Смекни!
smekni.com

Культура России второй половины 19 века (стр. 1 из 4)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский государственный институт
сервиса и экономики
Новгородский филиал

Реферат

Тема: «Культура России второй половины 19 века»

по курсу: Мировая культура и искусство

Студент:1-го курса, з. о.
спец. 2305

Проверил:
_____________________________

Великий Новгород
2001

Содержание

Введение. 2

1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века. 4

2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов. 6

2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения. 6

2.2 Общественно-политическая мысль. 12

2.3 Художественная культура. 12

Заключение. 19

Список использованной литературы: 20

Введение

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В современном обще­ствоведении существует множество разноре­чивых ее толкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя обра­зование — умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу общественной жизни, кото­рая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его твор­ческих усилий. Но в культуре человек не только дей­ствующее, но и самоизменяющееся существо. Созда­вая мир предметов и идей, он создает и самого себя.

Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает прежде всего комплексное изу­чение различных ее сфер — истории науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фолькло­ристики и литературоведения, истории искусства и т. д. По отношению к ним история культуры высту­пает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодей­ствии всех ее областей.

Пpи изучении культуры следует иметь в виду и проявление специфических, свойственных только ей закономерностей, обусловленных историческими условиями данного времени. В различные периода ведущую роль в развитии культуры может играть то одна, то другая ее отрасль (архитектура в течение всей эпохи средневековья, литература в XIX в., наука в развитии современной культуры и т. д.).

Интерес к истории русской культуры начал про­являться в России примерно в 30 —40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального самосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западни­ков и славянофилов о судьбах России.

К этому времени относится появление самого по­нятия «культура», которому в первой половине XIX в. чаще соответствовало слово «просвещение». Впервые термин «культура» встречается в «Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского язы­ка», изданном М. В. Петрашевским в 1845 — 1846 гг.

1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века

Падение крепостного права озна­чало начало нового, капиталистического периода в ис­тории России. Капитализм внес существенные пере­мены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и ду­ховный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.

Капитализм в целом создал условия для более вы­сокого культурного уровня общества, расширял объек­тивные социальные возможности для овладения куль­турой значительных общественных слоев.

Капиталистическая эпоха, требовавшая определен­ного уровня культуры в сфере материального про­изводства, способствовала ускорению процесса демо­кратизации культуры в целом. В пореформенное время была расширена сфера образования, фактически создана силами земства народная школа. Значительно выросла техническая высшая школа, повысился интерес к книге, увеличилась читательская среда, изменил­ся социальный облик читателя.

Однако капиталистическая эпоха в истории России была непродолжительной — капитализм как социаль­но-экономическая формация существовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения к куль­туре, особенно к проблеме просвещения народа.

Развитие культуры во второй половине XIX — на­чале XX в. не было равномерным процессом. Его вну­тренние этапы определяли подъемы и спады в обще­ственно-политической борьбе.

Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни, аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжала сохранять клас­совый характер. Класс выступал носителем и создателем идеалов, ценностных ориентации, этических и эстетических норм жизни. Поэтому, только будучи выразителем общественного прогресса, этот класс мог формировать общечеловеческие ценности и тем самым отражать потребности национального развития.

Именно в таком положении в пореформенную эпо­ху оказалась русская буржуазия, которая при отсут­ствии революционности объективно была прогрессив­ной силой. В. И. Ленин отмечал, что в 40 — 60-е годы XIX в., когда «новые общественно-экономические от­ношения и их противоречия... были еще в зародыше­вом состоянии», «никакого своекорыстия... тогда в идеологах буржуазии не проявлялось...». Антифеодальная, буржуазно-демократическая направленность идейной борьбы того времени определяла общечелове­ческую значимость создаваемых культурных ценностей, буржуазных по своей сущности.

Капитализм с его стремлением к расширению хо­зяйственно-экономических связей отдельных, в том числе и национальных, регионов способствовал усиле­нию общения народов России не только в сфере эко­номической, но и общественно-культурной, что лежало в основе единства историко-культурного процесса в России в эпоху капитализма. Важность взаимных контактов, идейной близости с русской культурой, прежде всего литературой, неоднократно подчеркивали многие деятели национальных культур. «Каждого из нас, — писал один из основоположников новой гру­зинской литературы, просветитель Илья Чавчавадзе,— вырастила русская литература».

Но не только русская культура положительно воз­действовала на развитие национальных культур. На­циональные мотивы питали творчество многих рус­ских писателей, художников, композиторов.


2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов

Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и первых лет после падения крепостного права внес много изменений в культур­ную жизнь России. 60-е годы воспринимались совре­менниками как время духовных преобразований, боль­ших надежд и свершений, «Это было удивительное время, — писал публицист и видный деятель револю­ционного движения Н. В. Шелгунов,—спавшая до то­го времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв ее был сильный и задачи гро­мадные». Демократическая общественность активно включилась в решение вопросов просвещения, в пер­вую очередь народного образования.

2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения

Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных десятилетий было рас­пространение просвещения.

В стране развернулось широкое движение за созда­ние народных школ, изменение методов преподавания в них, предоставление права на образование жен­щинам. Большую работу по распространению образо­вания среди народа проводили комитеты грамотности, общественные просветительские организации, связанные с земствами. Московский комитет грамот­ности, возникший еще в 1845 г., впервые поднял во­прос о введении всеобщего начального образования. В 1861 г. при Вольном экономическом обществе был создан Петербургский комитет грамотности. Он ста­вил целью «содействовать распространению грамот­ности преимущественно между крестьянами, вышед­шими из крепостной зависимости». Подобные просве­тительские организации возникли в Томске, Самаре, Харькове и других городах России. В них проводилась работа по составлению каталога книг для начальной школы, написанию учебников, сбору средств для нужд народного образования.

Основоположником народной школы, а также научной педагогики в России по праву считается К. Д. Ушинский (1824-1870/71). Он был замеча­тельным русским педагогом-демократом, автором учебных книг («Родное слово», «Детский мир»), по ко­торым в течение полувека учились десятки миллионов детей в России. Ушинский создал школу русских педа­гогов (И. Н. Ульянов, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.), оказал большое влияние на развитие передовой педагогической мысли других народов России.

В 60-е годы правительство провело реформы в школьном деле, явившиеся частью социальных пре­образований тех лет. В из­данном в 1864 г. «Положении о начальных народных училищах» декларировалась бессословность школы, предоставлялось право открытия начальных школ об­щественным организациям (земствам, органам мест­ного городского управления); женщины получили воз­можность преподавать в школах. Однако все училища подчинялись Министерству народного просвещения.

Наиболее распространенным типомначальной школы в пореформенной России были земскиешколы обязанные своим появлением общественной инициативе. За первые десять лет существования земских учреждений (1864—1874) было открыто до 10 тыс. таких школ. В последующие годы их рост несколько замедлился.

Земская трехгодичная школа по сравнению с другими начальными школами, существовавшими в то время в России (министерскими, церковноприходскими), отличалась лучшей постановкой обучения; помимо чтения, письма, четырех правил арифметики и закон; божьего здесь преподавались элементарные сведения по природоведению, географии, истории. Земские учителя, как правило, принадлежали к передовой русской интеллигенции. Земства открывали на свои средств; специальные учительские семинарии, оплачивали труд учителей, занимались комплектованием народных библиотек. Их деятельность в области народного образования и просвещения несомненно носила прогрессивный характер.