Смекни!
smekni.com

Литературоведение (стр. 3 из 4)

Рассказ — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с XVIII в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.

Сказка – это жанр литературного повествования. Литературная сказка, либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература), на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной..

Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение, нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Очерк, одна из разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Затрагивает преимущественно социальные темы.

Эссе (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, Э. предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

Билет № 15

Вопрос № 2 Роман — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни. Возможные варианты повествования:

· с рождения героя до его смерти («Парфюмер» П. Зискинда);

· с рождения героя до выхода его/её жизни из кризисного состояния жизни («Дэвид Копперфильд», Чарльз Диккенс или («Бремя страстей человеческих», Уильям Сомерсет Моэм);

· с точки входа главного героя в кризисное состояние жизни до развязки («Преступление и наказание», Фёдор Достоевский).

По содержанию различают такие виды современного романа: социально-психологический, семейно-бытовой, исторический, философский, детективный, приключенческий, сатирический и др.

Билет № 16

Вопрос № 1 Художественная литература существует в форме литературных произведений. Основные свойства литературы, о которых шла речь в первом разделе, проявляются в каждом отдельно взятом произведении. Художественное произведение представляет собой целостную картину жизни или целостную картину переживания. Единство содержания и формы закон искусства. Содержание произведения определяется так же, как и содержание литературы: явления жизни, отраженные писателем в свете его восприятия мира. К содержанию принято относить тему, идею, характеры и обстоятельства. К форме – композицию, сюжет и язык. Внутренняя целостность произведения обусловливается всеми компонентами содержания и формы и, прежде всего, темой, идеей, композицией, сюжетом, специфическими особенностями языка.

Билет № 17

Вопрос № 2 Эпос охватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности, событийной насыщенности (сюжетности) и динамике. Познавательная направленность эпоса сосредоточена на объекте, на изображении внешнего предметного мира.

Миф (от гр. mythos - слово, речь) один из древнейших видов фольклора, фантастический рассказ, объясняющий в образной форме явления окружающего мира.

Легенда (от лат. legenda - то, что следует читать) - один из древних видов фольклора, фантастический рассказ о событиях, которые могли иметь место в прошлом. Наиболее распространенными являются легенды об основании городов.

Сказание - древнее повествовательное произведение преимущественно о событиях исторического характера. В отличие от легенды в нем говорится о действительных событиях и реальных людях, хотя преобладает вымысел в их освещении

Притча - небольшой рассказ иносказательного характера, содержащий моральное или религиозное поучение Притчи широко представлены в Библии (например, притча о блудном сыне). По своей структуре притча напоминает басню: в первой части повествуется об определенном событии, а во второй излагается дидактическая идея.

Сказка - небольшое повествовательное произведение о вымышленных событиях, происходящих с человеком или животным. Различают сказки о животных, фантастические, социально-бытовые. Особую разновидность представляют литературные сказки - сказки, созданные писателями.

Былина - эпическая народная песня героического, социально-бытового или сказочного характера. Исполнялась под аккомпанемент гуслей.

Басня (от русск. Баяти - рассказывать) - небольшое аллегорическое произведение, имеющее подчеркнуто поучительную направленность.

Эпопея - (от гр. еpopoiia - собрание песен, сказаний) - большое монументальное произведение, в котором изображаются значительные события в жизни народа. В античную эпоху в результате циклизации сказаний, песен и легенд создавались большие поэмы о выдающихся событиях или героях («Илиада», «Одиссея» Гомера). Позже аналогичные процессы происходили в поэзии европейских народов (французская «Песня о Роланде», немецкая «Песнь о Нибелунгах» и др.). В новейшей литературе эпопеей стали называть большие прозаические произведения, применяя термин роман-эпопея («Война и мир» Л. Толстою. «Тихий Дон» М. Шолохова и др.).

Роман - (от фр. roman вначале произведения, написанные на одном из романских языков) - большое эпическое произведение, в котором изображается жизнь человека к тесной связи с жизнью общества. По содержанию различают такие виды современного романа: социально-психологический, семейно-бытовой, исторический, философский, детективный, приключенческий, сатирический и др.

Повесть - эпическое повествовательное произведение, в котором картина жизни нарисована полнее, чем в рассказе, но нe так широко, как в романе. Повесть имеет, как правило, одну сюжетную линию. Кроме главного героя, в ней действует ряд второстепенных персонажей. Жанровые разновидности ее – такие же, как и романа.

Поэма - (от гр. poiema - произведение) - стихотворное произведение с четко выраженным сюжетом. Эпический элемент - рассказ о событиях часто соединяется с лирическим выражением авторских чувств. В связи с этим различают поэмы эпические, лиро-эпические и лирические.

Рассказ - небольшое повествовательное произведение, в котором изображается жизнь персонажа за небольшой отрезок времени. Этот жанр требует от писателя особого мастерства, умения ярко и лаконично воссоздать типические характеры и обстоятельства.

Новелла (от ит. novello - новость) - небольшое повествовательное произведение о необычном событии и с неожиданным концом.

Очерк - небольшое повествовательное произведение о действительных событиях и реальных людях, изображенных автором на основе собственных наблюдений. Разновидности: очерк-портрет, путевой очерк, публицистический и др.

Фельетон - небольшая художественно-публицистическая статья, остро разоблачающая определенную личность или негативное социальное явление. Термин возник в 1800 году во Франции, когда одна из газет заменила сатирический листок (feuilleton), издававшийся в качестве приложения, статьей внизу газетной полосы.

Памфлет (от гр. pan - всё и phlego - жгу) небольшое художественно-публицистическое произведение острого сатирической) характера, в котором разоблачаются определенные социальные явления, идеологические противники и др.

Эссе (от фр. попытка, очерк) - небольшое прозаическое произведение, размышление, отличающееся подчеркнутой субъективностью авторской мысли, образностью и афористичностью суждений.

Билет № 18

Вопрос № 1 Литературный образ - что конкретная и в то же время обобщенная словесная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение. Особенности художественного образа:

1. Конкретность - отражение индивидуальных качеств предметов и явлений. Конкретность делает образ узнаваемым, непохожим на другие. В образе человека это внешность, своеобразие речи, особенности характера, в пейзаже - какие-то яркие, неповторимые черты природы.

2. Обобщенность - отражение в людях, предметах и явлениях черт, присущих многим. Другими словами, образ должен быть типичным, то есть отражать не только индивидуальные, но и общие черты. Важно отметить, что типизация неотделима от индивидуализации. Единство в образе общего и конкретною - закон искусства. Так, конкретность в образе Собакевича проявляется в его внешности, чертах характера, речи, а обобщенность - в выражении социальной сущности людей, подобных ему, - крепостников-помещиков.

3. Художественный вымысел. Образ создается с помощью творческой фантазии писателя. Вымысел органическая особенность художественного отражения жизни. Воспроизвести определенную жизненную ситуацию, внутреннее состояние персонажа писатель может только с помощью творческого воображения. Документально-биографические произведения не являются исключением.

4. Эстетическое значение образа состоит в том, что он оказывает воздействие на эстетическое чувство читателя, доставляя ему эстетическую радость. Вес то, что мы говорили об эстетическом значении литературы, применимо и к художественному образу.

Итак, образ - картина человеческой жизни, которая мыслится очень широко: это и человек, и все то, что его окружает. Различают такие виды образов: образ-персонаж, образ-пейзаж, образ-интерьер, образ-символ.