Смекни!
smekni.com

"Мастер и Маргарита" М. Булгакова (стр. 3 из 5)

Причина этого, как и в «божественной комедии», лежит в том, что Мастер не исполнил своего долга не смог продолжать писательского труда.

Мастер сломлен, он прекратил борьбу, он жаждет только покоя.

Булгаков в своих произведениях всегда внимательно присматривается к конфликту, вытекающему из напряженных отношений между художником и обществом.

В роли художника мог выступать писатель, а мог и ученый. Самым тяжким грехом для Булгакова был отнюдь не компромисс, на них приходилось идти и Пушкину, и Мольеру, и самому Булгакову.

В широком смысле он не прощал - предательства своего предназначения. А предназначением Булгакова был не просто талант, но «дар» в набоковском смысле - Божественный дар Божественного слово.

2. Нравственно - философская тема в романе «Мастер и Маргарита»

2.1 Четыре разных мира

Существуют книги, которые недостаточно прочитать один или два раза. Человек всю жизнь как бы поднимается по невидимой лестнице, поднимается неравномерно, то бегом, то, застывая на месте.

Он может несколько не продвигаться вверх и способен за один час преодолеть несколько ступенек. Это движение называют по-разному: духовный путь, нравственное совершенствование и т. д.

На каждой из таких ступенек у человека некоторым меняется представление о Боге и дьяволе, о добре и зле, о мире в целом и обо всём, что его составляет.

И чем выше поднимается человек, тем глубже он понимает книги, которые читает. Я не знаю, сможет ли, человек полностью постигнуть, смысл какого - то литературного произведения. Никто ведь не может сказать, что такое смерть: итог духовного пути или его продолжение.

При переходе на другую ступень развития, в момент переоценки идеалов человеку необходимо перечитывать книги, подобные роману Булгакову «Мастер и Маргарита».

Чтобы как можно более объективно оценить собственную модель мира, человек должен знать, каким видят мир другие люди. Конечно, почти в любом произведении искусства автор предлагает свою модель мира.

Но в романе «Мастер и Маргарита» она показана наиболее полно. Как же устроен мир, в котором живут герои Булгакова?

В романе присутствуют четыре разных мира: земли, тьмы, света и покоя. Земной мир складывается действие «Евангелия от сатаны». Булгаков подчёркивает, что события, описанные в традиционных Евангелиях, не соответствуют истине. Истинные события открыты только сатане, мастеру и Ивану Бездомному (во сне).

Остальные лица, которые рассказывают о событиях в Ершалаиме, немедленно начинают искажать истину. Пергамент Левия Матвея сыграл плохую роль в судьбе Иешуа, потому что слова учителя о разрушении храма Левий понял буквально. Знание истины доступным или высшим силам (представителям зла и добра), или избранным людям (Мастеру).

Булгаков переворачивает привычные представления о добре и зле. Этим объясняется соотношение мира света и мира тьмы в романе. Иешуа Га - Ноцри, представляющий добро, на московскую часть земного мира не влияет.

Он просто наблюдает за этим миром со стороны.

Трудно сказать, добро или зло правит в Ершалаиме. Но в Москве светлые силы добровольно передают власть тьме.

Воланд, представляющей в романе силы зла, берёт на себя функции добра. Воланд и его свита показывают лицемерного Семплеярова, слишком вспыльчивого Прохора Петровича и других, чьи пороки, может, и не значительны, но многочисленны.

Не следует, однако, забывать, что Воланд - сатана. Сколько бы добра он ни сделал, он продолжает оставаться дьяволом. Каковы его взаимоотношения со светлыми силами?

В романе «Мастер и Маргарита» зло не подчиняется добру. Эти две силы равноправны. Особенно ярко это проявляется в том эпизоде, когда Левий Матвей приходит просить Воланда за мастера и Маргариту: «Он (Иешуа) прочитал сочинение Мастера «…», и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем». Иешуа просит Воланда об услуге, а не приказывает ему. Так, одним словом Булгаков выражает отношения между добром и злом в своём романе.

В произведении существуют не только тьма и свет, но и мир покоя. Покой - это какое-то промежуточное состояние между тьмой и светом.

Миром покоя заканчивается путь Мастера и Маргариты.

По словам Левия Матвея, Мастер не заслужил света. Мастер не смог пройти не сломленным все испытания. Он говорит Воланду: «Он мне ненавистен, этот роман «…» я слишком много испытал из-за него». Мастер отказывается бороться за свой роман, отказывается продолжать его.

Но, что он мог написать этот роман, возвышает Мастера над остальными людьми, подвластными сатане. Не заслужив света и поднявшись выше тьмы, Мастер достоин покоя. Гораздо сложнее определить место Маргариты.

Чтобы спасти Мастера, она заключила сделку с дьяволом и не только продала ему душу, но и согласилась быть хозяйкой на балу у сатаны.

Если Мастер по праву заслужил мир покоя, то Маргарита, казалось бы, должна остаться под властью Воланда. Поэтому Левий Матвей так уверенно передаёт Воланду просьбу наградить покоем Мастера и вдруг умоляет Воланд о такой же участи для Маргариты: «Он простит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, - в первый раз молящие обратился Левий к Воланду». Мастер и Маргарита не следуют за Воландом в царство тьмы. Но их путь расходится и с дорогой Иешуа и Пилата, которые поднимаются по лунной лестнице к свету. Мастеру и Маргарите суждено жить в мире покоя.

Такова, по-моему, модель мира, созданная Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». Разумеется, мою оценку нельзя считать объективной, ибо объективно оценить что-либо невозможно.

На разных этапах я в чём-то соглашалась с Булгаковым, в чём-то -нет. Но я смотрю сейчас на этот роман со своей ступеньки. Пройдёт время, я снова начну читать книгу, и мир булгаковского романа будет увиден мной совсем по-другому. И в переломные моменты моей жизни я неизменно буду возвращаться к роману Булгакова «Мастер и Маргарита».

2.2 Проблема нравственного выбора

Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. И пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Добро будет «открываться» человеку, освещая ему путь к истине.

Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе человека.

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящён борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события двадцатых годов нашего века и события библейских времён.

Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей - поисками истины и борьбой за неё. Перенесёмся в далёкий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. «В белом плаще с кровавым подобием» появляется он пред человеком лет двадцати семи, у которого «руки связаны за спиной, под левым глазом синяк, в углу рта - ссадина с запёкшейся кровью».

Человек этот - звали, его Иешуа - обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант хотел, было оправдаться: «Добрый человек! Поверь мне…» Но его «научили» соблюдать этикет: «Крысобой вынул бич и … ударил арестованного по плечам… связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились…»

Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: «свирепое чудовище». Понтий Пилат живёт по своим законам: он знает, что мир разделён на властвующих и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема, значит, господин всех и вся.

И вдруг появляется человек, который думает иначе: «…рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины».

Более того, этот «бродяга» смеет предлагать: «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека».

Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтий Пилат приходит на некоторое время в замешательство. У Иешуа своя жизненная философия: «…злых людей нет на свете, есть люди несчастливые».

Арестант показался интересен. В его невиновности прокуратор убедился сразу. Конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, но зато «бродяга» обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора!

И у Понтия Пилата уже сложился план действия: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Но это оказалось невозможным.

Иуда из Кариафа представил такие сведения о "безумцы", что наместник кесаря не имел права не казнить его.

Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного "пророка", но тот решительно не хотел отказываться от своей "истины": "В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти.

Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть". Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: "Ты полагаешь, несчастный, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твоё место? Я твоих мыслей не разделяю!" Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идёт против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: "Преступник! Преступник! Преступник!" Иешуа казнён.

Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего, философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, "жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне?" Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пёс кесаря.

Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя - он понимает, что прав Иешуа остался ученик и последователь - Левий Матвей.