Смекни!
smekni.com

Развитие образа Каина в произведениях Дж.Г. Байрона (стр. 2 из 7)

Байрон возвращался в Англию в конце лета 1811 года. Уже на пути домой он узнал о тяжелой болезни матери, которую не застал в живых. Горе поэта усугубилось еще и тем, что погиб один из его близких друзей. Байрон, уединившись в Ньюстеде, тяжело переживает эти события. Но вскоре работа над поэмой "Паломничество Чайльд-Гарольда" полностью захватила его.

Вернувшись на родину, Байрон начал принимать активное участие в политической жизни своей страны. Титул давал ему право заседать в палате лордов и поэт, далеко не равнодушный к внутриполитическим событиям выступил там с двумя речами, осуждавшими антинародную политику тори. Одна из этих речей была направлена против смертной казни для луддитов, чьи выступления, обусловленные экономическими причинами и научно-технической революцией, волновали страну в ту пору. Во второй речи Байрон защищал ирландских крестьян-католиков, чье положение было весьма бедственным. Эти речи произвели сильное впечатление в Парламенте и привлекли к молодому лорду внимание общественности. Это во многом подготовило почву для повышенного интереса к произведениям поэта. В дальнейшем политические взгляды Байрона будут оказывать серьезное влияние на его творчество. Воззрения поэта на природу отношений человека и власти, может быть, были не столько политическими, сколько философскими, отрицающими тиранию в любом её проявлении. Мотивы тираноборчества, стремления к свободе, индивидуализма проходят через все творчество Байрона.

В январе 1815 года Байрон женился на Анабелле Мильбенк, происходившей из состоятельной аристократической семьи, строго придерживавшейся

условностей света и требований церкви. С самого начала семейной жизни жена Байрона стремилась приобщить его к религии, была против его общественной

деятельности, которую Байрон вел, став членом Комитета по управлению театром Дрюри-Лейн. На этой почве в семье постоянно возникали размолвки.

В декабре 1815 года у Байрона родилась дочь Ада. Августа, а в январе 1816-го, то есть через год супружества, жена Байрона уходит от него, не объяснив ему причину разрыва. Родители жены предпринимают активные действия, чтобы начать бракоразводный процесс. Во многих работах о Байроне этот разрыв между супругами объясняется не только несовместимость их характеров и жизненных позиций, но и скандальной связью между Байроном и его единокровной сестрой Августой. Мы не будем углубляться в подробности этого драматического эпизода из жизни поэта, навлекшему на него негодование общественности и послужившему одной из причин его отъезда из Англии. Заметим лишь, что Августа всегда оставалась для Байрона дорогим и любимым человеком, почти единственным светлым воспоминанием о Родине.

Официальные политические круги давно уже настороженно относились к Байрону как к автору произведений и выступлений, обличающих внутреннюю и внешнюю политику Англии, поэтому начавшийся семейный разлад между Байроном и его женой получает резонанс в высшем свете и становится поводом для злобной травли поэта. Газеты раздували скандал, кредиторы описывали имущество. Байрону нельзя было появиться на улицах. Поэт оказался перед необходимостью покинуть родину. 25 апреля 1816 года Байрон навсегда покидает Англию. Последним стихотворением, написанным на родине, были "Стансы к Августе". Первоначально Байрон предполагал из Англии отправиться во Францию, а затем в Италию, но французские власти разрешили Байрону лишь проехать по стране, не останавливаясь в городах. Байрон поехал через Фландрию и вдоль Рейна в Швейцарию и поселился на берегу Женевского озера, на вилле Диодати.

Несмотря на тяжелые мысли о своей судьбе, судьбе изгнанника, в Байроне оживает присущий ему интерес к жизни чужой страны. В Швейцарии он старается запечатлеть в письмах, в дневнике все, что он видит; исторические места, природу, людей, их облик и быт. Все это затем получило отражение в "Шильонском узнике", третьей песни "Чайльд-Гарольда" и "Манфреде".

Значительным событием в жизни поэта стала встреча в Швейцарии с Шелли. Эта встреча положила начало их дружбе. Поэты оказывали друг на друга взаимное влияние. Поэтов объединяли общие позиции в осуждении реакционных политических режимов, в обличении коррупции, лицемерных нравов, господствующих в высших слоях общества. Они защищали идеи свободы и справедливости. Но Байрону были чужды социально-утопические взгляды Шелли.

Швейцарский период в жизни Байрона был недолгим - с мая по октябрь 1816 года, - но за это время, закончив ряд произведений, Байрон приступил к

созданию драматической поэмы "Манфред" и написал третью песнь "Чайльд-Гарольда".

Италия стала для Байрона страной, в которой многие его творческие и жизненные замыслы воплотились в реальность. Байрон приехал в Италию, когда там уже началось движение карбонариев, и принял в нем участие. В Италии Байрон обрел личное счастье, встретившись с Терезой Гвиччиоли. В 1819 году Байрон из Венеции, где прожил более трех лет, переезжает в Равенну. Здесь поэт вместе с братом Терезы Гвиччиоли, графом Гамба, принимает активное участие в движении карбонариев, и интересы народа Италии, его свобода становятся отныне его целью. Участие в движении карбонариев не только не прервало творческую деятельность поэта, но еще более ее стимулировало. Его дневниковые записи показывают, что работа над начатыми произведениями продолжалась, возникали замыслы новых, шла подготовка к их осуществлению. Борьба итальянского народа вдохновила его на создание трагедий из истории Италии, таких, как "Марино Фальеро", "Двое Фоскари". В 1821 году Байрон переезжает в Пизу, где жил Шелли. Дружба между поэтами, начавшаяся в Швейцарии, в Италии продолжает крепнуть. Шелли с восхищением наблюдал, как развивается творчество Байрона. Шелли приезжал к Байрону в Равенну, чтобы обсудить план создания журнал "Либерал". В Пизе с участием представителя издателя Джона Ханта готовился первый номер этого журнала. Но 8 июля 1822 года во время шторма яхта, на которой совершал морскую прогулку Шелли, перевернулась. Внезапная гибель Шелли явилась большим горем для Байрона и невосполнимой утратой для английской поэзии.

В Греции, так же, как и в Италии среди карбонариев, Байрон столкнулся с отсутствием единства в рядах повстанцев. Он начинает большую организационную работу по сплочению их, участвует в подготовке кадров для создания греческой повстанческой армии. Эта напряженная жизнь в Миссолонгах была прервана тяжелой болезнью. 19 апреля 1824 года поэта не стало.

Смерть Байрона болью отозвалась в сердцах людей. Греция отметила ее национальным трауром, останкам поэта были отданы воинские почести. Гроб сего телом отправили на родину. Он был похоронен в небольшой церкви, неподалеку от Ньюстеда. На надгробной плите выбито: "Здесь... покоятся останки Джорджа Гордона Ноэля Байрона... автора "Паломничества Чайльд-Гарольда"... который умер в Миссолонгах, в Западной Греции... при героической попытке вернуть этой стране ее древнюю свободу и славу".


Глава 2. Развитие образа Каина в произведениях Байрона

Любой выдающийся художник (в широком смысле этого слова), создающий яркий и цельный характер, образ героя, которого невозможно ни с кем спутать, проходит долгий путь, вырабатывая этот образ в своих произведениях, прежде чем придать ему ту завершенность, материальность и систему ценностей, с которой он входит в мировую литературу. Говоря о Байроне, наверное, сложно решить, какой же его герой является центральным в его творчестве, наиболее глубоко выражающим мировоззрение автора и поражающим воображение читателя. Да, Чайлд Гарольд стал фактически именем нарицательным, героем своего времени, отражением целого поколения, символом своей эпохи. Вместе с тем его нельзя назвать героем, несущим все принципы, эстетические установки и философские взгляды Байрона. Как нельзя сказать этого ни об одном из его конкретных героев. Пожалуй, всеми этими свойствами, обладает лишь так называемый “байронический характер”, собирательный образ, фактически ставший литературоведческим термином, обозначающий целый тип персонажей, наделенных характерными свойствами.

Тем не менее, каждый из ярких образов, подаренных нам Байроном, имеет свою историю развития, своих предшественников. Это касается и образа Каина, воплотившегося в одноименной мистерии Байрона. Для того, чтобы прийти к более глубокому пониманию этого сложного и трагического образа, необходимо рассмотреть несколько произведений, герои которых несут в себе зачатки будущего образа Каина. Для этого мы обратимся как к ранним произведениям Байрона, так и к тем, которые были написаны в последние годы его жизни, одновременно с мистерией “Каин”.

Творчество Байрона можно условно разделить на два периода: 1807-1816 гг. и 1817-1824 гг. В первый период творчества Байрон находится ещё под влиянием английской классицистической поэзии. Во второй период он выступает как вполне оригинальный поэт-романтик. Тем не менее, черты классицизма присутствуют в произведениях Байрона на протяжении всей его жизни, нередко вступая в противоречие с мировоззрением поэта, отрицающим просветительский оптимизм. Пожалуй, классицизм Байрона, особенно в его драматических произведениях, более близок первоисточнику, древнегреческим классическим трагедиям, чем произведениям эпохи Просвещения. Но образ Каина получил свое развитие не только в драматических произведениях Байрона, но и в его поэмах. Первой из них, которую мы рассмотрим здесь, будет поэма “Паломничество Чайлд-Гарольда”.