публике прежде всего как врач и натуралист. Меньше он интересует ее как исторический писатель, религиозный поэт и философ. В гостиные сентиментализм приносит новое развлечение - кто-либо из гостей рисует профили знакомых, чтобы по их особенностям определять черты характера и темперамент изображенных лиц. В обиходе появляется мода на миниатюры. Портреты родных хранят в медальонах, используют как нагрудные украшения, помещают их в специальные ящики столов или бюро, хранят в альбомах, вешают на стены, берут с собой в поездки и путешествия.

Сентиментализм делает акцент на культуре чувств. Он учит людей конца XVIII-начала XIX в. изображать черты характера, обращать внимание на наружность, понимать, что у души человеческой имеются различные состояния. Нашему времени культура сентиментализма оставила замечательные коллекции камерного портрета и мемуарные произведения, помогавшие литературе осмысливать окружающий мир.