Смекни!
smekni.com

Особенности изучения эпического произведения на примере романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (стр. 4 из 8)

3. Отбор отдельных сцен, глав, разделов для текстуального изучения.

4. Подготовка докладов и сообщений учащихся, организация семинара, диспута (по примерным вопросам и заданиям).

5. Проведение итогового семинара на основе наиболее важных проблемных вопросов. Обобщающая лекция, рекомендация лите­ратуры для внеклассного чтения.

Характер изучения определяет необходимость опе­режающей подготовки к лекции и отдельных групп учащихся-ас­систентов, которые углубленно читают текст заранее, готовят фрагменты его к воспроизведению.

Не следует опасаться того, что установочная лекция как бы предопределит восприятие учениками произведения, которое боль­шинство из них не читали: «Как показывает опыт, восприятие про­изведения, анализ которого предшествует чтению, обладает свои­ми достоинствами особенно тогда, когда учащиеся несколько отстают в уровне развития абстрактно-логического мышления. Анализ произведения до его прочтения способствует более глубо­кому восприятию произведения, так как анализ на уроке намеча­ет тот подход к нему, на который учащиеся, естественно, будут. опираться при последующем чтении. при обзорном изучении этот путь имеет право на существование»[4,175].

Обзорные темы в курсе литературы 11 класса разнообразны по содержанию и по принципам, на основе которых они выделе­ны. В этом курсе, как известно, возрастает роль ретроспективных связей, осуществление которых позволяет организовать повторе­ние, в какой-то мере переосмыслить знакомые факты заново.

На обзорных занятиях лекция почти всегда сочетается с по­путным анализом конкретных эпизодов произведений, выбранных учащимися по своему желанию.

Анализ произведения в выпускном классе средней школы обретает в большей степени черты эстетического порядка.

М.А.Булгаков — уже знакомый школьникам автор. В девятилетней шко­ле они читали и обдумывали повесть «Собачье сердце». Многие в театре и в кино смотрели «Дни Турбиных» и другие пьесы Булгакова, экранизацию сатирической фантазии «Роковые яйца». Однако изучение романа «Мастер и Маргарита» требует целостности характеристики мировосприятия писа­теля и обобщенного взгляда на развитие русской и мировой литературы, продолжателем традиций которой был Булгаков, дерзко противопоставив­ший прагматизму XX века тысячелетия христианской культуры. Роман-миф для писателя был способом художественного противопоставления язычес­кого варварства и христианского гуманизма.

В связи с этим проблемный анализ "Мастера и Маргариты" мы пред­лагаем построить как сопоставление пушкинской и гоголевской традиций в творчестве писателя XX века, как поединок скептической иронии и веры в человека в сознании художника, увидевшего, как легко освобождается общество от пластов культуры и причинного сознания, как в периоды со­циальных потрясений проступает животное начало в человеке. Центральный вопрос,поставленный учителем и который может вызвать диспут : Добро или зло правит миром? Это сложный вопрос и без предварительной подготовки и знаний на него будет трудно ответить. Поэтому лекции учителя призваны помочь учащимся .

Первый урок «Сатирик и лирик» играет роль установки на изучение романа. Обозревая жизненный и творческий путь Булгакова, включая сооб­щения учащихся об уже изученных и прочитанных произведениях писателя, учитель концентрирует урок вокруг проблемного вопроса: «Ирония или ли­ризм ведут Булгакова по жизни и звучат явственнее в его творчестве?»

В ходе беседы учитель предлагает ученикам осмыслить первые впечатле­ния о романе «Мастер и Маргарита».

1. Кто из героев романа представляется вам самым прекрасным и са­мым отвратительным? Кому из них вы более всего сочувствуете?

2. Почему первоначальные названия «Черный маг», «Гастроль Воланда» Булгаков заменил, назвав свое произведение «Мастер и Маргарита»?

3. Чей портрет: мастера, Маргариты, Воланда, Ивана Бездомного, Пи­лата, Иешуа — вам легче нарисовать словами? Попробуйте это сделать.

4. Какими вы представляете себе Маргариту и Воланда в последнем полете (глава 82) или мастера, когда он кричит сидящему прокуратору:

«Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»?

5. Ершалаимские или московские главы романа вы читали с большим волнением? Как связаны эти главы событиями, героями, мыслями и чем отличаются друг от друга?

6. Почему слова «камень», «каменный» сопровождают описание Ерша-лаима и людей, живущих в нем? Объясните метафоры и сравнения в пред­ложениях, описывающих разговор прокуратора с Иешуа: «Крылья ласточки фыркнули над самой головой игемона, птица метнулась к чаше фонтана и вылетела на волю. Прокуратор поднял глаза на арестанта и увидел, что возле того столбом загорелась пыль... Никто не знает, что случилось с прокуратором Иудеи, но он позволил себе поднять руку, как бы заслоня­ясь от солнечного луча, и за этой рукой, как за щитом, послать арестанту какой-то намекающий взор».

7. Кто и за что осужден и кто и почему спасен в романе Булгакова?

8. Какие произведения Пушкина и Гоголя вы вспоминали, читая «Мас­тера и Маргариту»?

9. К «Божественной комедии» Данте или к «Фаусту» Гете близок смысл романа Булгакова?

10. Какие вопросы возникают у вас при чтении романа?

Второй урок «Меж верой и сомнением» может начаться беседой с сопоставлением читательских впечатлений учеников и формированием общего проб­лемного вопроса к роману, создающего перспективу его изучения в классе. Этот общий вопрос в разных классах может представать во многих вариантах: «Добро или зло наделено в романе Булгакова всемогущест­вом?», «Кто из героев романа: Воланд, Иешуа или мастер — более других одобрен автором?», «Всевластен ли Воланд и почему в ершалаимских гла­вах он лишь наблюдает за событиями, а в московских вершит их?», «Како­вы маски и истинные лица героев романа?», «Какие преступления совер­шают герои романа и кому из них и почему дано прощение?", «К пушкинской или гоголевской традиции ближе автор романа?», «Вера в че­ловека и чудо жизни или ирония и скептицизм побеждают в романе?»

Каждая из этих проблем требует всеохватного анализа произведения и вызывает другие вопросы, создающие непрерывный ряд проблемных си­туаций. Разрешение одной из них приводит к возникновению другой и ве­дет к ответу на общий проблемный вопрос к роману.

Выбрав перспективный вопрос к анализу, наибольшим образом заин­тересовавший класс, учитель характеризует отношение Булгакова к Пушки­ну и Гоголю, чтобы углубить проблемную ситуацию урока на материале, знакомом ученикам по предшествующему курсу литературы.

Слово учителя включает примерно следующее содержание:

— М.А.Булгаков, переживший трагические переломы жизни в начале XX века, в последнем своем, как он говорил, «закатном» романе попытал­ся осмыслить мир в целом и найти коренные основания природы и чело­века. Для такой глобальной цели понадобилось сопоставление историчес­ки разных пластов жизни, своеобразная проекция вечности в современность. Этот художественный ход был характерен для европейской литературы 20—30-х годов (Д.Джойс. «Улисс»; Т.Манн. «Доктор Фаустус»). Недоумение перед стремительностью и жестокостью века, его размахом и ничтожностью всегда вело художника к обращению к исторической перспективе, и это характерное свойство мышления, опирающегося на культуру. Поэтому Шекспиру оказались нужны «Антоний и Клеопатра", «Тимон Афин­ский», а Пушкину — «Борис Годунов» и «Медный всадник». Роман «Мастер и Маргарита" принадлежит к этому глубинному пласту самых сущностных явлений литературы, определяющих положение человека в мире.

В эпоху, когда в очередной раз в России «все переворотилось», когда в Европе наглеет фашизм, когда человек низведен диктаторскими режимами до «твари дрожащей», Булгаков пишет роман, включающийся в великий спор о природе человека. В русской литературе сложились две противоположные оценки возможностей личности, Пушкин, зная все бездны тьмы. заполняю­щей человеческую душу, вслед за Данте и Возрождением почитал основа­нием природы людей добро. И потому для него «гений и злодейство — две вещи несовместные». Гоголь, отравленный неуверенностью в осуществле­нии мечты и страхом перед уродствами жизни, в большей степени показы­вал, до какой «ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек». Пушкинское направление, представленное Герценом и Островским, Гонча­ровым и Тургеневым, Фетом и Л.Толстым, Гаршиным и Чеховым, было про­низано верой в человека и добро как основание жизни. Гоголевское напра­вление, от Достоевского до Салтыкова-Щедрина, сомневалось в оправданности этой веры и, не теряя гуманистического идеала, гневалось и оплакивало сокрушение надежд. Разумеется, между этими направлениями не было китайской стены. И в произведениях Тургенева и Л.Толстого мы найдем горькие страницы и мысли в духе Достоевского, который сам не из­бежал умиления мечтательства. Однако доминанта мироотношения сущест­вовала. Булгаков, изображая мир, в котором все прежние основы жизни бы­ли разрушены и существование человека стало алогичным, не может не следовать за гениальным парадоксалистом Гоголем. Но Булгаков сохраняет в себе ценности культуры, и пушкинская вера в значительность человека, его добрые возможности, его способность к высоте трагедии, а не к безумию фарса пронизывает роман «Мастер и Маргарита». Сближая и разводя ершалаимские и московские главы, Булгаков и себя как автора, и читателя ста­вит перед жестоким выбором двух измерений жизни. Добро и зло распяты на крыльях одного креста, и в этом сопряжении и противоборстве пушкин­ского и гоголевского направлений в пределах одного произведения — дер­зость и новизна «Мастера и Маргариты».

Познакомим учащихся с тем, как воспринимались имена Пушкина и Го­голя Булгаковым и что для него значили. Сатира для Булгакова — форма вы­ражения действительности, отталкивания от нее. На допросе в ОГПУ в 1926 году Булгаков так оправдывал направленность своего творчества: «Вижу много недостатков в современном быту: благодаря складу моего ума отно­шусь к ним сатирически и изображаю их в своих произведениях... Я сатирик» (Михаил Булгаков. Дневник. Письма. 1914—1940. — М.: Современный писа­тель, 1997. — С. 151, 153). «Мой учитель — Гоголь», — не раз заявлял Булга­ков. Прочитав книгу В.Вересаева, в письме к нему от 2 августа 1933 года в разгар работы над «Романом о дьяволе» Булгаков говорит; «...просидел две ночи над Вашим Гоголем. Боже! Какая фигура! Какая личность!»