Смекни!
smekni.com

Граффити Туруханска как проявление молодежной субкультуры (стр. 3 из 4)

. Мотивы творчества с использованием символов. Это солнце, звезда, могила, крест, круг, квадрат, треугольник. Многие из них отражают глубины человеческого подсознания. «Треугольники говорят о логическом подходе к жизни. Хорошо организованные люди предпочитают рисовать квадраты. Толстые, жирные стрелки обычно рисуют весьма целенаправленные люди». «Цветочки, солнца, гирлянды… Вы больше всего мечтаете о дружбе и нежности, а слова, которые вертятся на языке, невольно переносите на бумагу: «Обрати на меня внимание!» Спирали, круги и волнистые линии свидетельствуют о том, что чужие проблемы вообще не интересуют».

Целый спектр чувств, мыслей, переживаний скрывается за простыми рисунками учащихся: нежные чувства к кому-то, переживания о чём-либо, надежда на лучшее в жизни, бунтарство, скрытая печаль, негативизм, направленные против кого-либо или чего-либо.

Однако мотивы творчества встречаются реже, чем мотивы потребления граффити в качестве самовыражения. Это один из признаков молодёжной субкультуры.

Ответы на анкету показывают, что граффити являются романтической компенсацией повседневной рутины, а это тоже - признак молодёжной субкультуры.

Высказываний протеста против социальных или культурных норм или каких-либо призывов в наших граффити мы не нашли. Они почти не встречаются и в надписях, выполненных на стенах гаражей, на заборах, на спинках стульев в школе.

Все изученные нами граффити по видам являются публичными, личными, содержательными.

По-прежнему современные школьники, как и их родители в своё время, рисуют в учебниках. По мнению психологов, надписи и исправления школьников в собственных учебниках и книгах - один из способов символического опровержения чужих взрослых знаков. Учебники для подростков тоже представляют чужое пространство, как и те поверхности общественных сооружений, на которых они рисуют граффити. Молодёжное сознание является основой, носителем особой субкультуры, вторичной по отношению к культурной среде взрослого населения. Обособленность от культурных ценностей старших поколений - признак молодёжной субкультуры.

Исследуя результаты анкеты, я наткнулась на интересный факт - одна девушка рисует граффити с целью оказания психологической поддержки своим друзьям. Дело в том, что её одноклассники входят в состав школьной команды по киберспорту «АК - 47» и каждый из них имеет свою кличку или, как принято их называть, «ник». Именно эти «ники» она и зарисовывает, используя при этом замысловатые шрифты.

Все вышеприведённые мотивы создания граффити говорят о том, что граффити с психологической точки зрения несут важную положительную социальную функцию: они являются своеобразным средством коммуникации. Настенные рисунки и надписи - разновидность коммуникации, свободной от повседневных общественных ограничений в силу своей анонимности. Но одновременно они же, по мнению психологов, являются оригинальной формой девиантного поведения подростков. При правильном подходе любые формы девиантного поведения поддаются коррекции. Коррекционно-воспитательная деятельность в данном случае должна быть направлена, главным образом, на разрушение определённых установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности в обществе.

Исследуемые граффити ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. Социальные акции наши райтеры не проводят. Это или из-за недостаточной сформированности субкультуры, или из-за особенностей российского общества, той ролью, которую государство играло в жизни человека. Досуг часто воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворённости им зависит общая удовлетворённость жизнью молодого человека. Это скорее культура досуга, а не работы.

Граффити с лингвистической точки зрения

Граффити, в основном, представляют собой рисунки с небольшим количеством текста. При этом 8 надписей (25 % текста) написаны на английском языке. Мы насчитали 24 надписи на русском, что составляет 75 %. Проанализировав их, мы выявили следующие жанры.

. Информативный - 59 % (например, «Я люблю школу»).

. Оценочный - 23 % (например, «Катя самая красивая »).

. Императивный - 18 % (например, «Король и шут» - лучшая группа»).

Тематика надписей разнообразна: школа (20%), близкий друг (14%), учителя (3%), любовь (15%), музыка (13,8%), политика (1%), имена (25%), похвала (8,2%).

Мы определили уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Основными орфографическими ошибками являются:

НЕ с глаголами- 0,7%;

Ь после шипящих (глагол, наречие) - 0,6%;

Проверяемые, непроверяемые согласные в корне слова - 1%.

Другие ошибки встречаются один раз или не встречаются вовсе.

Основные пунктуационные ошибки:

Знаки препинания при обращении - 18%;

Знаки препинания в предложениях с вводными словами - 3%

Предложения чаще всего простые (95%), повествовательные (78%), невосклицательные (81%), двусоставные (91%), распространённые (75%), полные (85%).

Изучением надписей занимается эпиграфика. Мы задали респондентам вопрос, знают ли они об этой науке? Оказалось, знают 13,8 %, а не совсем знают, т.е. примерно представляют 3,6 %. Это совсем неплохой показатель, ведь слово «эпиграфика» не относится к распространённым.

«За» и «против» граффити

Как всякое проявление молодёжной субкультуры граффити имеют положительные и отрицательные стороны.

Доводы «за»:

. В последнее время рисунки и надписи в публичных местах перестали активно обсуждаться и осуждаться в обществе и считаться чем-то зазорным и маркирующим поведение человека как антисоциальное. К нему привыкли, граффити начинают постепенно приобретать статус социально нейтрального явления и восприниматься как почти неотъемлемый элемент общегородского экстерьера. Граффити становится массовым культурным явлением и приобретает все большую и большую популярность среди молодежи.

. Язык граффити стремится стать универсальным кодом городской коммуникации. Сегодня постепенно граффити утрачивают значение протеста, альтернативности официальной культуре и, актуализируя свой диалогический потенциал, максимально расширяют «сферу влияния» в коммуникативной области. В системе современного города всякое начертанное слово (изображение) интерпретируется как провоцирующая ответ реплика, а совокупность городских плоскостей превращается в сплошное эпистолярное пространство. Поэтому имеет смысл относиться к граффистам внимательнее - возможно, им действительно есть, что сказать представителям старшего поколения, да и всего общества в целом.

. Граффити могут просто украсить серый и унылый пейзаж современного поселения. Например, мой руководитель видела, как с помощью граффити на стенах городского двора двор совершенно преобразился. Туристы, проходя мимо арки, через которую виден фрагмент росписи, непременно входят под арку и стоят в восхищении.

Доводы «против»:

.Отчасти расплывается грань между санкционированной и самостийной публичной письменной речью. Это ведёт к отказу от норм литературного русского языка.

. Граффити легко нарушают культурные табу и социальные условности, в них упрощены и снижены темы смерти, любви и секса, декларируется приверженность девиантному образу жизни, снимается запрет на открытое выражение агрессии. Это вызов миру общепринятого, потому что граффити аккумулируют вытесненные из доминирующей культуры нормы и ценности.

Считаю, что граффити имеют право на существование, естественно, в цивилизованных рамках.

Заключение

По результатам исследования мы пришли к следующим выводам. 1. Признаки молодёжных субкультур выделяются не столько по мотивации действий, сколько по выявлению внешнего фактора, способствующего субкультурным проявлениям. Это могут быть и криминализация общества, и западные влияния, и романтическая компенсация повседневной рутины. Они выражают и особенности данного времени, и общего для молодежи стремления к обновлению, приключению, испытанию себя в необычных условиях, поиску смысла жизни и т. д. Молодое поколение, стремясь быть впереди, не считается с историческими и культурными традициями, превращает новизну выразительных средств в самоцель. В этом и проявляется авангардность данной субкультуры, которая отражает индивидуальное мировоззрение райтеров. В граффити Туруханска мы находим признаки молодёжной субкультуры: обособленность от культурных ценностей старших поколений, преобладание потребления над творчеством, авангардность, романтическую компенсацию повседневной рутины. Что касается главных черт молодежной субкультуры, то для старшего поколения не приемлемо и не понятно все новое и неординарное, они более консервативны и сдержаны в своих взглядах на жизнь, поэтому отрицательно относятся к граффити.

2. В Туруханске и в Бору граффити относятся к двум типам: художественному и малохудожественному. При этом используются публичные и личные виды граффити, а также изредка содержательные. По стилю граффити относятся к Tagging, Throw - up, Freestyle, Blockbusters.

Исследуемые граффити ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. Социальные акции наши райтеры не проводят. Это или из-за недостаточной сформированности субкультуры, или из-за особенностей российского общества, той ролью, которую государство играло в жизни человека. Досуг часто воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворённости им зависит общая удовлетворённость жизнью молодого человека. Это скорее культура досуга, а не работы.