Смекни!
smekni.com

Развитие образа Каина в произведениях Дж.Г. Байрона (стр. 6 из 7)

А я, познавший все, уж не страшусь

Ни перед чем. Вот истинное знанье.

(Акт I, Сцена 1)

Каин, видящий теперь в Духе своего единомышленника и почти что союзника просит Люцифера наставить его, на что тот, в своей сатанинской гордыне требует, чтобы человек пал и поклонился ему, как владыке. Здесь как раз и проявляется характер Каина, гордыня которого лишь немногим уступает Люциферу. Подобно Манфреду, отказавшемуся пасть перед Ариманом, он отказывается встать на колени. Перед этим он, правда, колеблется, спрашивая у своего собеседника:

- Ты разве Бог?

А затем:

-Так равный Богу?

(Акт I, Сцена 1)

В ответ на это Люцифер с презрением говорит, что не имеет ничего общего с Иеговой и согласится быть “чем угодно – выше иль даже ниже -- только не слугою могущества Иеговы”.

Видя, что Каин не хочет сгибаться ни перед кем, сатана замечает: “непоклоненье Богу есть поклоненье мне’. Люцифер соглашается открыть Каину тайну его существования и требует, чтобы тот следовал за ним. В этот момент появляется третье лицо – антипод Каина и Люцифера – Ада, самый сложный после Каина образ в мистерии. Беседа теперь идет фактически между ней и Духом, и это – кульминация первого акта.

Каин по-прежнему остается центральной фигурой, хотя его реплики в этой части немногочисленны, а два обрамляющих его персонажа олицетворяют противоборствующие силы. Ада призывает своего брата не идти вслед за Духом и остаться с ней, и, одновременно, вступает в спор с Люцифером. Последний утверждает, что истина – благо, и змий был правдив, соблазняя Еву, а Иегова всемогущ, но не всеблаг, он внушает не любовь, а ужас. Из этих рассуждений он выводит главное положение: “любовь не совместима с знанием…другого нет выбора. Адам уже избрал: он почитает Бога лишь из страха”. Ада в свою очередь утверждает противоположное: “Кто всемогущ, тот и всеблаг”, “…истина несет нам только беды”. Она умоляет Каина предпочесть любовь знанию и не покидать её. Ада кротка, она не чувствует ненависти по отношению к темному духу, который хочет забрать у неё любимого. Напротив, она плачет о Люцифере, интуитивно чувствуя, что он несчастен и одинок. Она страшиться, что, открыв её мужу доселе неизведанное, он сделает и его таким же несчастным. “Нет, не ходи за ним - за этим духом: это дух нам чуждый” – восклицает Ада. Но Каин неумолим, он уже сделал свой выбор. Подобно предшествующим ему героям Байрона он не может склониться перед окончательно открывшейся ему несправедливостью мироздания, он не способен быть рабом. Он винит своих родителей в том, что те обрекли не только их, но и “мириады, сонмы тех, что народятся” на вечные страдания и смерть, а древо дало им единственное знание – “мы знаем лишь одно: что мы несчастны”.Каин не может продолжать прежнее существование, которое, как он говорит “унижает его дух”. Читатель понимает, что самое сильное негодование герой испытывает против Творца, ставшего, по его мнению, причиной всех несчастий. Не внимая мольбам возлюбленной, обуреваемый жаждой знания, Каин отправляется вслед за Люцифером. На этом завершается первый акт мистерии.

Изначально кажется, что в “Каине” силы добра и зла четко обозначены, но в том и заключается сложность и достоинство этого произведения, что “полюса” его несколько раз меняются местами и мы не получаем однозначного ответа на вопрос о том, что есть добро, а что зло.

В финале первого акта доводы Люцифера кажутся справедливыми, его желание открыть Каину истинное знание более или менее искренним. Но не будем забывать, что Люцифер лукав.

Второй акт “Каина”, кульминационный для произведения и поражающий воображение читателя глубиной и вселенским масштабом, открывает перед нами полет Каина и Люцифера в Бездне пространства, а во второй сцене – их путешествие по Царству смерти. Люцифер показывает Каину невообразимое множество миров, движущихся в пространстве, подводит его к пониманию относительности всего сущего и осознанию ничтожности не только человека, но даже и всей Земли по сравнению со Вселенной. Владыка тьмы также напоминает Каину о том, что его дух, стремящийся к знанию, скован грубой телесной оболочкой и обречен на смерть. Всю свою дальнейшую аргументацию Люцифер строит на контрастах: смерть-бессмертие, ничтожество человека – величие вселенной, тиран Адонаи и он сам, бессмертие духа и неизбежность страданий. Понимая, что человек не властен бороться со смертью, несмотря на то, что часть его бессмертна, Каин не отчаивается, он не боится увидеть царство смерти:

Раз грех Адама предал всех нас смерти,

То я хочу заранее увидеть

То, что мы все увидим поневоле

Когда-нибудь.

(Акт II, Сцена 1)

Царство смерти поражает Каина своей величественной необъятностью, он видит там мириады теней давно ушедших существ и продолжает свою беседу с Люцифером. Тот объясняет ему, что люди – не первые на Земле, что до этого её населяли иные, высшие и гораздо более прекрасные существа, которых, несмотря на их величие, также постигла смерть. Всеми своими действиями Дух стремится доказать Каину его собственное ничтожество, он утверждает, что “смерть даст высшее познанье; ведь только смерть для смертных несомненна”. Ужасаясь столь трагической картине мироздания, открывшейся перед ним, Каин восклицает:

Зачем я существую

И почему несчастен ты, и все,

Что существует в мире, все несчастно?

Ведь даже тот, кто создал всех несчастных

Не может быть счастливым…

(Акт II, Сцена 2)

Этот и последующие монологи ещё глубже раскрывают перед нами образ Каина; это человек вовсе не эгоистический, глубоко сострадающий, наделенный естественным стремлением к добру и к истине. Он противится, когда Люцифер искушает его, вызывая в его душе недобрые чувства к собственному брату. Мы видим, что Каин и сам давно уже задумывался, почему все, и даже всеблагой Иегова относятся к Авелю благосклоннее, чем к нему. Злой дух разжигает в герое искру неприязни к брату, но Каин пока сопротивляется этому чувству. Он просит Люцифера открыть ему его обитель или обитель Иеговы. Последующие за этим реплики Духа меняют отношение читателя к этому персонажу. Постепенно становится ясно, что он вовсе не желает блага людям, а всего лишь использует их в борьбе с Иеговой за власть. Люцифер говорит, что открыть одну из великих обителей перед человеком может только смерть, и что настала пора Каину вернуться на землю. Когда же герой вопрошает Люцифера, какова же была все-таки цель их путешествия, то Люцифер отвечает, что Каин должен познать себя, что приводит его к желанному для Злого духа выводу:

Увы! Я познаю,

Что я – ничто.

(Акт II, Сцена 2)

Люцифер заключает, что это – “непреложный итог людских познаний”. Здесь угадывается знакомый нам мотив, звучавший ещё в “Манфреде”.

Финальный монолог Люцифера, после которого этот персонаж уже более не появится в мистерии, содержит, непримиримый вызов Богу и очередное рассуждение об относительности добра и зла:

Он победил, и тот, кто побежден им,

Тот назван злом; но благ ли победивший?

(Акт II, Сцена 2)

Напоследок Люцифер, который теперь не вызывает у нас такого почтения, как в начале произведения, но все же остается героем неоднозначным, произносит слова, которые, пожалуй могли бы звучать из уст самого автора:

Один лишь добрый дар

Дало вам древо знания - ваш разум:

Так пусть он не трепещет грозных слов

Тирана, принуждающего верить

Наперекор и чувству и рассудку.

Терпи и мысли – созидай в себе

Мир внутренний, чтоб внешнего не видеть;

Сломи в себе земное естество

И приобщись духовному началу!

(Акт II, Сцена 2)

Итак, во втором акте пьесы ещё сильнее, чем в начале звучат тираноборческие мотивы, как из уст Люцифера, так и из уст Каина. Но Каин стремиться к добру, его восстание против Бога – результат его неудовлетворенности окружающим миром, в котором происходит так много зла. Силой своего ума герой понимает, что Люцифер – не его союзник и равнодушен к нему и к судьбе человечества так же, как и Бог.

С возвращения на Землю начинается третий, финальный акт философской драмы. Композиция произведения циклична и это соответствует его идее – поднявшись от тягостной повседневности до космических высот, человек вновь возвращается на Землю, чтобы ещё сильнее ощутить свое ничтожество.

Каин возвращается из Бездны пространства ещё более угнетенным и мятежным, чем прежде. Любовь кроткой Ады, которая встречает его, мирный сон его сына Эноха лишь усугубляют его страдания. Каин понимает, что и его сын, и все последующие поколения будут несчастны, что рай навеки потерян ими. Он вновь и вновь повторяет, что человек – ничтожество, а Иегова несправедлив, заставляя людей страдать за грех, не совершенный ими. Гордыня героя в финальном акте достигает высшего предела. Когда он видит воздвигнутые Авелем для совершения совместной жертвы алтари, то говорит Аде, выражая неприязнь не только к Творцу, но и к собственному брату:

А кто ему сказал, что я согласен

Делить его корыстные молитвы,

В которых вовсе нет благоговенья,

А есть лишь страх?

(Акт III, Сцена 1)


Мы видим, что искра ненависти, зажженная в нем Люцифером, разгорелась сильнее, теперь он уже открыто говорит, что ему не за что быть благодарным Богу, не в чем каяться перед ним, так как грех отца уже искуплен страданиями людей, живущих ныне и обреченных страдать в веках. Мольбы Ады и её доводы напрасны, она не может убедить Каина смириться.