Смекни!
smekni.com

Хлестаков в галерее гоголевских типов (стр. 3 из 4)

Путешествующий Иван Александрович Хлестаков по своему типу приблизился в конце комедии к образу другого гоголевского героя - Павла Ивановича Чичикова, наверно, неслучайно получившего своё отчество в наследство от литературного предшественника.

Следовательно, анализ образа Хлестакова в системе характеров комедии "Ревизор" позволяет сделать несколько выводов о тех приёмах, которые использует Гоголя для типизации своего героя.

1. Отдавая предпочтение реалистическому методу в изображении характера, Гоголь использует приём отражения. Типизация в этом случае достигается за счёт пристального внимания к условиям, в которых существует персонаж (детали, обстоятельства, окружение и т.п.). Тип Хлестакова создаётся атмосферой уездного города и столицы, обывателями-чиновниками и подробностями столичной жизни - реальной социальной ситуацией XIX в.

2. Специфика драмы как рода литературы и комедии как драматического жанра позволяет Гоголю использовать приём говорящих фамилий. Антропонимы с яркой и в большинстве случаев понятной читателю XIX в. внутренней формой, создают ту самую галерею комических типов, в которой занимает определённое место и Хлестаков (Сквозник-Дмухановский, Хлопов, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Шпекин, Гибнер, Люлюков, Растаковский, Коробкин, Уховёртов, Свистунов, Пуговицын Держиморда, Абдулин, Пошлёпкина). Хлестаков от переносного значения глагола хлестать - "хвастать, пустословить".

3. Проявив заботу о будущих постановках комедии, Гоголь прибёг к особому драматическому приёму замечаний для актёров, который обозначил "Характеры и костюмы". Описание каждого персонажа подчиняется стандартной типизирующей схеме:

1) возраст;

2) объём тела;

3) манера речи;

4) манера поведения;

5) одежда

Например, Хлестаков - "молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький… Говорит и действует без всякого соображения… Одет по моде" (Характеры и костюмы).

4. Труднее всего определить, использует ли Гоголь в типизации Хлестакова приём портретной неопределённости. По ходу действия он иногда используется. Так, Хлестаков сначала напевает модную арию, затем сбивается на народную песню, а потом поёт ни сё ни то. В большей степени отказ от определённости применим к характеристике манеры речи Хлестакова и городничего.

5. Создав систему комических персонажей, Гоголь-драматург использует приём антитезы, противопоставляя образы Сквозника-Дмухановского (сквозник - "зоркий умом человек") и Хлестакова (глупого, недалёкого хвастуна и пустослова).

6. Формирование типа, социального характера достигается при помощи приёма подмены. Профанация подчёркнута не только на уровне героя, но и на уровне детализации (треска - лабардан, вместо двухсот рублей городничий даёт Хлестакову четыреста и т.д.).

7. В целях типизации своего героя Гоголь вводит приём фантазирования персонажа. Типичные мечты Хлестакова обнаруживают сходство с притязаниями молодого человека того времени и современности (мечты о сладкой жизни).

8. Завершая работу над созданием образа Хлестакова, Гоголь неожиданно ставит его на место резонёра. Для этого используется приём вставного эпизода - письма героя, в котором раскрывается вся правда о нём и об обывателях уездного города.

9. В качестве отличительных черт гоголевской типизации Хлестакова и других героев выступают такие художественные приёмы, как гротеск (сравнение помещиков и чиновников с животными) и гипербола (преувеличенная ложь Хлестакова об авторстве и знакомстве с министрами).

1.2 Проблема типологической интерпретации образа Хлестакова в комической характерологии Н.В. Гоголя

Классификация и типизация сценических персонажей, к которым относится Хлестаков (самый играемый образ на русской сцене!), издавна подчинена системе театральных амплуа.

Амплуа (буквально "роль") - способ типизации, наследующий драматическую традицию типов-масок. Статичность амплуа противоположна динамике и сложности характеров.

В драматургии известны разные критерии выделения амплуа:

1) по социальному положению (король, слуга);

2) по костюму (роль в корсете, ливрейная роль);

3) по функции (инженю, любовник, злодей, наперсник). В русском театре прижилась функциональная система амплуа, официально зафиксированная рукой императрицы Екатерины II в "Росписи" 1766 года.

Театр, по распоряжению просвещённого российского монарха, должен был иметь в актёрском составе трёх трагических и трёх комических любовников, по три трагические и комические любовницы соответственно, две пары слуг мужского и женского пола. К характерным амплуа относились:

пернобль (благородный отец, роль которого частично исполняет городничий в "Ревизоре");

пер-комик (комический старец);

резонёр (герой, выражающий авторскую, как правило, нравоучительную позицию; например, тот же городничий в знаменитом монологе: "Чему смеётесь? над собой смеётесь!");

подьячий (позже эту роль заменили образы чиновников);

конфидант и конфидантка (наперсник и наперсница, ближайшие друзья героев и героинь; в "Ревизоре" роль конфиданта заочно играет друг Хлестакова - Иван Васильевич Тряпичкин);

старуха.

В начале 1810-х гг. на сцене появились амплуа:

царь (только в трагедиях с патриотическим содержанием);

петиметр ("щёголь", к которому лучше всего подходит амплуа Хлестакова - хлыща и франта);

простак (надо сказать, что по замыслу Гоголя Хлестаков имеет отношение к этому амплуа: смешанный характер ролей наблюдается уже в русском театре середины XIX в);

молодая кокетка;

инженю ("невинная", наивная и обманутая героиня, как, например, Мария Антоновна - дочь городничего в "Ревизоре", на которой Хлестаков обещал жениться).

К концу XIX в. На театральный подмостках закрепились амплуа:

травести (переодевающийся герой, как правило, девушка, переодетая юношей);

гранд-кокетт (стареющая кокетка, например, жена городничего - Анна Андреевна);

неврастеник.

Окончательно завершили набор ролей национальные амплуа (армянин, немец, как, например, немец-лекарь Гибнер из "Ревизора"), социально-бытовые амплуа (например, купец Абдулин из "Ревизора") и возрастные амплуа (мальчик и девочка).

Таким образом, если следовать традиционной типизации сценических персонажей, роль Хлестакова представляет собой сложный синтез двух театральных амплуа - петиметр ("щёголь") и простак. Амплуа щёголя позволяет Ивану Александровичу играть роль первого любовника, особенно в его отношениях с женой и дочерью городничего.

По линии героя-любовника и щёголя тип Хлестакова продолжен в образе главного героя комедии "Женитьба" - Подколесина.

Преемственность между Хлестаковым и Подколесиным, как двумя комическими типами, очевидна.

Во-первых, они оба чиновники и холостяки. Причём Подколесин уже дослужился до надворного советника, а это, по его выражению, "полковник без эполет". По сравнению с "елистратишкой" Хлестаковым, находящемся на низшей позиции XIV чина, Подколесин, действительно, сделал карьеру, добравшись до надворного советника - VII чина в тогдашней табели о рангах.

Во-вторых, оба героя модники и франты. Однако Подколесин более практичен:

"Я того мнения, что черный фрак как-то солиднее. Цветные больше идут секретарям, титулярным и прочей мелюзге, молокососно что-то. Те, которые чином повыше, должны больше наблюдать, как говорится, этого… вот позабыл слово! и хорошее слово, да позабыл. Да, батюшка, уж как ты там себе ни переворачивай, а надворный советник тот же полковник, только разве что мундир без эполет. Эй, Степан!" (Действие первое, Явление III).

В-третьих, Хлестаков и Подколесин оттенены образами своих слуг - Осипа и Степана. Тема "слуга-господин" часто выступает в роли приёма типизации. Её развитие есть и в "Мёртвых душах" (Чичиков и Петрушка).

Наконец, обращает на себя внимание сходство фамилии Подколесин и названия родной деревеньки Хлестакова - Подкатиловка.

Так же, как и в "Ревизоре", в "Женитьбе" типизация персонажа достигается путём специфического окружения, посредством инкрустации героя в определённые обстоятельства. Кстати, мотив ожидания присутствует в обеих комедиях: ждут ревизора, ждут жениха - и в обоих случаях совершается подмена (в "Женитьбе" это обозначено при помощи детали - шляпы, символизирующей фальшь, подмену настоящего ложным).

Тип Хлестакова, на наш взгляд, вполне соотносим с типом Чичикова: между этими разными героями есть общие типичные черты.

Павел Иванович Чичиков, как и Иван Александрович Хлестаков, - чиновник, коллежский советник - гражданский чин VI класса в России. Коллежские советники могли занимать средние руководящие должности (начальника отделения, делопроизводителя в центральных учреждениях). В период своей службы на таможне Чичиков исполнял обязанности ревизора. Его афера построена на издержках ревизской сказки - именных списков населения России XVIII в. - 1-й пол. XIX вв., составлявшимся во время ревизий.

Чичикову свойственны черты героя-любовника: он влюбляется, по-настоящему, платонически в молоденькую блондинку - дочь губернатора, т.е. играет по тому же сценарию, что и Хлестаков.

Как и Хлестаков, Чичиков - герой-путешественник. Более того, если Иван Александрович - авантюрист поневоле, то Чичиков - сознательный аферист, расчётливый мошенник.

Авантюрное и странствующее начало присутствует в типизации обоих персонажей. Именно это позволяет утверждать, что Чичиков, несмотря на глубину этого образа по замыслу и исполнению, - тип комический, своеобразный симбиоз Хлестакова и Сквозника-Дмухановского, простака и опытного пройдохи. К слову сказать, городничий в своей подготовке к ревизии совершает такие фокусы и аферы, которым мог поучиться и Чичиков.

Вероятно, близость этих разных типов обусловлена общностью идей профанации. Как известно, сюжеты "Ревизора" и "Мёртвых душ" были предложены Гоголю А.С. Пушкиным.