Смекни!
smekni.com

Образ моста в произведении Иво Андрича "Мост на Дрине" (стр. 1 из 4)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

«Тобольский государственный педагогический

институт им. Д. И.Менделеева».

Кафедра русского языка и литературы

Курсовая работа

Тема:

Образ моста в произведении Иво Андрича «Мост на Дрине»

Выполнила: студентка 42 группы

Малькова Инга

Проверил: Косович Д.В.

г. Тобольск 2009 г.


Оглавление:

Введение

ГЛАВА I. Мост, перенесённый из жизни в книгу

1.1. Жизненный и творческий пути Иво Андрича

1.2. Образ моста в мировой литературе XX века

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. Образ моста в произведении нобелевского лауреата Иво Адрича

2.1. Погибший символ единства мира и людей

2.2. Историческое и мифическое в произведении И. Андрича «Мост на Дрине» или другие образы романа

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Начало двадцатого века, как и любое начало, сопровождалось всевозможными событиями, изменившими мировоззрение человека. Различные учения, научный прогресс, Первая мировая война – всё это не могло не сказаться на литературе. Отношения писателя и читателя, хрупкость человеческой жизни, взгляд внутрь себя, своего сознания и подсознания также отразилось на писателях, и в свою очередь сказалось на Джойсе, несмотря на оторванность, отстранение от окружающей действительности, на аполитичность автора.

Если писать историю как историю культуры духа человеческого, то XX век должен получить имя Джойса - Гомера, Данте, Шекспира, Грасса.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что образ моста в мировой литературы изучены относительно мало. Этим роман Иво Андрича и представляет собой особый интерес.

Объектом изучения являются произведение литературы XX вв.

Предмет исследования – образ моста.

Цель курсовой работы – выяснить, как изображает описание моста в литературном произведении Иво Андрич «Мост на Дрине».

Для этого нам предстоит решить следующие задачи:

1) Изучить литературу по проблеме исследования.

2) Рассмотреть описание моста И. Андрича точки зрения эмоциональных средств выразительности.

3) Выявить функции, которые может выполнять образ моста в литературном произведении в соответствии с замыслом автора.

Поставленные задачи объясняют выбор структуры курсовой работы: в первой главе приводится теоретическая часть, в которой идёт речь о биографии и творческом пути автора, а также даётся обзор образа моста в мировой литературе. Вторая глава посвящена исследованию в произведении Андрича черт образа моста с точки зрения стилистики, эмоциональных средств выразительности.

Кроме двух глав, курсовая работа состоит из введения, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего в себя 24 наименования и 2 приложения.

ГЛАВА I. Мост, перенесённый из жизни в книгу

1.1 Жизненный и творческий пути Иво Андрича

«Повествователь и его творение не служат ничему, если тем или иным способом не служат человеку и человечеству» Иво Андрич

Иво Андрич (9.10.1892–13.03.1975) – югославский прозаик, поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1961. Родился 10 октября 1892 в деревне Долак в Боснии. Отец, ремесленник, умер, когда сыну было три года. Получил строгое католическое воспитание. С раннего детства жил в стране, где мог наблюдать смешение культур различных народностей, населявших Боснию, – от турок-мусульман до католиков и православных. Будучи в 19 в. объектом имперских притязаний Австро-Венгрии, Босния в 1908 официально была аннексирована Австро-Венгрией.

Вскоре после этого события Андрич, будучи учащимся гимназии, вступил в Сараево в революционную организацию «Млада Босна», члены которой боролись за освобождение Боснии от владычества Австро-Венгрии и за объединение и независимость южных славян. Когда Гаврило Принцип 28 июня 1914 убил эрц-герцога Франца-Фердинанда, были арестованы многие члены организации, в том числе и Андрич, которого приговорили к 3 годам тюремного заключения.

В тюрьме имел возможность читать Ф.Достоевского и датского философа С.Кьеркегора, взгляды которых оказали на него значительное влияние. Под их воздействием пишет две книги стихов «Из моря» (1918) и «Волнения» (1920), в одной из которых есть такая стихотворная строка: «Нет иной истины, чем горе, иной реальности, кроме страдания».

После войны много путешествовал, изучал философию, филологию, историю в университетах Загреба, Вены, Кракова и Граца. В 1923 получил степень доктора, защитив диссертацию о культуре Боснии.

Начинает дипломатическую карьеру: представляет в Европе Королевство сербов, хорватов и словенцев, образовавшееся после окончания войны и в 1929 получившее название Югославии. Занимал дипломатические посты в различных европейских столицах, что оставляло мало времени для занятий литературой. Несмотря на загруженность работой, пишет первый рассказ, который был опубликован в 1920. С 1924 по 1936 увидели свет еще три сборника рассказов, во многом основанных на фольклоре и истории народностей Боснии, проза, в которой явственны мотивы тщетности и суетности человеческих страстей.

В 1939 назначен послом Югославии в фашистской Германии, и оставался в Берлине вплоть до начала германского вторжения в Югославию в апреле 1941. Переехал в Белград за несколько часов до первой бомбардировки столицы. Практически все время немецкой оккупации Югославии находился под фактическим домашним арестом в своей белградской квартире, не имея возможности принимать участие в Сопротивлении. Энергия требовала выхода, и именно в 1941–1945 он создает свои лучшие, значительнейшие прозаические произведения, трилогию: Мост на Дрине, Травницкая хроника, Барышня. Все три части увидели свет лишь в 1945.

После войны популярность Андрича в Югославии растёт стремительно. Пишет «Новые истории» (1948) – сборник рассказов о Второй мировой войне и послевоенном периоде, «Проклятый двор» (1954) – повесть, где от лица одного из узников-боснийцев рассказывается о тяжёлой жизни заключенных в период турецкого владычества.

В 1959 устраивается его личная жизнь – он женится на Милице Бабич, художнике-декораторе Белградского национального театра. Избран депутатом Союзной народной скупщины от Боснии.

В 1961 получает Нобелевскую премию по литературе «за силу эпического дарования, позволившего во всей полноте раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны». По мнению представителя Шведской академии, Андрич использует народные боснийские легенды и приходит с их помощью к пониманию философских истин. В ответной речи Андрич говорил о том, что «все истории с самых ранних времен, – это, по существу, одна история о смысле человеческой жизни...», тем самым, вырываясь из тесных рамок данного нам исторического периода и опровергая обвинения в пренебрежении современными проблемами. Ведь «проблемы прошлого», по его мнению, «продолжают оставаться актуальными и по сей день, поскольку перед нами стоят все те же задачи».

Остаток жизни провел в Югославии, пользовался почетом и уважением, получил премию «За труд всей жизни», которую обычно присуждали политикам и ученым. Умер писатель 13 марта 1975 в Белграде от инсульта.

Творческое наследие Иво Андрича велико по объему и разнообразно в жанровом отношении: от лирической поэзии и драматургии молодых лет до богатой эссеистики зрелой поры и полнокровных, с эпической основой и глубокими психологическими характеристиками реалистических романов, часть которых осталась незавершенной. Однако главными в его творчестве жанрами оставались рассказ и повесть, и именно они доставили ему сперва национальное, а затем и европейское признание. И даже все три его осуществившихся историко-философских романа, при всей их неравнозначности, одни в большей, другие в меньшей степени, при ближайшем рассмотрении оказываются цепью сюжетно более или менее самостоятельных фрагментов или новелл, словно бы нанизанных на один стержень и подчиненных одной главной, глобальной теме - Босния и её народ в испытаниях мировой истории.

В России его «Травницкая хроника» была переведена и опубликована в «Библиотеке всемирной литературы». По мнению ученого-литературоведа Томаса Экмана, писатель «проникает в такие удивительные по своему богатству глубины человеческого духа, которые сокрыты от нормальной логики и восприятия... Описывая судьбоносные, из ряда вон выходящие ситуации, Андрич показал самое возвышенное и низменное...».

Наиболее известные романы Андрича «Мост на Дрине» (На Дрини ћуприја), «Травницкая хроника» (Травничка хроника) и «Барышня» (Госпођица) посвящены временам османской оккупации южнославянских земель.

Хотя в творчестве Андрича ощущается глубокий пессимизм, мотивы ничтожности и суетности существования, - говорит американский литературовед Николай Моравсевич, - в его произведениях тем не менее слышится вера в успех борьбы человека против зла и сочувствие к его страданиям'. Пластичность повествования, глубина психологического анализа и универсальность символизма Андрича остаются в сербской литературе непревзойденными, заключает Моравсевич.

1.2 Образ моста в мировой литературе XX века

«С тем же жаром и той же болезненной решимостью, с какой другие хотят быть знаменитыми и славными, я хочу быть неизвестным и позабытым» (Запись из дневника Андрича)

Михаил Бахтин писал о том, что, как и герой, так и рассказчик в романе ближе друг к другу и к читателю, чем в эпическом жанре. Роман – это жанр, в котором изображены персонажи, которых читатель может принимать за таких же, как он сам, действительно живущих лиц, со своими заботами, чувствами и собственными отношениями к тому же самому миру, в котором существует читатель. И именно через роман передаётся осмысление образа моста. Но этот образ используется не только в романах, его можно встретить и в лирических произведениях. Например, в стихотворении Гийома Аполлинера «Мост Мирабо, который имеет ряд совершенно разных переводов, но образ моста их объединяет.