Смекни!
smekni.com

Психология чувства в трагедии Г. Клейста "Пентесилея" (стр. 1 из 4)

Воронежский государственный университет

Кафедра зарубежной литературы

Курсовая работа

Психология чувства в трагедии Г. Клейста

«Пентесилея»

студентки 3 курса факультета РГФ

отделения немецкого языка д/о

Завгородней Людмилы Геннадьевны

Научный руководитель-

Доц. Панкова Е.А.

Воронеж

2007

Содержание

Введение

1. Биография и творческий путь Генриха фон Клейста

2. Психология чувства

Заключение

Введение

Литература эпохи романтизма — замечательный, плодотворный этап в истории мировой литературы, отмеченный удивительным многообразием талантов, россыпью великих имен писателей, классиков. Это направление господствовало в Европе всю первую треть 19-го века. Известный исследователь романтизма Н. Я. Берковский писал: «Романтизм складывался как целая культура, многообразно разработанная, и именно в этом был подобен своим предшественникам — Ренессансу, классицизму, Просвещенью»[1]. Важное место в истории этого культурного течения занимал немецкий романтизм.

Немецкий романтизм - явление особое. В Германии характерные для всего движения тенденции получили своеобразное развитие, определившее национальную специфику романтизма в этой стране. Искусство художников немецкого романтизма тяготело к мифологической форме мышления, к иносказательности, к фантастике. Далекие от житейской практики, они больше всего интересовались жизнью души.

В данной работе рассматривается проблема психологии чувства в трактовке одного из самых ярких представителей немецкого романтизма, Генриха Клейста. Генрих фон Клейст имел, пожалуй, самую тяжелую судьбу среди своих современников и трагическое мироощущение пронизывает все его творчество, особенно это касается его трагедий, самой яркой из которых является «Пентесилея».

Клейст представляет личность, которая в своем стремлении любить и быть любимой, в своем стремлении обладать предметом любви, готова не пощадить никого, включая собственно предмет своей страсти. Драматург не просто описывает внешние проявления страсти главной героини, а проводит тщательный психологический анализ ее чувств. Цель данной работы – выявить, как именно Клейст изобразил конфликт, происходящий в душе человека, проследить его развитие и установить причины.

Биография и творческий путь Генриха фон Клейста

Генрих фон Клейст по праву принадлежит к числу выдающихся немецких писателей эпохи романтизма. Он прожил недолгую, трагичную, полную внутренних потрясений и катастроф жизнь и закончил ее самоубийством вместе с последней подругой в состоянии «неизъяснимой радости и легкости». В течение своей жизни Клейст так и не прижился среди современников и часто подвергался критике с их стороны. А. Карельский писал о нем: «Клейст застиг современников врасплох, вызвал в них недоумение, растерянность».[2]

Генрих фон Клейст родился в 1777 во Франкфурте-на-Одере в бранденбургской помещичье-офицерской семье. По словам Томаса Манна, всегда восхищавшегося писателем, Клейст «был молодой человек с детским лицом и странными, малообаятельными манерами. Меланхоличный, мрачный, немногословный, косноязычный - отчасти, наверное, из-за дефекта речевого аппарата, дефекта, придававшего его словам, когда он ввязывался в умственные разговоры, неприятную резкость, - он быстро смущался, начинал заикаться, краснел и в обществе почти всегда держался неестественно, неловко, натянуто».[3]

В пятнадцать лет по традиции, принятой в его семье, мальчика отдали на военную службу. Прослужив семь лет, он наперекор воле родителей подал в отставку и принял решение заняться науками в качестве студента в университете в родном городе. Но образование не увлекло юношу, он попытался разобраться в себе, найти свое место в мире. Поступить на какую-нибудь службу Клейст упорно не хотел. Его научное усердие, его культ истины рухнули под страшным ударом: изучение Канта стало для него духовно-нравственной катастрофой, показав ему, что истина и совершенство недостижимы, поскольку всякое познание обусловлено формами нашего мышления. Это ошеломило его. В поисках новой жизненной цели он совершил несколько путешествий по Европе и начал писать.

Первым произведением Клейста стала пьеса «Семейство Шроффенштейн» (1803). Писатель закончил эту драму, «полную полунелепостей и нелепостей, но искрящуюся талантом», но вскоре отверг, назвав «жалкой дребеденью»[4]. Одновременно он работал над «Робертом Гискаром», но после полутора лет работы Клейст сжег рукопись и записался в наполеоновскую армию, готовившую вторжение на Британские острова. С подорванным здоровьем он в июне 1804 вернулся в Берлин. Годом позже в Кёнигсберге он сделал переработку мольеровской галантной комедии «Амфитрион» и написал реалистическую комедию «Разбитый кувшин» (1808, опубл. 1811); в это же время Клейст попробовал себя в жанре новеллы.

В «Разбитом кувшине» драматический талант Клейста раскрылся наиболее полно: здесь действием правит не случай, но логика характеров. Комедия стала как бы подготовкой к созданию трагедии «Пентесилея».

Трагедия была написана в 1807 году, но первая постановка «Пентесилеи» была осуществлена только в 1876 г. на сцене Берлинского королевского театра; это был вариант, подвергшийся значительной переработке. В подлинном авторском варианте постановка была осуществлена лишь в 1892 г. придворным Мюнхенским театром. Образ Пентесилеи воплощает весь «мрак и блеск души» самого автора, в нем, как писал Клейст в письме к Марии фон Клейст осенью 1807 г., «задето … самое сокровенное». Затем в 1810 он создал романтическую сказку «Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнем». Воссоздав по памяти первый акт «Роберта Гискара», Клейст намеревался закончить эту драму, но вместо нее написал поэтическую драму «Принц Фридрих Гомбургский» (1810, опубл. 1821).

Призывая Германию объединиться в борьбе против Наполеона, он написал политическую драму «Битва Германа» (1808), позже обратился к публицистике. Но прусский король был союзником Наполеона, поэтому поставить драму было невозможно, журналистская деятельность также находилась под угрозой срыва. Клейст был в отчаянии. Осенью 1810 он выпустил том новелл, который открывался его прозаическим шедевром «Михаэль Кольхаас». В июне следующего года вышел второй том новелл. Эти произведения отличаются драматической сжатостью и живостью действия, однако, их герои – жертвы жестокой и неумолимой судьбы, слепого случая и обстоятельств. Утратив все надежды, Клейст покончил с собой близ Потсдама 21 ноября 1811.

Клейст до последнего вздоха оставался верен своему убеждению, что человек есть воплощение огромных сил и возможностей, дающих ему полное право бросить вызов Року и противопоставить в схватке с ним неумолимой судьбе свой несгибаемый дух, человеческое достоинство и ненасытную жажду сердца.

Психология чувства

Трагедия «Пентесилея» была написана в 1807 году, а издана лишь осенью 1808 года в журнале Фэб. Появление ее в печатном варианте обрадовало Клейста, так как ему было очень нелегко найти издателя для пьесы, нарушающей классические законы драматургии. Будто предвидя сложную судьбу своего творения, Клейст говорил: «Будет ли она, при нынешних требованиях публики к сцене, сыграна, покажет только время. Я в это не верю – да и не желаю этого…».[5] Действительно, пьеса вызвала бурную, далеко неоднозначную реакцию, но, как и предсказывал драматург, пережила века, и сейчас мы можем видеть ее во многих театрах.

За основу взят классический греческий миф о Троянской войне, но не в общеизвестной его редакции гомеровского мифа, а в изложении поэта Стасихора. Согласно гомеровским мифам, Пентесилея, царица амазонок, выступала на стороне троянцев и пала, сраженная Ахиллом. Он, убив Пентесилею, снял с неё шлем и, увидев лицо Пентесилеи, влюбился в неё, уже мертвую, погубленную им же. И после этого душа героя пришла в уныние, и ему осталось лишь ждать своей кончины. Что касается трактовки мифа Стасихора, то не Ахилл убил Пентесилею, а Пентесилея стала причиной его смерти.

Действие трагедии охватывает отрезок Троянской войны от вступления в нее войска амазонок до смерти их предводительницы. В трагедии Клейста, в отличие от гомеровского мифа, бесстрашные амазонки прибывают на поле брани не для того чтобы поддержать ту или иную сторону, а с целью найти себе мужей на праздник роз. Пентесилея, царица амазонок, во время переговоров с греками замечает прекрасного Ахилла. Решив, что только он может стать ее избранником, она пытается победить его и захватить в плен, чтобы отвести потом в Фемискиру, в храм Дианы. Чувства амазонки перерастают в настоящую страсть, в какой-то момент она даже отказывается от престола и своего народа, внутренние противоречия и духовный разлад приводят героиню к безумию, она зверски убивает своего возлюбленного, а затем, придя в сознание, кончает с собой. Для греков, а позднее и римлян Пентесилея стала символом любви, которая сильнее смерти. Ее образ украшает бесчисленные римские и греческие саркофаги, вазы и рельефы. Он вдохновляет художников и поэтов вплоть до наших дней.

Эта пьеса, написанная по классическому античному, казалось бы, устаревшему сюжету, затрагивала весьма актуальные проблемы. Клейст «модернизировал» античность, но не посредством ее искажения, он просто выявил те ее особенности, которые считал наиболее современными, отвечающими культурным запросам человека своего времени. По словам А. Карельского «Пентесилея» пронизана клейстовской, романтической проблематикой - но она и прочно укорена в архаической основе»[6].

Именно в античных трагедиях Клейст нашел для себя психологический и драматургический стимул к созданию пьесы. По мнению немецкого исследователя Йохена Шмидта, образцом для него послужили три произведения Эврипида: «Медея», «Ипполит» и «Вакханки»[7]. Из «Медеи» автором был взят основополагающий конфликт разума и чувств.