Смекни!
smekni.com

Сны и сновидения в русской литературе (стр. 2 из 5)

·         Медведьже - 'будущий жених Татьяны - генерал'. Делов том, что медведь издревле ассоциировался у народа с женихом как символбогатства и плодородия, к тому же Пушкин подчеркивает, что медведь был"косматый", "большой взъерошенный" – как сам генерал.

·         Болеетого, во сне медведь приносит Татьяну к хижине Онегина со словами "здесьмой кум". И действительно, в Москве, на приеме, генерал знакомит Онегина,"родню и друга своего", с Татьяной - своей женой.

Получается, что гаданиесбылось – Татьяна действительно видела во сне своего суженого, правда, скрытогоот нее в образе медведя. Об этом можно догадаться и без помощи толкования снов,ведь возле ручья медведь подает Татьяне руку – то же самое делает жених, когдасватается – предлагает «руку и сердце».

Третий немаловажныйсимвол сна Татьяны – «шалаш», который в результате оказывается вполнеблагоустроенной хижиной, с сенями, столом и лавками. Иными словами, это «дом».

Слово «дом» издавнаимеет значение «человек» - такое сопоставление пошло из языческого «огонь –душа человека» (а домашний очаг, как известно, - душа дома). С помощью такогосимвола раскрывается тайна внутреннего мира Евгения Онегина – тайна, давномучившая Татьяну. По соннику, смотреть в дверную щель хижины снаружи – значит«пытаться понять внутренний мир Онегина».

·         Войдяв комнату, Татьяна видит, что Онегин правит домовыми и своими гостями-демонами.Простаялогическая цепочка: если "хижина" - Онегин, то все, что внутри (и вчастности домовые) - части его внутреннего мира. Отсюда эпизод управлениядемонами символизирует властность героя: "Он знак подаст - и все хлопочут;он пьет - все пьют и все кричат; он засмеётся - все хохочут; нахмурит брови -все молчат".

·         Смотретьна дверь изнутри дома - 'избегать самого себя' ("Онегин за столом сидит ив дверь украдкою глядит"). Возможно,речь идет о хандре Онегина, заставившей его, "томясь душевнойпустотой", охладеть к жизни и ненавидеть самого себя.

·         Проникнутьв дом - 'стать предметом мыслей и чувств. Онегина'.ПоявлениеТатьяны в хижине символизирует будущую любовь к ней Евгения. Впоследствии уже влюбленныйОнегин увидит во сне тот же сюжет: "сельский дом - и у окна сидит она... ивсё она!".

·         Исчезновение"домовых" - 'избавление от прежних пороков'.Послетого, как Татьяна проникла в хижину, домовые сначала смутились, а потом и вовсескрылись. Очевидно, любовь к Татьяне полностью изменила внутренний мир Евгения,избавила его от "демонов".

·         Инаконец, разрушение дома - 'болезнь Онегина'. Вфинале сна "хижина шатнулась". И действительно, в конце романа Онегинзаболевает. («Бледнеть Онегин начинает... Онегин сохнет - и едва ль уж нечахоткою страдает») Кроме того, герой переживет огромную душевную трагедию,когда осознает всю безнадежность своей любви к Татьяне. Интересно, что наэпизоде разрушающейся хижины сон обрывается так же неожиданно, как на эпизодеобъяснения Татьяны и Онегина обрывается весь роман.

Таким образом, вэпизоде сна Татьяны также раскрывается внутренний мир человека, на которого онагадала в ту ночь, ее возлюбленного – Евгения Онегина.

Значение приема сна вромане А.С. Пушкина «Евгений Онегин» поистине велико: этим приемом автор нетолько раскрывает внутренний мир главных героев, но и дает внимательномучитателю заглянуть вперед, приоткрывает завесу тайны.


Преступление инаказание

 

Федор МихайловичДостоевский – очень талантливый психолог. В своих произведениях он ставитгероев в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается ихвнутренняя сущность, открываются глубины психологии и внутреннего мира. Дляотражения психологического состояния главного героя в романе “Преступление инаказание” Достоевский использовал разнообразные художественные приемы, средикоторых немаловажную роль играют сны, так как в бессознательном состояниичеловек становится самим собой, теряет все наносное, чужое и, таким образом,свободнее проявляются его мысли и чувства.

В романе «Преступлениеи наказание» читателю ярко рассказывается всего три сна Родиона Раскольникова,хотя этот герой настолько погружен в себя, что грань между сном и реальностьюздесь в принципе практически стерта. Однако без этих снов невозможно до концапонять его душевное состояние. Они не только являются осмыслением жизненнойситуации героя, но и предвещают грядущие перемены в жизни.

Первый сон Раскольниковвидит незадолго до убийства, заснув в кустах в парке после “пробы” и тяжелойвстречи с Мармеладовым. Передтем, как заснуть, он долго блуждает по Петербургу и думает о полезностиубийства старухи-процентщицы, которая отжила свой век и «заедает» чужой.

Раскольникову снитсяего детство, еще в родном городке. Он гуляет с отцом и проходит мимо кабака, изкоторого выбегают пьяные мужики. Один из них, Миколка, приглашает остальныхпрокатиться не его телеге, в которую впряжена «маленькая, тощая, саврасаякрестьянская клячонка». Мужики соглашаются и садятся. Миколка бьет лошадь, принуждаяее тянуть телегу, но она из-за слабости не может даже идти шагом. Тогда хозяинначинает бить клячу с остервенением и в результате убивает ее.Раскольников-ребенок в первый момент смотрит на все происходящее в ужасе, потомбросается защищать лошадь, но слишком поздно.

Главная мысль этогоэпизода заключается в неприятии убийства натурой человека, и в частностинатурой Раскольникова. Мысли и заботы о матери и сестре, желание доказать своютеорию об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях на практике побуждают егодумать об убийстве, заглушать муки натуры и в конечном счете приведут вквартиру старухи-процентщицы.

Этот сон символичен:

·         Раскольников-мальчиклюбит ходить в церковь, олицетворяющую небесное начало на земле, то естьдуховность, нравственную чистоту и совершенство.

·         Однакодорога в церковь проходит мимо кабака, который мальчик не любит. Кабак — это тожуткое, мирское, земное, что губит в человеке человека.

 - эти символыпоказывают, что внутри героя происходит постоянная борьба души и разума,которая будет продолжаться еще долго после преступления и только в эпилогеромана душа одержит победу.

Отголоски первого снаРаскольникова встречаются на протяжении всего произведения:

·         Раскольников,содрогнувшийся перед тем, что он задумал, все-таки убьет старуху и ещеЛизавету, такую же беспомощную и забитую, как кляча: она не осмелится дажеподнять руку, чтобы защитить лицо от топора убийцы;

·         УмирающаяКатерина Ивановна выдохнет вместе с чахоточной кровью: «Уездили клячу!»;

·         Спрятавпод камень украденные у старухи драгоценности, Раскольников возвртится домой“дрожа, как загнанная лошадь”;

·         ВстретившийсяРаскольникову кабатчик Душкин будет рассказывать «бабушкин сон» и при этом«врать как лошадь»...

Все эти мимолётныеуказания звучат как назойливая нота, однако же не раскрывают глубокой символикизагадочного сна.

Первый сон РодионаРомановича Раскольникова является также вещим. Этот сон - предзнаменованиетого, что ему не следует идти на преступление, что у него ничего не получится.Так же, как во сне маленький Родя пытается защитить лошадь, но оказываетсябессильным против жестоких пьяных мужиков, в жизни он – маленький человек, неспособный изменить общественный строй. Прислушайся Раскольников не к зову ума,а к зову сердца, прозвучавшему во сне, — страшное преступление не свершилосьбы.

Таким образом, в первомсне Раскольникова не только показаны истинные душевные качества героя, но идано предзнаменование неминуемой ошибки, пророчество грядущей смерти («я себяубил или старушонку?»).

Между первым и вторымснами, непосредственно перед убийством, Раскольникову приходит видение: пустыняи в ней оазис с голубой водой (здесь используется традиционная символика цвета:голубой — цвет чистоты и надежды, возвышающий человека). Раскольников хочетнапиться, значит, для него еще не все потеряно, есть возможность отказаться от“эксперимента над собой”. Однако, вновь не принимая во внимание зов сердца,Раскольников все же идет к Алене Ивановне с топором, болтающимся в петле подпальто...

Второй сон Раскольниковвидит уже после убийства, непосредственно перед приходом Свидригайлова - образадемонического и своеобразно олицетворяющего зло. Перед сном Раскольников думаето драгоценностях, спрятанных им во дворе старого дома под камнем.

Раскольникову снятсяуже пережитые события: он идет к старухе-процентщице. “...На стуле в уголкусидит старушонка, вся, скрючившись и наклонив голову, так что он никак не могразглядеть лица, но это была она. Он стоял перед ней: “боится!” — подумал он,тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Ностранно: она даже не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался,нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнула голову. Онпригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел:старушонка сидела и смеялась,— так и заливалась тихим, неслышным смехом...Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но скаждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее,а старушонка вся так и колыхалась от хохота”.

Этот сон удивителен посвоей психологической точности и художественной силе. Достоевский нагнетает,сгущает краски (смех у старухи “зловещий”, гомон толпы за дверью явнонедоброжелательный, злобный, насмешливый), чтобы как можно более четко идостоверно отразить состояние отчаявшейся души героя, особенно усилившеесяпосле провала «эксперимента над собой».