Смекни!
smekni.com

Система главных героев и конфликт в повести Ф. М. Достоевского "Дядюшкин сон" (стр. 4 из 5)

В описании внешности также особое внимание концентрируется на кольце («сплетенное из чьих-то волос, судя по цвету, - не из маменькиных»).

Зинаида – единственный в повести романтический персонаж, в проявлении своих чувств не считается с условностями светского поведения. «Зинаида Афанасьевна, вообще говоря, была чрезвычайно романтического характера. Не знаем, от того ли, как уверяла сама Марья Александровна, что слишком начиталась «этого дурака» Шекспира с «своим учителишкой»», - пишет автор о своей героине. (С. 462)

Одним из значительных эпизодов в повести «Дядюшкин сон», завязкой конфликта является диалог матери с дочерью, попытка первой уговорить Зину выйти замуж за князя К., отказ и следующее за ним согласие.

Зина, не предполагающая такого решения ее судьбы, сначала тверда и слушает мать с ироническим настроем, и называет ее «женщиной-поэтом», а ее выдумку – «поэтическим вдохновением». Такое ее поведение выявляется вследствие анализа прямой речи героини: «К чему так кривляться, маменька, когда все дело в двух словах? – раздражительно проговорила Зина», «Уж не хотите ли вы меня выдать за этого князя, чтобы устроить судьбу мою? – спросила она с странной улыбкой», постепенно твердость характера слабеет: «А я нахожу, что это просто вздор! – запальчиво воскликнула Зина». – Вздор! вздор!», «Говорите, - сказала Зина, заметно бледнея» (С. 384).

Марья Александровна, затрагивая прошлое и, соответственно, чувства дочери, добивается ее согласия. Непонятен такой поворот в сильном, волевом сознании. Говоря, что «обман – всегда обман…какие бы ни были цели», она не объясняет своего поступка («Для чего я это делаю? – вам не надо знать»). Вероятно, в следующем отрывке Достоевский сообщает причину: «Зина, несмотря на некоторую ограниченность своего настоящего взгляда на вещи, понимала, что мать ее любит, и – тяготилась этой любовью. Ей даже было бы легче, если б мать ее ненавидела…» (С. 396)

Зинаида ставит условие, что если «подробности вашего плана будут уже слишком отвратительны, слишком грязны, то объявлю вам, что я не выдержу и все брошу», что вскоре и происходит.

Бунт Зины против «мордасовских нравов», «героическая выходка», в которой она, не терпящая более унижения, рассказывает собравшимся людям, «мнением которых презирает», всю правду об обольщении князя: «Да, мы обманули вас обе, князь: маменька тем, что решилась заставить вас жениться на мне, а я тем, что согласилась на это. Вас напоили вином, я согласилась петь и кривляться перед вами…» (С. 464)

Ее стойкий характер особенно проявляется в последней главе – побег к умирающему возлюбленному Васе. ( «Нет, нет, никогда! Я не выйду замуж!.. ты мой первый…всегдашний…» (С. 473))

И в конце повести «Дядюшкин сон» Москалева Зинаида Афанасьевна, уже будучи женой генерал-губернатора, «гордая и надменная».

Итак, образ Зины также психологически однолинеен и создается с помощью портрета и речевой характеристики.

Среди женских образов есть и второстепенные – это Зяблова Настасья Петровна, Антипова Анна Николаевна, Паскудина Наталья Дмитриевна, Фарпухина Софья Петровна. Автор кратко знакомит с ними. Каждая из них несет одну и ту же функцию в произведении: заманить князя К. к себе, женить его либо на себе, либо на дочери, а после невозможности осуществления своих планов – разрушить чужие, т. е. Марьи Александровны.

Так, «проживающая у Марьи Александровны в качестве дальней родственницы, Настасья Петровна Зяблова» готова выйти замуж за князя, но, подслушав разговор Москалевой с дочерью, решает отомстить и зовет Мозглякова в чулан подслушивать.

Все провинциальные дамы съезжаются в дом Москалевой «с решительным намерением быть свидетельницами какого-нибудь необыкновенного скандала», «каждая смотрела с необыкновенным коварством».

Сам повествователь обобщает этих героинь.


§2. Сон и реальность в изображении Ф. М. Достоевским

Слова "сон", "сновидение" попадают в название трех произведений Достоевского ("Дядюшкин сон", "Петербургские сновидения в стихах и прозе", "Сон смешного человека"), но герои многих его романов и повестей видят особенные сны, которые подробно описывает автор. В повести «Дядюшкин сон» как такового сна нет. Мотив сна пародийно обыгран и травестирован: сном объявлена идея неравного брака, на который мать толкает свою дочь. Можно утверждать, что мотив сновидения имеет в раннем творчестве Достоевского скорее негативный смысл.

«Дядюшкин сон» создан в традиции гоголевской школы. Главная тема повести – губительное влияние среды на характер человека. Жизнь обитателей города Мордасова, и прежде всего главной героини повести Марьи Александровны Москалевой, - пустая, безнравственная, пошлая, - всеми, однако, принимается за настоящую, истинную жизнь. Какая-нибудь неожиданная выходка воспринимается окружающими как явление необыкновенное, своего рода героизм. Таково пошлое сознание обывателя, в котором смешиваются планы высокого и низкого, обыденная житейская суета, состоящая из сплетен, интрижек и тому подобных «значительных» дел, подменяет подлинно человеческие интересы. Здесь самое сильное чувство – страсть к богатству и знатности. Поэтому князь К. – дряхлая развалина, «полукомпозиция», «полупокойник» - закономерно становится в этом обществе и центром внимания и предметом поклонения. Достоевский не раз возвращается к описанию внешности князя (сцены одевания), все это нужно, чтобы подчеркнуть главную тему «Дядюшкина сна» – искусственность жизни дворянского общества, его духовное убожество[21].

Конфликт завязывается с идеи женить князя, которую предлагает сам Мозгляков Павел Александрович: «Знаете ли что? Его надо женить, Марья Александровна!» Водевильная идея разворачивается в скандал, основным поводом которого стало слабоумие князя К. и его убеждение Мозгляковым, что все случившееся – не более чем сон, в результате чего расстроена не только женитьба князя, но и отношения самого Мозглякова с Зинаидой.

У дядюшки стирается грань между сном и действительностью: «Сначала мне приснился какой-то престрашный бык с рогами; а потом приснился какой-то прокурор, тоже как будто с рогами…А потом Наполеона Бонапарте видел», и предложение он делал «непременно во сне».

Столкновение реальности и сна происходит на глазах собравшихся врагов Москалевой. Л. П. Гроссман в работе «Достоевский-художник» пишет, что «для композиций Достоевского характерны многолюдные и бурные сцены, как бы сотрясающие все построение, - сборища, сборы, скандалы, истерики, пощечины, припадки. <…> В наиболее простом виде прием этот выступает в повести «Дядюшкин сон»[22]: коварные намеки и язвительные обиняки накаляют атмосферу. Пахнет заговором. Первая сплетница и скандалистка города обрушивается с вульгарными обвинениями на хозяйку дома к всеобщему наслаждению всех посетительниц. Появляется Мозгляков: «Она вздрогнула, как будто что-то кольнуло ее». Затем вышел и князь. С этого момента персонажи живут по разным представлениям о действительности: для дядюшки – бывшая реальность – теперь сон; для Марьи Александровны – аллегория в словах князя о женитьбе; для гостей – путаница и изумление.

Выдуманный сон играет особую композиционную роль в повести: он дает возможность реализации столкновения между Москалевой и мордасовским обществом, князем; приводит к откровению не выдержавшей обмана Зинаиды, тем самым и к развязке действия. Марья Александровна опозорена, собравшиеся дамы довольны разыгравшейся перед ними комедией, Мозгляков увозит князя в гостиницу, где тот и умирает. Но повесть еще не завершена. Читатель только сейчас знакомится с романтическим героем – учителем, возлюбленным Зины Васей.

Противопоставляя мордасовскому обществу своих добродетельных героев, Достоевский не разрешает конфликт моралистически. Он слишком хорошо чувствует силу обстоятельств, чтобы надеяться легко побороть их резонерскими речами учителя и сентиментальностью Зины.

Противостояние сна и действительности и рожденная идея Марьи Александровны выдать дочь за князя К., а после его смерти еще более выгодно, приводит в последней главе именно к ее осуществлению.

Определенное жанровое значение (повесть) имеет завершение этой водевильной истории. В ее финале петербургский франт Мозгляков, по «ветрености своего характера» оказавшийся в одном из «отдаленных краев», развязно появился на балу у генерал-губернатора, но от его столичного «форса» не осталось и следа: в жене «старого воина, израненного в сражениях», он изумленно признает Зину, в которую был некогда влюблен. Возникает сюжетная парафраза «Евгений Онегин» Пушкина, не раз отмеченная исследователями. Пошлый и ничтожный Мозгляков, игравший в жизни «чужие роли», и на этот раз пытался произвести впечатление на Зину, разыгрывая сразу несколько «ролей», в том числе Онегина, узнавшего в светском рауте Татьяну, однако напрасно, «Зина совершенно не замечала его». Но он же, после своего фиаско на балу, оказывается способным к духовному очищению. На следующее утро представилась «какая-то командировка, и Мозгляков с наслаждением выпросил ее себе: Он даже освежился душой, выехав из города, с другими мыслями»[23].