Смекни!
smekni.com

Инфернальные женщины в романах Достоевского (стр. 2 из 5)

Ярким примером является Сонечка Мармеладова в романе «Преступление и наказание». Оступившись, она пошла по «желтому билету». Но вскоре, «открыв глаза» и посмотрев иначе на жизнь, найдя свою любовь и добившись своего счастья через всякие преграды и трудности, она совершенно меняется, не потеряв при всем этом веры в Бога. Она не сломалась и осталась такой же сильной и красивой женщиной.

Такая женщина почти совершенна. Но в мире не бывает совершенных людей, и Сонечка также не может быть абсолютно совершенной, то есть идеалом. Но её в основном положительные черты, делают её очень хорошей, доброй, сильной женщиной.

Этaлоном русской инфернальной женщины можно считaть Полину Суслову, «нaпившуюся крови у Достоевского» и зaтем бросившую его рaди испaнского студентa. Позже, стaв женой молодого еще философa Вaсилия Розaновa, онa измотaлa его и выбросилa вон, a когдa тот в письмaх молил о пощaде, выговaривaлa ему, что «брошенных мужчин в России – тысячи, и они не воют, a он, подлец, воет кaк волк» [28].

Женщина гораздо больше подвержена «отчаянию уходящего времени», потому она и страдает гораздо больше мужчины. Но разве позволяет женщина своим мукам от этого страдания проступить наружу? Нет, как правило, мы этого не видим – женщина как никто другой умеет скрывать истинное положение дел, симулировать и прятать под покрывалом лжи убогую реальность. Женщина и является гораздо более сильным существом, нежели мужчина. Но эта «сила» парадоксальным образом следует из её пассивности. Эта женская сила и есть – инфернальность.


1.1 Соня Мармеладова – образ инфернальной женщины в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

Ярким образом инфернальной женщины в романе Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, для которой нет жизненных правил, нет жизненных границ, нет общественных правил. Её жизнь сопровождается желтым цветом. Человек, которого она любит, – убийца, но со своими, необычными и очень непохожими на других, взглядами на жизнь. Не смотря на то, что Сонечка Мармеладова пошла по «желтому билету» она во многом олицетворяет Богоматерь с младенцем, где младенцем является – Раскольников.

Раскрытию образа Сони Мармеладовой способствует анализ портрета героини. При помощи портрета – мы можем определить мысли героини, при помощи описания внешности или одежды – мы определяем её особенности характера, манеры поведения. Прежде всего, нужно обратить внимание на одежду Сони. На ней надет бурнус(это «накидка и верхняя одежда разного вида, мужская и женская, будто по образу арабскому, с широкими рукавами»). Для того, чтобы изобразить традиционную одежду Марии – мафорий (одежда палестинских замужних женщин), более всего подходит бурнус, бывший к тому времени достаточно распространенным видом одежды. Зеленый платок –вообще, зелёный цвет как цвет зеленой жизни, напрямую связан с образом Богоматери, Молельницы и Предстательницы перед Господом за человека и землю, за всякую земную тварь. Например, знаменитая икона «О тебе радуется» происходящая из мастерской Дионисия (находящаяся сейчас в Третьяковской галерее) изображает сидящую на престоле Богоматерь в Славе, окруженную расходящимися от престола кругами синего и зеленого цвета. Если вспомнить почти бесцветные, мягкие, пушистые волосы Сони, то ими вполне прорисовывается нимб – на иконах – сияние в виде небольшого круга над головой Бога и святых; символ святости, божественности. Тогда зеленый платок может изображать «Славу». Почти все изображают Богоматерь в ярко-зеленом платке.

Соня, несомненно, очень сильная женщина, её решение пойти по «желтому билету» не сломило её души, чувств, её жизненных ценностей, она осталась той же милой, нежной, доброй, робкой и понимающей девушкой. Её любовь творит чудеса с Родионом, он восхищается и гневается на неё одновременно. Ему жаль, что такая сильная личность как Соня стала проституткой, что она поступила не по своим принципам, что она поступила безнравственно, но такова жизнь… С одной стороны – отчаянное решение Сони Мармеладовой пойти по «желтому билету», её желание помочь своей семье, с другой – невозможность заработать себе на жизнь честным трудом. Героиня находится в самом безысходном положении, когда даже самоубийство – непозволительная роскошь. Но при этом почему-то забываются очень важные для понимания причин «преступления» Сони слова Раскольникова: «…тем ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы это не ужас, что ты живешь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама, что никому ты этим не помогаешь и никого не от чего не спасаешь» [19, гл. 4, ч. 4, с. 299].

Соня, конечно же, никого не может спасти. В этом-то и причина её поступка. Ненасытимое сострадание – вот что позволяет переступить её через себя. По сути, её жертва – христианская. Кого спас Христос, позволив распять себя на кресте? Формально никого. В образе Сони и заключена эта идея Христа. Мотив её поступка – не в желании спасти близких, а в невозможности их спасти. Она не может им помочь, и она не может спокойно наблюдать их страдания, она лишь может взять на себя еще большее страдание, чем они. Но именно Соня одарена той духовной силой, которая помогает ей, живя во зле, пребывать в добре и нести добро другим. Дает ей эту силу вера в Бога. Соня нечасто посещает церковь – ей неловко. Но она глубоко верует в Бога, а значит – и в высшую справедливость и чудо, которые изменят её жизнь; она верует в воскресение Лазаря, ибо без этого не будет надежды и веры в собственное воскресение. Зная мотив, мы можем осуждать или оправдывать поступок героини. Мотив помогает нам понять намерение персонажа, его мысли, его чувства.

Для Сони нет общественных правил, она ведет себя против общепринятых правил. Она не похожа на окружающих, она делает всегда, так как ей велит её сердце, особенно по отношению к Раскольникову. Она любит этого человека, она на все ради него готова, Сонечка хочет помочь ему «переродится», она всегда рядом, даже если Родион её отталкивает. Ведь не каждую женщину «с желтым билетом» можно сравнить с Богоматерью, далеко не каждая полюбит убийцу и поможет ему «родиться заново», а Соня поступает именно так.

Её образ требует восхищения – она смогла своей любовью изменить человеческую душу. Соня не боится упреков окружающих: «Соня робкая от природы, и прежде всего знала, что её легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть всякий мог, почти безнаказанно» [19, гл. 5, ч. 3, с. 372]. И все равно она не показывает свой страх. В жизни она «играет в игру без правил» и она выигрывает, получая самое главное в жизни – любовь. Она перерождается вместе с Раскольниковым, только она – очищается от грязи «желтого билета».

В конце романа не написано как стали дальше жить Родион с Соней, ведь его ссылка закончится, и нужно будет начинать жить по-новому, но Сонечка так сильно любила Раскольникова, что её любовь сможет победить все трудности. После признания Раскольников «…смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было её любви…» [19, гл. 5, ч. 3, с. 387]. Какая же это любовь? Сострадательная, милосердная, христианская, видящая в нем, отступившемся, – человека, любовь, которая приведет Соню на каторгу для его спасения. Любовь – молчаливая, ненавязчивая, не требующая ответа. Не имея возможности во время болезни (эпилог) посещать Раскольникова, Соня часто приходила под окна госпиталя, «чтобы постоять во дворе минутку и хоть издали посмотреть на окна палаты» [19, эпилог, ч. 2, с. 496]. Её любовь сотворила чудо.

Любовь делает женщину необыкновенно сильной, она предает её уверенность, дарит ей крылья, толкает женщину на необыкновенные поступки, делает её необыкновенно женственной и прелестной, нежной и цветущей, но в тоже время, делая женщину ранимой и уязвимой лишь со стороны своего избранника. Именно поэтому и решет Соня отправиться вслед за Родионом, забыть обо всем на свете и быть рядом со своим любимым, а самое главное ждать и верить, когда он сможет так же сильно полюбит её. Именно вера помогла ей и дала силы.

Образ Сони прочитывается двояко: Согласно первой, традиционной, трактовке, в героине воплощены христианские идеи. По трактовке, данной В.Я. Кирпотиным она является носительницей народной нравственности. В Соне воплощен народный характер в его неразвитой «детской» стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме – в сторону юродивой.

Соня Мармеладова – это образ сильной и решительной, нежной и уязвимой, умной и несчастной женщины. Это образ, который учит быть не похожим на других людей, не подчиняться влиянию общества, не бояться любить и следовать за своим любимым, а самое главное иметь веру, пусть не в Бога, но в жизни обязательно нужно верить, в то, что приносит тебе силы.

По нашему мнению, можно предположить, что последняя жена Достоевского – Анна Григорьевна Сниткина – это прототип Сонечки Мармеладовой. Они похожи тем, что Анна Григорьевна так же долго ждала любви и взаимной симпатии от Достоевского, как Соня от Раскольникова. Их жизни совершенно разные, но их желание любить и помогать своему любимому человеку настолько сильно, что оно побеждает все, и Сонин «желтый билет» (в романе) и огромную разницу в возрасте у Анны и Достоевского (в реальной жизни). Конечно, они не сравнимы, но в них есть одно общее человеческое качество и одно сильнейшее чувство – это помощь и любовь. При чем именно в таком расположении помощь – любовь. Ведь у них была не «любовь с первого взгляда», а именно сначала понимание человека, затем помощь, а уж потом любовь.

В. Кожинов считает, что: «Достоевский – психологический романист, и главное его средство выражения – анализ. В этом он близнец и зеркальное отражение Толстого. Но и предмет, и метод его анализа совершенно иные, чем у Толстого. Толстой разбирает душу в ее жизненных аспектах; он изучает физиологическую основу мышления, подсознательную работу человеческой воли. Достоевский действует именно в тех психических областях, где мысль и воля находятся в постоянном контакте с высшими духовными сущностями, где поток обычного опыта постоянно разбивается о последние и абсолютные ценности и где никогда не стихает ветер духа. Интересно сравнить, как Толстой и Достоевский разбирают одно и то же чувство – чувство мучительной неловкости. Оба от него страдали. Но у Толстого это чисто социальное ощущение, сознание невыгодного впечатления, которое производит внешний вид человека и его поведение на тех, кому он хотел бы понравиться. У Достоевского же муки неловкости – это муки конечной и абсолютной ценности человеческой личности, раненой, непризнанной и униженной другими человеческими личностями. Поэтому жестокость Достоевского находит в анализе раненого и страждущего человеческого достоинства особенно широкое поле деятельности. У Толстого муки самосознания или имеют социальный характер, или перестают действовать; у Достоевского самосознание метафизично и религиозно и исчезнуть не может никогда».