Смекни!
smekni.com

Культура Византии от Времен Константина Великого и до Крестовых Походов (1081 год) (стр. 7 из 7)

На монументальное искусство также оказали влияние идеи отцов Церкви, видевших в образе важное связующее человека с Богом звено. Излюбленной техникой была мозаика.

Монументальная мозаика украшала стены и перекрытия церковных и светских зданий. Характерной ее особенностью можно считать употребление смальты. В цветовой гамме господствовал ярко-зеленый и золотой тона. Ярко-зеленая поверхность олицетворяла землю, фоном служил золотой цвет; одежды ангелов – белые, пурпурные одежды олицетворяли власть и т.п.

Наиболее известными памятниками этого периода являются мозаичные ансамбли церкви Святого Георгия в Салониках, церквей Равенны.

Одним из видов изобразительного искусства в IV веке становится книжная иллюстрация. Широко распространились кодексы – рукописи, состоящие из отдельных сброшюрованных листов с упорядоченным форматом. Кодекс пришел на смену античному свитку.

В V веке получили распространение пурпурные кодексы – манускрипты, выполненные на окрашенном в пурпурный цвет пергаменте. Текст нередко писали золотом и серебром (Венская Библия, VI век).

Изменяются приемы иллюстрации. Типичными стали отдельные картинки, вшивавшиеся в книгу.

Художественная деятельность подчинялась нуждам богословия – или воле заказчика. Личность художника отступала на второй план. На византийских памятниках и в документах имя художника почти никогда не фигурирует, зато очень часто встречаются имена тех лиц, для которых данные памятники были исполнены.

Из сущности иконы вытекало требование подобия в изображении одинаковых сюжетов и персонажей. Индивидуальное и тут отступало на второй план перед всеобщим и отвлеченным. Этот принцип и в дальнейшем превалировал в византийском, да и вообще в средневековом искусстве.

Правда, представления о том, как подобные принципы реализуются, менялись. Интересны мозаичные памятники VII века (например, церковь Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне). Ощущается отход от торжественно-величавых идеалов, преобладавших в VI веке.

В мозаику введен синий фон вместо золотого, за спинами фигур помещены занавеси. Живописные разработки отличаются большей легкостью и свободой.

Основной задачей художника в этот период стала передача духовно-эмоциональной стороны образа, его человеческое содержание.

В IX – XII веках основная роль в развитии изобразительного искусства принадлежала Константинополю. В художественных памятниках столицы – с большей последовательностью, чем в провинции, – разнообразные тенденции вписывались в совершенную и унифицированную систему. Постепенно эта система усваивалась и в других центрах.

В расположении сюжетов на сценах собора художники тоже подчинялись правилам канона; апсида была посвящена Богоматери, купол – Иисусу Христу, окруженному архангелами. По сторонам от Богоматери размещались архангелы Михаил и Гавриил. Стены апсиды украшались обычно композицией Евхаристии (принятия апостолами причастия от Христа). К этой группе сюжетов добавлялся цикл праздников – двенадцать сцен. Композиция, напоминавшая о Страшном суде, завершала этот ансамбль.

Параллельно с выработкой канонов идет освоение образцов античного искусства. Возвращение к античным образцам наметилось и в рукописях, которые копировались с наибольшим приближением к оригиналу.

В XI веке в миниатюрах и мозаике утверждается классический византийский стиль, весьма распространенный на окраинах империи (Греция, Фокида).

Очень интересна мозаика Дафни (конец XI века). Отход от монументальности происходит не только в живописи, но и в манускриптах. Достигаются равновесие иллюстраций и текста, их образное и графическое единство.

Возродилась миниатюра на полях. Иногда при сохранении постраничных иллюстраций лист дробился на множество мелких сцен и изображений, порой фигуры вплетались в текст, образовывали очертания букв.

Заставки и инициалы воспринимались как ювелирное изделие.

В миниатюрах усиливаются декоративные мотивы, использовались изображения животных, порой имевшие символический смысл. Краски приобрели густоту и плотность.

Заметную роль в убранстве храма XI – XII веков начали играть иконы, расположенные на алтарной преграде. Наряду с иконами, исполненными яичной темперой на деревянной доске, существовали переносные мозаичные иконы – на металлической доске, к которой прикрепляли мелкие кусочки смальты, скрепив их воском.

Были и перегородчатые эмали на золоте.

Вместе с традиционными сюжетами в живописи XI – ХII веков появляются светские сюжеты – военно-триумфальные сцены и т.п.

Период с ХIII до начала ХV века многие исследователи называют временем застоя и упадка. Но в среде современных исследователей существует и иное мнение. А именно то, что тогда зародился и развился вполне самобытный палеологический стиль.

С падением столицы в 1204 году был уничтожен основной стержень византийской культуры. Начинается эмиграция византийских художников, вместе с нею происходит экспансия византийского искусства в Европу.

Новый стиль, сформировавшийся в ХIII – XV веках, проявился в том, что художники стали стремиться к оптическому единству образа. Они пытаются дать целостное пространственное построение, фигуры и архитектура у них неразрывно связаны.

Изображаются драматические эпизоды и чисто жанровые детали. Это особенно характерно для изображений святых с клеймами. В клеймах (на полях иконы) размещаются сцены из жизни подвижников.

Новый стиль сказался и на оформлении манускриптов. Возрос интерес к портретным изображениям и к пространственному построению миниатюры.

Но подъем изобразительного искусства оказался недолгим, его сменил отрешенный аскетический живописный стиль, нашедший сторонников далеко за пределами Константинополя.

Заключение

Основная «заслуга» Византийской Империи в области культуры, на мой взгляд, заключалась в том, что она была «золотым мостом», соединявшим западную и восточную культуру. Она оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым - все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно культурное византийское влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с константинопольской церковью. Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства - в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам. Восприятие традиций византийской культуры в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.

Несмотря на то, что Византия просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской империи, она была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками. Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в истории Византийской империи. Но это не был конец ее художественного и культурного развития. Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.

После 1000-летней истории Византия прекратила свое существование, но не осталась в забытьи самобытная и интересная византийская культура, которая передала культурно-историческую эстафету русской культуре.

Иллюстрации

Список Источников

1. Литература:

1) Васильев А.А. «История Византийской Империи до крестовых походов»

2) Удальцова *.*. «Византийская культура»

2. Научные статьи:

1) Вазинская Т.Я. «Музыкальная культура Византии»

2) Ртищева Г.А. «Культура Византии. Материалы к урокам»

3) Дина Носова «Краткий обзор Византийской культуры»

4) Ольга Сорокина «Культура Византии»