Смекни!
smekni.com

Шпоргалка по Культурологии (стр. 12 из 14)

Вопрос 37 Культура Нового времени. 17-19 вв. Западной культуры – этому времени способствовал единый экономический базис, буржуазный способ производства и единый ориентир развития человеческой индивидуальности. Вместе с тем каждая из трех эпох обладает своеобразием. 17в. – эпоха зарождения и становления рационализма. 18 в. – эпоха просвещения, в ней рационалистическое сознание находит своего носителя в лице конкретного социального субъекта. 19 век. Эпоха утверждения капиталистических отношений, когда рационализм становится основой общественной и хозяйственной практики. Отличается небывалый научно – технический прогресс. По подсчетам Сорокина в 19 в. было сделано 8527 открытий.

Вопрос 38 Культура Новейшего времени. В новейшее время характеризующиеся совмещением политической консерватии высокими достижениями в науке и культуре. В 20 в. состоялся 2-ой Ватиканский собор(1962-1965) который разворачивался под знаком примирения и единства. На соборе были утверждены принципы культурной приемственности и показано большое значение дальнейшего развития форм традиционной духовности. Собор ослабил папскую власть , убрал службу на латинском языке, заменив ее на службу на местных языках. Социально- экономическое развитие романо-католической культуры шло медленно .

Вопрос 39 Ислам и Генезис мусульманской культуры. Ислам зародился 6 веке нашей эры на территории аравийского полу острова. Он является монотеистической традицией, т.е. традицией исповедующих единобожие. Ислам отрицает многобожие. Второй монотеистическая традицией является иудаизм и христианство. Ислам на ряду с иудаизмом и хрестианством относится к авраамической традиции. Данная традиция проповедует веру в единого бога и полную покорность божественной воле, как основопологающие принципы жизненного пути. Основателем ислама – являлся пророк Мухамед. Однако он не ставил своей задачей создание новой религии в ряду других религий. Перед исламом была поставлена задача обновление изначальных монотеэистической традиции, которая с течением исторического времени была утрачена. Понятие ислам – покорность к божественной воле и его принято возводит к арабскому слову Салим (мир). Проповедь Мухамеда подорвала сложную систему власти, так же материальные интересы жречества, в 622 г. он был вынужден покинуть Мекку и уйти в Медину. Этот год назван – Хиджр. С него начинается отсчет мусульманской эры. В Медине Мухамед занимается организацией религиозной жизни а так же руководит военными действиям , против тех кого мусульмане называли неверными, в итоге войска Мухамеда вступают в Мекку, которая становится главным направлением в молитве и местом поломничества для мусульман. После смерти Мухамеда в 632 г. восстанавливается должность Халифа . 4-ех первых халифов именуют правильными халифами. В 661 году после гибели халифа Али, устанавливается власть аристократической династии Алеядов ( до 750 г.) В это время мусульманская цивилизация значительно расширилась. Были захвачены ближайший Восток, север Африки, Испании и территория современного Афганистана. Начиная с 11 века сильнейшими войнами становятся турки. Выделяются сельджуки. В 13 в. доминация переходит к монголам, которые на рубеже 13 –14 в. принимают Ислам. С 14- 19 века мусульманская цивилизация ассоциируется с османской империей. Через торговые пути связываются мусульманские страны, обращают в ислам Индонезию, Малайзию, некоторые регионы Африки расположенные за пустыней Сахара. Ныне мусульманская цивилизация имеет значительный ареал своего распространения и обладает мощным интеллектом, творчеством, политическим потенциалом.

Вопрос 40 Основы мусульманского искусства. Мусульманское искусствопронизана идеейбожественнгоединства, ононе вырозимо через какой либо образ. Это обстоятельство объясняет абстрактный характер мусульманского искусства. Доктрина запрещает изображение человеческого образа, однако запрещение образов не является абсолютным. В архитектуре дворцов или ювелирном искусстве допускается образы искизов животных. В сакральном искусстве предусматривается растительные формы. Отсутствие изображения утверждает трансцендентного бога, т.к. божественная сущность вообще невозможно сравнить с чем бы то не стало. Мусульманская архитектура склоняется к ясности и уровновешенности , подчинению единству легкости целому. Развитие мус. Архитектуры шло в направлении геометр. тонкости которая имеет качественный характер и выражает всю внутреннюю сложность единства и его проявления во множественности. Задачей мусульманской архитектуры является сопоставление атмосфер покоя, свободного от всякого стремления ,что указывает на достижение вечности. Калиграфия является благородной из искусств в мире ислама. Своими богатствами арабское письмо обязано тому что оно обладает двумя измерениями: это вертикальное измерение дающее букву и благородству. Горизонтальное – объединяет все буквы в непрерывное течение. Согласно взглядам мусульман изотериков, арабский язык один из наиболее соответствующих изначальному языку золотого века человеческой истории. Так называемой языку ангелов, который в традиции именуется как язык птиц.

Вопрос 41 Культура Древней Руси. Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и .т.д. На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян , северян, радимичей, новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами. В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам. Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья. Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры (например, сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские, мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей. И не случайно, что вершина духовного достижения Древней Руси - гениальное "Слово о полку Игореве" все пронизано языческими мотивами. Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже облившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств. Несмотря на политические трудности, на местные особенности, это все равно была единая русская культура X - начала XIII в. монголо-татарское нашествие, последующий окончательный распад русских земель, их подчинение соседним государствам на долго прервали это единство.