Смекни!
smekni.com

Культура, её структура и функции (стр. 1 из 2)

Многообразие определений в понятии « культура» в современной культурологии?

Культурология – это предмет филосовского сознания , который изучает историю мировой культуры .

Крупнейший американский социолог Толкотт Парсонс (1902—1979) указывал на триединую природу человека как биологического, социального и культурного существа. Именно культура и делает человека человеком. Благодаря и в результате - социокультурной творческой деятельности человек выделился из Природы и закрепил это свое отделение.

"Культура" в современном социогуманитарном знании —открытая категория. В самом широком смысле Культура понимается как оппозиция Природе. Природа и Культура соотносятся как "естественное" и "искусственное"..

В современной культурологии, культура предстает как нечто отличное от природы, передающееся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования. Культура представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также и индивидуально значимые действия. Категория "культура" обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусствен­ные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимается организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими;

устойчивых связей между людьми и способов их регулирования;

оценочных критериев, имеющихся в обществе.

Это созданная самими людьми искусственная среда существования и саморе­ализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

Таким образом, культуру можно представить в единстве трех ее неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной дея­тельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности.

Социокультурная деятельность человека включает в себя экономическую, политическую, художественную, религиозную, научную, нравственную, правовую, технико-промышленную, коммуникативную, экологическую сферы и т.д. Эти виды деятельности присущи всем культурам во все времена. Однако формы и способы социокультурной деятельности неодинаковы в различных культурах и культурных эпохах (технический уровень культур древних цивилизаций, античности, средневековья, современности; виды транспорта, способы обработки металла, технология изготовления одежды и т.д.). Технологический аспект культуры занимает в ней значительное место. В зависимости от типов объектов, на создание которых они направлены, технологии подразделяются, во-первых, на продуцирующие и транслирующие символы, во-вторых, на созидающие физические объекты и, в-третьих, на организующие системы социального взаимодействия.

В ходе совершенствования способов деятельности идет станов­ление, функционирование и развитие человеческой личности. Причем личность одновременно выступает, во-первых, объектом культурного воздействия, то есть усваивает культуру в процессе своей деятельности; во-вторых, субъектом культурного творчества, так как в той или иной форме включена в процесс созидания культуры; и в-третьих, личность является носителем и выразителем культурных ценностей, поскольку ее жизнедеятельность развертывается в определенной культурной среде.

Материальные и духовные результаты социокультурной деятель­ности выступают не только как определенные достижения (цен­ности), но и как негативные последствия этой деятельности (экологические катастрофы, геноцид, военные бедствия и т.п.). История культуры — это история не только приобретений, но и потерь. В культуре представлены как прогрессивные, так и реакционные явления..

Результаты человеческой деятельности проявляются как в специализированных областях культуры, где аккумулируются, накапливаются конкретные ценности, так и на уровне обыденной культуры, культуры повседневности. Культура человечества проявляет себя в единстве и многообразии. Различие когда-либо существовавших и существующих сегодня культур обусловлено, в частности, пространственно-временными характеристиками, которые порождают разнообразие жизненных форм отдельный народов.

Понятие культуры может употребляться в нескольких значениях Во-первых, оно может служить для обозначения какой-либо конкретной культурно-исторической общности,- характеризуемой определенными пространственно-временными параметрами (первобытная культура, культура Древнего Египта, культура Возрождения, культура Средней Азии и т.п.). Во-вторых, термин культура используется для обозначения специфики жизненных форм отдельных

народов (этнические культуры). В-третьих, под культурой может пониматься некоторое обобщение, модель, построенная по определенному принципу. Они часто применяются при классификации культур. В таком смысле термин культура использовался Я. Бахофеном, Н.Я. Данилевским, О. Шленглером, М. Сорокиным и др. Культурные модели могут создаваться не только на уровне целого, но и на уровне элементов: политическая культура, правовая куль­тура, художественная культура, профессиональная культура и т.п."

Мы можем говорить о целостности культуры в том смысле, что она есть явление чисто человеческое, то есть развивающееся вместе с человеком и благодаря его творческим усилиям. Люди, именно потому, что они люди, во все времена и при всех различиях природно-географической среды ставят перед собой одни и те же вопросы, пытаются решить одни и те же задачи, обустраивая свою жизнь на Земле. Раскрытие тайн природы, поиски смысла жизни, творческие порывы, стремление к гармонии человеческих взаимо­отношений, общие для всех времен и народов, —вот далеко не полный перечень тех оснований, на которых базируется целостность культуры

В ходе этого процесса происходят изменения в самой культуре. Ее ценностная основа обновляется, становится более гибкой, формируются новые смыслы и образы, развивается язык и т.п. С течением времени изменяются источники культуры, они осознают­ся каждым новым поколением как более глубокие и древние.

Кроме того, с течением времени внутри культуры происходит дифференциация, в результате возникают ее отдельные сферы, требующие новых средств самовыражения, нового духовного и практического опыта. Так родилась живопись, музыка, театр, архитектура, философия, наука. Сегодня мы тоже становимся свидетелями дифференциации культуры: рождаются новые виды искусства —голография, светомузыка, компьютерная графика; появляются новые отрасли научного знания.

В этом смысле культура выступает в качестве механизма после­довательной выработки, закрепления и трансляции ценностей.

Культура — это явление, органичное жизни человечества, ее смысл определяется творческими усилиями человека по созданию "нового мира", "второй природы", или, как считал русский ученый Владимир Иванович Вернадский (1863 —1945), "ноосферы", то есть сферы человеческой мысли и разума, неподвластных тлению и смерти.

Структура культуры.

В соответствии с современными представлениями можно обрисовать следующую структуру культуры.

В едином поле культуры выделяются два уровня: специа­лизированный и обыденный. Специализированный уровень подразде­ляется на кумулятивный (где сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются цен­ности социума) и трансляционный. Исходя из антропологической модели человека, на кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрас­положенности человека к определенной деятельности. К ним отно­сятся: хозяйственная культура, политическая культура, правовая культура, философская культура, религиозная культура, научно-техническая культура, художественная культура. Каждому из этих элементов на кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне. Они тесным образом взаимосвязаны и влияют друг на друга. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного бюджета; политической — нравы и обычаи; правовой — мораль; философии — обыденное мировоззрение; религии —суеверия и предрассудки, народные ве­рования; научно-технической культуре —практические техно­логии; художественной культуре — обыденная эстетика (народная архитектура, искусство украшения жилища). На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обы­денным уровнями, происходит обмен культурной информацией

(см. табл. 3).

Между кумулятивным и обыденным уровнями существуют ка­налы связи, осуществляемой посредством трансляции: сфера обра­зования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры транслируются (передаются) последующим поколениям; средства массовой коммуникации (СМК) — телевидение, радио, печать, — где осуществляется взаимодействие между "высокими" ценностями и ценностями повседневной жизни, нормами, традициями, произведениями искусства и массовой культурой; социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культур­ные ценности становятся доступными для широкой публики (биб­лиотеки, музеи, театры и т.п.).

Развитие информационной цивилизации расширило возмож­ности человека в постижении им реального мира, появились новые способы трансляции культуры. В этой связи актуализировалась проблема элитарной и массовой культуры.

Таблица
Культура

У Л

Ь Т

У Р

А

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ

УРОВЕНЬ

(специальный, элитарный)

ОБЫДЕННЫЙУРОВЕНЬ

(культура повседневности)

КУМУЛЯТИВНЫЙ ТРАНСЛЯЦИОННЫЙ
каналы связи
I II III
<-
-экономическая культура с С у -домашнее хозяйствование
Ф ч
-политическая культура е р -нравы и обычаи
р М е
-правовая культура а ж -мораль
д
-философская культура о К е -обыденное мировоззрение
б н
-научно-техническая куль­ р и -практические технологии
тура а я
з
-художественная культура о к -обыденная эстетика
в у
а л
н ь
и т
я у
р
ы

Американский культуролог Т. Элиот, в зависимости от степени осознанности культуры, выделял в ее вертикальном срезе два уров­ня. высший и низший, понимая под культурой определенный образ жизни, вести который могут только избранные-"элита".