Смекни!
smekni.com

Литературоведение (стр. 2 из 4)

Билет № 8

Вопрос № 2. Следует различать понятия литературный язык и язык литературы. Литературный язык - это нормированный язык, закрепленный правилами грамматики и словарями. Язык художественной литературы включает литературный язык и различные слова общенародного языка, не являющиеся нормативными. К ним относятся: просторечия, диалектизмы, профессионализмы, варваризмы, жаргонизмы, архаизмы, неологизмы, вульгаризмы. Особенности художественной речи:

1) образность (слово в художественной речи содержит не только значение, но в сочетании с другими словами создаст образ предмета или явления. Общепринятое значение предмета приобретает как бы конкретную форму, которая делает предмет видимым, осязаемым и ощутимым)

2) эмоциональность (художественная речь эмоционально окрашена, поэтому она воздействует на читателя, вызывая соответствующие эмоции.)

3) смысловая емкость (художественная речь отличается особой краткостью, точностью и выразительностью)

Билет № 9

Вопрос № 2 Тропы — лексические средства художественной выразительности. Часто их определяют так: слова, употребляемые в переносном значении. В основе тропов уподобление предметов и явлений, переосмысление значений слов. Виды тропов: метафора (одного предмета или явления другому, когда называется только один сравниваемый элемент: горел закат (второй элемент как пожар отсутствует), сравнение (уподобление одного предмета или явления другому, когда называются оба уподобляемые элемента), гипербола (преувеличение), литота (преуменьшение), метонимия (замена названия предмета на основании его отдельных признаков), синекдоха (троп, близкий метонимии, предполагающий замену названий предметов по количественному признаку), перифраз (замена названия предмета его распространенным определением), ирония (насмешка, слово или выражение, в которое вкладывается значение, противоположное его прямому смыслу) эпитет (художественное определение предмета, отражающее определенное его конкретное свойство), эвфемизм (слово или словесный оборот, употребляемые с целью смягчить грубое выражение), оксюморон (вид тропа, в котором сочетаются слова противоположного значения, вследствие чего возникает качественно новое определение предмета: живой труп, горячий снег, умный дурак).

Билет № 10

Вопрос № 1. Сюжет (от фр. sujet - предмет) - система событий художественного произведения, раскрывающая характеры героев и способствующая наиболее полному выражению идейного содержания. Система событий - единство, развивающееся во времени, а движущей силой сюжета является конфликт. Сюжет состоит из ряда элементов: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки, эпилога. Экспозиция - первоначальные сведения о действующих лицах, которые мотивируют их поведение в условиях возникшего конфликта. Завязка - событие, которое кладет начало развитию действия, конфликтуПосле завязки начинается развитие действия, высшей точкой которого является кульминация. Развязка - событие, снимающее конфликт. Эпилог - сведения о событиях, последовавших после развязки. Иногда. автор сам заключительную часть повествования называет эпилогом. Движение сюжета в художественном произведении происходит одновременно во времени и пространстве. Параллельно с термином сюжет существует термин фабула, которые обычно употребляются как синонимы. Между тем некоторые теоретики считают их неадекватными, настаивая на их самостоятельном значении. Фабула, по их мнению, система событий в причинно-временной последовательности, а сюжет - система событий в авторском изложении. Сюжет мы определяем как систему, цепь событий. Иногда события развиваются последовательно, в хронологическом порядке, иногда с ретроспективными отступлениями, происходит накладка времен.

Билет № 11

Вопрос № 2. П. является одним из наиболее значительных жанров повествовательной литературы. П. — основной жанр повествовательного рода докапиталистической литературы, место которого при капитализме занимает роман. Классический вид поэмы — эпопея. Ее наиболее яркий образец — античная греческая П. В дальнейшем развитии литературы П. деградирует, получая в процессе деградации целый ряд своеобразных видовых отличий. Самостоятельным по существу жанром, но жанром промежуточным, является романтическая П. Критическое усвоение наиболее значительных сторон классической П. наблюдается лишь в революционно-демократической литературе и гл. обр. в литературе. пролетарской, социалистической. Основные признаки классической П.: утверждение народа через важнейшие социальные события его жизни, утверждение полноценной человеческой личности в единстве ее общественных и личных интересов, отражение широкой социальной действительности в «объективной» закономерности ее развития, утверждение борьбы человека с противостоящими ему условиями действительности социальной и природной, вытекающее отсюда героическое величие как основной тон П. Указанным определяется целый ряд частных формальных признаков П., вплоть до признаков композиции и языка: наличие большого числа самостоятельно разработанных эпизодов, внимание к деталям, сложный конгломерат персонажей, свободно связанных в единое целое объединяющим их общим действием, целая система приемов высокого слога и торжественной интонации.

Билет № 12

Вопрос № 1. Модернизм (итал. modernismo «современное течение» от лат. modernus «современный, недавний») — направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлеченностью) стиля[1]. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках — это термин «modern». Так как в русской эстетике "модерн" означает художественный стиль предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

Постмодернизм (англ. postmodernism), постмодерн — термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд постнереалистических художественных направлений конца XX векаПостмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования:

модернизм постмодернизм

закрытая замкнутая форма открытая разомкнутая антиформа

цель игра

замысел случай

иерархия анархия

мастерство/логос исчерпывание/молчание

предмет искусства/законченное произведение процесс/перфоманс/хепенинг

дистанция участие

творчество/тотальность/синтез деконструкция/антисинтез

присутствие отсутствие

центрирование рассеивание

жанр/границы текст/интертекст

семантика риторика

парадигма синтагма

метафора метонимия

селекция комбинация

корни/глубина ризома/поверхность

интерпретация/толкование противоинтерпретация/неверное толкование

означаемое означающее

чтение письмо

повествование/большая история антиповествование/малая история

основной код идиолект

симптом желание

тип мутант

фаллоцентр

изм полиморфность/андрогинизм

паранойя шизофрения

истоки/причины различие/следствие

Бог-Отец Святой дух

метафизика ирония

определенность неопределенность

трансцендентное имманентное

Билет № 13

Вопрос № 1. Образ - картина человеческой жизни, которая мыслится очень широко: это и человек, и все то, что его окружает. Различают такие виды образов: образ-персонаж, образ-пейзаж, образ-интерьер, образ-символ. Образ-персонаж основной и самый распространенный в литературе образ, так как человек является основным предметом художественного изображения. Он имеет ряд разновидностей:

1) Герой (персонаж, характер, тип) - основной вид образа-персонажа.

2) Лирический герой – носитель мыслей и чувств, выраженных в лирическом произведении.

3) Образ автора — отраженная в произведении личность повествователя, которая выявляется в определенной мировоззренческой позиции (точке зрения).

4) Образ читателя

5) Коллективный герой – собирательный образ, воплощающий определенную общность людей, объединенных общим действием и настроением.

6) Образ-пейзаж - картина природы.

7) Образ-интерьер - картина мира вещей, окружающих героя.

8) Образ-символ - образ предмета или явления, воплощающего определенную идею.

Билет № 14

Вопрос № 2 Малые жанры (новелла, рассказ, сказка, басня, очерк, эссе). Новелла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа, иногда называется разновидностью рассказа.