Смекни!
smekni.com

Жуковский как первооткрыватель романтизма в русской поэзии (стр. 8 из 8)

Для вас взойдет краснее день,

И будет луг душистей,

И сладостней дубравы тень,

И птичка голосистей.

Пушкин впоследствии (в заметке 1830 г. о «Руслане и Людмиле») упрекал себя за пародию на «Двенадцать спящих дев», расценивал ее как проявление «недостатка эстетического чувства».

В 1810 г. Жуковский пишет «старинную повесть в двух балладах» «Двенадцать спящих дев». Обе баллады строятся на сюжетах, почерпнутых из средневековой истории, точнее – из средневекового предания. В данном случае это – русское средневековье: русское по самым внешним приметам и именам. Особенно это относится ко второй балладе, которая называется «Вадим». В ней изображен Новгород, река Волхов, - передаются отдельные внешние черты русской средневековой жизни. Но черты эти – не только самые внешние, но и в значительной мере условные, как условной представляется и в целом изображенная в балладе жизнь.

Подобно другим писателям-романтикам, Жуковский тянется к историческому и национальному материалу. Как художника история его очень привлекает, но привлекает не своей реальностью, а прежде всего как поэтический миф. Именно поэтому история у Жуковского выглядит идеальной, а исторические герои – весьма современными и вполне романтическими. Герой баллады «Вадим» испытывает «стремленье вдаль, любви тоску, томление разлуки». Вадим кажется нам хорошо знакомым: знакомым по своим многочисленным романтическим «двойникам». При этом, однако, в нем нет ничего от исторического «двойника», от человека древней Руси.

Баллады Жуковского написаны на сюжеты Гете и Шиллера, Вальтера Скотта и Соути, Уланда и Бюргера. Они посвящены разным темам и разным источникам. Но в известном смысле все они похожи друг на друга, все они однохарактерны. Они прославляют мужество и человеческое достоинство, высокую любовь и верность любви, поэтов и поэзию. Все они так или иначе утверждают возвышенные начал в жизни и человеке, утверждают добро и красоту.


Заключение

Для Жуковского романтизм был не этапом в его творчестве, а внутренним пафосом всей его поэзии. Романтиком он оставался до конца своих дней. При этом романтиком он был и по характерной тематике большинства своих произведений, и по излюбленным поэтическим приемам, и по своеобразию жанрового материала, и по особенностям своей стилистики, и по своему стремлению к максимально свободным и новым формам поэтического выражения.

Жуковский воспринимался современниками не просто как романтик, но и как первооткрыватель романтизма в русской литературе. «…Жуковский был переводчиком на русский язык не Шиллера или других каких-нибудь поэтов Германии и Англии: нет, Жуковский был переводчиком на русский язык романтизма средних веков, воскрешенного в начале XIX в. немецкими и английскими поэтами, преимущественно же Шиллером. Вот значение Жуковского и его заслуга в русской литературе». [1, VII, с. 167].


Примечания

1 Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. – М., 1955. – т. VII. – с.144.

2 Соколов А.Н. К спорам о романтизме// Вопросы литературы. – 1963. - №7. – с.120.

3 Янушевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. – Томск, 1985. – с.3.

4 Гуковский Г.А. Пушкин и русский романтизм. – М., 1965. – с. 136.

5 Веселовский А.Н., Жуковский В.А.. Поэзия чувства и «сердечного воображения». – СПб., 1904. – с. 107.

6 К. Маркс и Энгельс Ф. Письмо К. Маркса к Ф. Энгельсу от 26 марта 1868 г. Сочинения. Издание второе. – М., 1967. – т. 32. – с. 44.

7 Неупокоева И.Г. Романтизм в славянских литературах XIX столетия в общеевропейском контексте// VII Международный съезд славистов. Славянские литературы. Доклады советской делегации. – М., 1973. – с. 240-241.

8 Григорьев Аполлон. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина//Григорьев Аполлон. Литературная критика. – М., 1967. – с. 233-234.

9 Новалис. Фрагменты// Литературная теория немецкого романтизма. – М. – 1955. – с. 122.

10 Жуковский В.А. Собрание сочинений в четырех томах. – М., 1959. – т. I. – с. 4

11 Вестник Европы. – 1810. - № 21. – с. 8-9.

12 Жуковский В.А. Сочинения. Издание седьмое. – СПб., 1878. – т. VI. – с. 541.

13 Письмо Жуковского А.П. Киреевской от 16 апреля 1814 г. // К. Зейдлиц. Жизнь и поэзия Жуковского В.А. – СПб., 18883. – с. 40.

14 Резанов В.И. Из разысканий о сочинениях В.А. Жуковского. Выпуск второй. – Пг., 1906. – с. 287.

15 Eichorn I.G. Allgemeine GeschichtederKultur und Literatur des neven Europa. Gottingen, 1796. - Bd 1. – 1325.

16 Микешин А.Ш. К вопросу о жанровой структуре русской романтической баллады. // Из истории русской и зарубежной литературы XIX-XX вв. – Кемерово, 1973. с. 21

17 ГПБ., ф. 286., оп 1, ед. хр.18, л. 20. Подчеркивания принадлежат Жуковскому.

18 Душина Л.Н. Поэтика русской баллады в период становления жанра. – Л., 1975. – с. 13.

19 Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – Л., 1976. – гл. 1. – с. 19-30.

20 Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма//Русский романтизм. – Л., 1978. – с. 156.

21 Жуковский В.А. Баллады и стихи. – Мн., 1989. – с. 127.

22 Аношкина В.Н. Романтизм// История русской литературы 1800-1830-е годы. – М., 1991. – 4.1. – с. 54.

23 Жуковский В.А. Письмо от августа 1805 г. Собрание сочинений. – т. IV. – с. 451-452.

24 Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975. – с 25.


Библиография

1 Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975.

2 Янушевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. – Томск, 1985.

3 Щаталов С.Е. Жизнь и творчество В.А. Жуковского. – М., 1983.

4 Соколова В.Ф. Русский романтизм. – Мог., 2005.

5 Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.

6 Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. – М., 1995.

7 Гуковский Г.А. Пушкин и русский романтизм. – М., 1965.

8 Веселовский А.Н., Жуковский В.А. Поэзия чувства и «сердечного воображения». – СПб., 1904.

9 Фридлендер Г.М. Спорные и очередные вопросы изучения Жуковского //Жуковский и русская литература. – Л., 1987.

10 Портнова Н.А. Становление романтического метода в ранней лирике В.А Жуковского. // Из истории русского романтизма. – Кемерово, 1971.

11 Канунова Ф.З. О философско-исторических воззрениях Жуковского // Жуковский и русская литература. – Л., 1987.

12 Жуковский В.А. Баллады и стихи. – Мн., 1989.

13 Жуковский В.А. Собрание сочинений в четырех томах. – М., 1959.

14 Арлазоров М. Жуковский. Серия биографий. – М., 1961.

15 Иезуитова Р.В. Русский романтизм. – Л., 1978.

16 Реморова Н.Б. В.А. Жуковский и немецкие просветители / под ред. Кануновой Ф.З. – М., 1989.

17 Шаталов С.Е. В.А. Жуковский: Жизнь и творческий путь. – М., 1983.

18 Шлегель Ф. Письмо о романе // Литературная теория немецкого романтизма. – Л., 1934.

19 Горький А.М. Собрание сочинений в тридцати томах. – М., 1953. – т. 24.

20 Гуревич А. Жажда совершенства // Вопросы литературы. – 1964. - № 9.

21 Полевой Н. Очерки русской литературы. – СПб, 1839. – т. I.

22 Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха. – П., 1922.

23 Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. – М., 1967. – т II.

24 Литературная газета. – 1971. – 12 мая.

25 Вольпе Ц.С. Жуковский // История русской литературы. – М., - Л., 1941. – т. V.

26 Душина Л.Н. Поэтика русской баллады в период становления жанра. – М., 1975.

27 Журавлева А.И. «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина // Пушкин и его современники. – Псков, 1970.

28 Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. – М., 1975.