Смекни!
smekni.com

Граффити Туруханска как проявление молодежной субкультуры (стр. 2 из 4)

Граффити с нравственной точки зрения

В России на сегодняшний день преобладает негативное отношение общества к этому направлению молодежной субкультуры, что легко объясняется обилием некачественных и неприличных рисунков и нецензурных надписей на улицах наших городов, среди которых редкие шедевры зачастую остаются незамеченными. Кроме того, тем же способом продвижения своих идей в массы часто пользуются не самые благонадежные и миролюбивые молодежные организации. Еще большее неприятие общества райтеры вызывают из-за прямых ассоциаций своего творчества с откровенным вандализмом - уродованием памятников архитектуры, оскорблением национальных и культурных ценностей. Однако на самом деле вандалы не имеют прямого отношения к искусству граффити. Существует неписанный кодекс чести, который стараются выполнять все уважающие себя райтеры:

. Никогда не рисуй на жилых домах, зданиях, представляющих какую-либо культурную ценность, школах, детских садах, больницах и т.п.

. Никогда не рисуй на памятниках, мемориальных плитах, надгробиях.

. Никогда не рисуй на работах других райтеров, это позорно и бесчестно, этим ты сделаешь хуже только себе.

. Граффити существует для того, чтобы сделать серый и унылый городской мир ярче и красивее.

Издавна в Туруханске, как и во всех городах и сёлах, заборы на улицах были полем для уличных надписей и рисунков. Сначала рисовали и писали мелом. Увлечение граффити к туруханским подросткам пришло позднее, чем в центральных городах - в начале 21 века. Первые граффити рисовали маркером, а теперь используют баллончики с краской и разными насадками. Стоит это всё достаточно дорого и приобретается в Красноярске. При этом стиль, цвет, размер и форма немаловажны, сам процесс работы с поверхностями стоит на первом месте, т.е. важно не творчество, а потребление. Спреем для граффити в Туруханске ещё не пользуются.

Мы провели анкетирование. По его результатам среди учащихся Туруханской средней школы 48,6 % увлекаются граффити.

Среди изученных нами граффити мы встретили два типа граффити: художественные и малохудожественные. Больших неприличных рисунков и нецензурных надписей не оказалось, хотя отдельные нецензурные слова встречаются на стенках балков (так в Туруханске называют гаражи). Сделаны они мелом, из чего мы заключаем, что это дело рук не подростков, а более младших детей. Подростку писать мелом в наше время несолидно. Нецензурные надписи компрометируют стиль граффити в глазах обывателей, склонных объединять всех любителей рисовать на стенах в общую категорию - «хулиганов», к тому же именно так расценивает закон все эти художества на стенах населённых пунктов.

Для своего творчества туруханские школьники используют следующие стили граффити:

а) Tagging - чаще всего это подпись райтера, его ник, выполняемый одним цветом очень быстро, но всегда со вкусом.

б) Throw - up - самый простой вид граффити, выполнен в двух цветах. Одним видом выполняют контур, другим - заливку. Чаще всего выполнен в черном и белом, черном и серебристом цветах, возможны и другие разнообразные варианты, главное, чтобы цвета сочетались друг с другом и были контрастными.

в) Blockbusters - этот тип граффити отличается большими и широкими буквами, что и делает его простым в исполнении. Именно этот тип хорошо подходит для того, чтобы громко заявить о себе.

г) Freestyle - это свободный тип граффити. Чаще всего рисуется то, что первым приходит в голову, это должна быть свежая и неординарная идея.

По нашему мнению выбор стилей можно объяснить тем, что:

)Эти виды граффити проще всего поместить на любую поверхность, так как они занимают немного места.

)Перечисленные стили не требуют больших затрат на краску и аэрозоль. Чаще всего такие граффити выполнены не более чем тремя цветами.

)Данные виды и типы проще всего освоить. Они не имеют замысловатых шрифтов и художественных элементов. Любой желающий в короткий срок сможет обучиться любому из этих видов.

)Самым простым объяснением является незнание туруханскими и борскими райтерами других стилей граффити и отсутствие у них опыта. На это влияет отдаленное расположение наших населенных пунктов от больших городов и отсутствие профессионалов в этой области.

В современных российских городах граффити размещаются на улице (стены зданий, подземных переходов, гаражей, таксофонные кабинки, припаркованные автомобили, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.), в транспорте, в подъездах и на лестницах (включая двери квартир, почтовые ящики и т. д.), в интерьерах публичных (чаще всего учебных) учреждений. Кроме того, в больших городах существуют так называемые «стены» - своего рода галереи граффити, места скопления рисунков и надписей.

В Туруханске таких «стен» нет. Большая часть рисунков расположена на пристани с. Туруханск и в районах, отдаленных от центра поселка, т.е. в местах, где реже появляется старшее поколение. В условиях села, даже если это районный центр, как наш Туруханск, надписи могут появиться на всех легкодоступных гаражах и даже на стенах жилых домов. Граффити имеют публичный и неофициальный характер. Как неофициальная форма массовой коммуникации, граффити находится за рамками социальных институтов и цензуры. Поэтому места, где чаще всего можно встретить граффити, это, как правило, маргинальные зоны поселения, скрытые за его парадным фасадом.

Важно отметить еще одну общую закономерность выбора места писания: как правило, оно не воспринимается пишущим как «своё». Очевидно, что постройки и части построек, общественный транспорт осмысляются как собственность города, и своими для авторов граффити они никак не являются. Возможно, райтерами может руководить осознанное или неосознанное желание сделать это пространство хотя бы частично своим, что можно сравнить с животным территориальным инстинктом, основным проявлением которого в природе является расставление «меток». Хотя подростки часто пишут и рисуют в подъездах собственных домов, но здание, городская постройка, с их точки зрения, являются собственностью «взрослого мира» и относятся к чужому пространству.

Характерно, что в собственной квартире, комнате граффити, как правило, не выполняются, за редким исключением.

Правда, бывают случаи, когда граффити как раз и находятся в положительных рамках социума. Например, в Туруханске возникла традиция в день России на обрыве, где Нижняя Тунгуска впадает в Енисей, выложить из побелённых камней патриотические надписи: «Виват, Россия» или «Туруханск». Но делают это не отдельные подростки, а организованные в трудовой отряд, и, как правило, такие надписи появляются в День России. Когда самолёт из краевого центра идёт на посадку в Туруханске, сверху очень хорошо видны такие надписи.

Надписи на заборах иногда носят политический характер. Например, много лет после первых выборов президента, на длинном заборе вдоль почты красовалась надпись: «Зюганов - наш президент» (орфография сохранена). Пример современного политического граффити у нас только один: символы «Молодёжного единства» на кирпичной стене универмага «Мангазея»

Граффити с психологической точки зрения

С точки зрения психологии граффити - способ самовыражения личности. «Ваше отношение к граффити как к молодежной субкультуре?»,- задали мы вопрос в анкете. «Положительно»,- ответили 67% респондентов. Но не мал процент и тех, кто равнодушен к граффити: «Равнодушно» - 23,8 %. Значит, в Туруханске явление граффити не является среди подростков массовым.

И всё же граффити рисуют, а, значит, есть мотивы для этого. Граффити рисуют по разным причинам. В анкете мы задали респондентам вопрос: « С какой целью вы рисуете граффити?». Не стали объяснять цель 75,2%. Если учесть, что вообще не рисуют граффити 49,5% респондентов, а рисуют иногда 1,9 % , что в сумме даёт 51,4 %, и вычесть из 75,2 % эту сумму, то не стали объяснять цель именно из рисующих граффити 23,8 % . Дополнительный устный вопрос дал объяснение, что просто затруднились с ответом, то есть не самоопределились.

У тех, кто ответил на вопрос о цели рисования граффити, диапазон ответов колебался от «Нервы успокоить» и «Повеселиться» (0,9 %) до «Для красоты» и «На память» (по 5,5 %). «Самовыражение» в ответах составило 2,8 %. Значит, судя по анкетам, для туруханских подростков главное не самовыражение, хотя оно имеет место, а стремление оставить память о себе или каком-то памятном для себя событии, а также наравне с этим стремление украсить сельский экстерьер с помощью ярких красок граффити. Это - авангардность, т.е. признак молодёжной субкультуры.

Анализируя рисунки, мы увидели, что граффити создают по таким причинам:

. Желание сообщить о каком-либо факте или событии, что перекликается с ответами на анкету. Для школьников таким событием является окончание школы. Граффити, повествующие об этом, имеются на стенах средних школ Туруханска и Бора.

. Стремление рассказать о своём чувстве - злости, ненависти, счастья, радости или любви. В ответах на анкету такого варианта не было, но, возможно, это просто очень личное, а. возможно, это скрывается за такими ответами как «Надо» или «Просто так». В граффити особенно интересны признания в любви. Одно признание сделано у моста, где девочка Маша проходила каждый день. А надпись из приложения 6, лист 2 сделана на трансформаторной будке на уровне окна на втором этаже, где жила любимая девочка «художника». Может быть, это был единственный способ заявить о себе, доступный каждому подростку. Наверное, можно было высказать свои мысли в стихах, песнях и еще множеством способов, но далеко не у всех это получается, некоторые просто стесняются, и к тому же в таком виде меньше шансов, что их чувства заметит адресат.

.Утверждение личностной и групповой идентичности: собственные имена и портреты, статус в группе. Это поиск своего пути во «взрослом мире», особый характер отношений со сверстниками. Период взросления отличают стремление обособиться, прежде всего от старших, и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Присоединившись к группе. Молодой человек обретает определённую степень безопасности, окружающие теперь имеют представление о том, как его воспринимать, потому что на него распространяются общегрупповые признаки.