Смекни!
smekni.com

Сны и сновидения в русской литературе (стр. 4 из 5)

Несмотря нато, что Корнилов «считался революционером» и западником, последним он,возможно, тщетно и натужно хотел быть, так как это было выгодно для карьерногороста. Однако чувствовал он себя лучше среди азиатов.

Возвращаясь к эпизодусна Корнилова, нельзя не обратить внимания на не менее странное, чем сам сон,занятие генерала, предшествовавшее рассказу:

«Суетливо выкидываяруку, пытался поймать порхавшую над ним крохотную лиловую бабочку. Пальцы егосжимались, на лице было слегка напряженное, ожидающее выражение. Бабочка,колеблемая рывками воздуха, спускаясь, планировала крыльями, стремилась коткрытому окну. Корнилову все же удалось поймать ее, он облегчающе задышал,откинувшись на спинку кресла».

Очевидно, что этот соннапрямую связан с положением дел на фронте, с той ситуацией, в которую попалКорнилов. И бабочка тут неслучайна и символична.

Бабочка, летящая наогонь – обычная и довольно распространенная в русской литературе метафора ипрочитывается она, пожалуй, однозначно: губительная неумолимость обстоятельств,в которую попадает человек.

Автор уподобляет своегогероя этой безвольной бабочке, которой управляет сила обстоятельств. ВедьКорнилов, прежде чем стать лидером Белого движения, немало поблудил пополитическим дебрям, немало способствовал тому критическому положению, вкотором страна оказалась: и царскую семью арестовывал, и над внедрением безумногоприказа №1, разваливающего армию, поработал, и на сговор шел… Зато быстро рос вчинах…

Очень сходная картинаесть в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Там следовательПорфирий рассказывает о Родионе Раскольникове: «Он по закону природы от меня неубежит, хотя бы даже и было куда бежать. Видали бабочку перед свечкой? Ну, таквот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода немила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как всетях, затревожит себя насмерть!.. И все будет, все будет около меня же кругидавать, все суживая и суживая радиус, - и - хлоп! Прямо мне в рот и влетит, яего и проглочу-с, а это уж очень приятно, хе-хе-хе! Вы не верите?»

Из этой образнойкартины, сопоставленной с картиной в «Тихом Доне», следует, кажется,единственный вывод: Корнилов несвободен в своих действиях, подневолен изависим. Здесь социальное положение личности, ее положение в служебной иерархиидля художника не столь важно. Главное – характер личности, сумевшей или несумевшей, несмотря на обстоятельства, оставаться свободной, быть в конце концовисполнительницей своей, а не чужой воли… В этом отношении Корнилов оказался дляШолохова не то что неинтересен, а вполне ясным, о чем он и дает знать, сравниваяего с бабочкой, слепо и покорно летящей на огонь лампы…

Таким образом, вкартине сна Корнилова Шолохов дает оценку как самому генералу, так ивозглавляемому им делу, и эта оценка заключается в том, что в генерале Л.Г.Корниловетрудно при всем желании усмотреть действительного спасителя России. Сон имеетне только биографическое, но главным образом мировоззренческое, эстетическоезначение. Эпизод, в котором генерал рассказывает сон, не просто раскрываетличностные качества героя, но также помогает лучше понять значение постигаемогов произведении.

 

Мастер и Маргарита

 

В серебристый сон

Ты бы с ним ушел

По дороге вечных звезд

Над простором строгихгор

Ты бы перед ним

На колени встал

Не стыдясь ни слов, нислез

Кто любил - тот ираспял...

(М. Пушкина)

Михаила АфанасьевичаБулгакова нередко называют сатанистом, приспешником дьявола. На самом же делеон – великолепный психолог и философ, не побоявшийся высказать свою философиюжизни печатными буквами на страницах белой бумаги. Его роман «Мастер иМаргарита» - невообразимо сильное по своей психологической окраскепроизведение. Подобно тому, как свита Воланда гипнотизирует всю Москву на сценеВарьете, каждый читатель, перелистнув последнюю страницу романа, чувствует себявовлеченным в какую-то мистическую историю; и, будто по велению автора,убежденный, что эта тайна известна лишь ему одному, он (читатель) будет хранитьее вечно.

Для достижения такоговоистину гипнотического эффекта автор использует различные художественныеприемы. Известно, что состояние гипнотического транса очень похоже на состояниесна (и в том и в другом случае происходит торможение коры головного мозга), чеми пользовались многие иллюзионисты-гипнотизеры. Тот же самый прием употребляети Булгаков на страницах романа. Он «усыпляет» героев, а вместе с ними ичитателя. Нарочито много говоря о снах, видениях, галлюцинациях, авторокончательно стирает и без того еле уловимую грань между сном и реальностью.

Если спросить сточеловек, читавших Мастера и Маргариту, о чем роман, много больше половины изних, не раздумывая, ответят: «о Пилате». Стало быть, главным героем являетсявовсе не Воланд и совсем даже не Маргарита, а «пятый прокуратор Иудеи всадникПонтий Пилат», появившийся на страницах романа намного меньше раз, чем первыедвое. Великая трагедия Понтия Пилата начинается в день казни Иешуа Га-Ноцри, аименно в праздничную, пасхальную ночь. Он велит постелить ему на балконе – натом самом балконе, с которого накануне вел допрос Иешуа и вынес ужасныйприговор. Теперь прокуратор долго лежал на постели, но сон не приходил. Наконецближе к полуночи он уснул.

...Лишь толькопрокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, оннемедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Ондаже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимона прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шелбродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один изних не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и отэтого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собой разумеется, чтосегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ,выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шелрядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы дажепомыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вотв чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны...

Этот сон Пилата непросто символичен, но также и психологичен и открывает один из замыслов автора.

Символизм этого эпизодазаключается в образе луны и лунного света. Булгаков часто использовал символы,взятые из мировой культуры в своих произведениях. Так, противостояние добра изла, привычное нам с раннего детства, когда мы еще читали сказки про бабу ягу,является одной из важнейших смысловых линий романа «Мастер и Маргарита».Символы добра и зла сплошь и рядом встречаются на страницах романа: это Воланди Иешуа; солнце и луна. Образ луны проходит через все произведение, олицетворяясобой добро; лунная дорожка – путь к луне – а значит, путь к истине. Во снеПилат идет за Иешуа – он понимает, что только этот добрый философ можетизбавить его от лжи, от ненавистной должности прокуратора и помочь обрестиистину и покой. Древний обычай, что добро побеждает зло, претворился и вМастере и Маргарите: поняв свою ужасную ошибку, Пилат раскаивается, и доброеначало торжествует в этом герое.

В эпизоде сна ПонтияПилата раскрываются новые душевные качества прокуратора:

·         Оносознает, в чем его самая большая проблема (итрусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил ИешуаГа-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.)

·         Онраскаивается в казни Иешуа (Но, помилуйтеменя, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека,совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокураторИудеи?<...>Разумеется, погубит. Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью,взвесив все, согласен погубить. Он пойдет на все, чтобы спасти от казнирешительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!)

·         Онлюбит(прокуратор,положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза. – Банга был единственнымсуществом на планете, которое действительно любил Пилат)

С этого сна начнетсянаказание Понтия Пилата. И не просто наказание, а наказание сном:

Около двух тысяч летсидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите,его терзает бессонница. <...> он говорит, что и при луне ему нет покоя ичто у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когдаспит, то видит одно и то же - лунную дорогу, и хочет пойти по ней иразговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому, что, как он утверждает, он чего-тоне договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но,увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит.Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужноже какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, чтоболее всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает,что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем.

Наказание продлится дветысячи лет, пока однажды весенней ночью Мастер не прокричит что есть мочи«Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» и не рухнут горы и огромная остроухаясобака не побежит по лунной дорожке, а вслед за ней – ее хозяин – пятыйпрокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат.

Роль снов в романе«Мастер и Маргарита» колоссальна. Сны помогают автору добиться гипнотическогоэффекта, стирая грань между правдой и вымыслом; они, отражая душу спящего,помогают читателю лучше понять образ героя; а также являются отражением однойиз смысловых линий романа – противостояния добра и зла.