Смекни!
smekni.com

Значение символики цвета в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (стр. 5 из 6)

Хотя и белый, и чёрный цвет дают достаточно хорошее и точное представление о персонажах и о происходящих событиях, их сочетание намного важнее для понимания смысла самого романа «Мастер и Маргарита». Уже в самом начале произведения перед нами предстаёт Бездомный, облачённый в белые штаны и обутый в чёрные тапочки.

В главе «Казнь» встречается описание грозы: «Края её (грозовой тучи) вскипали белой пеной, чёрное дымное облако отсвечивало…», – а также: «Туча залила уже полнеба, стремясь к Ершалаиму, белые кипящие облака неслись впереди напоённой чёрной влагой и огнём тучи». Подобных примеров, в которых встречается сочетание чёрного и белого цветов, можно привести множество, и чаще всего это сочетание представляет собой ярко выраженную антитезу. Если развить мысль о роли такой антитезы в романе «Мастер и Маргарита», то можно прийти к тому выводу, который мы сделали в нашей работе.

Я предполагаю, что главная тема произведения Булгакова представляет собой противоборство добра и зла, света и тьмы, чему мы находим подтверждение практически в каждой главе и в описании явлений природы (например, выше упомянутой грозы), и в описании людей (вспомните, как автор представляет его читателю в начале романа).

Исходя из того, что конкретно описывает автор, можно выделить два основных «направления», в соответствии с которыми происходит распределение сил: с одной стороны, противоборство может иметь место в природе, в обществе между отдельными представителями человечества или любыми другими живыми существами, с другой – мы встречаем своеобразное раздвоение самих персонажей, их внутреннюю борьбу, сопротивление или подчинение одного начала другому.

Основываясь на указанной теме и на том, каким образом автор применяет сочетание тех или иных образов и вещей, имеющих чёрный и белый цвета, мы можем выделить основную мысль, основную идею, раскрывающуюся Булгаковым в «Мастере и Маргарите».

Эта идея заключается, как многие уже поняли, в невозможности существование добра и зла друг без друга. Понимая это уже с первых глав произведения, мы можем найти доказательства, подтверждающие то, что именно эта идея является главной в романе. К числу доказательств можно отнести речь Воланда при встрече с Левием Матвеем: «Ты произносишь свои слова так, как будто ты не признаёшь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Не хочешь ли ты отобрать весь земной шар, снеся с него, прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?». В данном случае специалист по чёрной магии является резонёром, то есть героем, выражающим авторскую точку зрения на поставленную проблему.

2.5Рыжий цвет

Этот цвет не так часто употребляется в романе Булгакова, однако, на наш взгляд, стоит рассмотреть то, каково его символическое значение в произведении. Если другие используемые Булгаковым цвета применяются при описании и природы, и внешности героев, их состояния, то рыжий цвет применяется лишь в создании образа того или иного персонажа.

Попытаемся рассмотреть связь этого цвета с тремя героями: Бездомным, Азазелло и мёртвой женщиной, пытавшейся убить финансового директора Варьете Римского.

Одним из членов свиты Воланда был Азазелло, «маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того мерзкую физиономию», «и при этом ещё огненно-рыжий», как пишет Булгаков. Рыжей была и мёртвая женщина, покушавшаяся на жизнь Римского. Вероятнее всего, автор описывает указанных персонажей именно с помощью рыжего, дьявольского цвета с целью показать их принадлежность миру теней, дьяволу, мировому злу. Уже при первой встрече с этими героями, мы понимаем правдивость высказанной мысли, находящей подтверждение при дальнейшем развитии событий. Однако не всегда однозначно можно определить сущность персонажей, опираясь только на описание автора. Вот один из примеров.

«Плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек», – так описывает Булгаков Ивана Николаевича Бездомного. В этом случае значение цвета точно не определено, но всё-таки некоторые выводы сделать можно. Во-первых, рыжий – это огненный цвет, а значит, связанный с миром дьявола. Стоило бы предположить, что поэт должен быть исключительно злым персонажем, однако в тексте подтверждений этому нет, напротив, он обладал достаточно хорошими качествами, что проявляется даже в том, что он пытался найти виновного в смерти Берлиоза, который даже не был ему другом. Вывод о значении цвета можно сделать лишь исходя из текста. Скорее всего, в этом случае смысл более глубок, нежели в случае с Азазелло и женщиной-покойником. Мы считаем, что Булгаков хочет показать, что борьба между добром и злом происходит не просто в рамках нашей реальности, но и в каждом человеке. Забегая вперёд, стоит отметить, что это действительно находит своё подтверждение в последующих словах, характеризующих поэта и связанных опять-таки с символикой цвета (белые брюки и чёрные тапочки).

Таким образом, рыжий цвет в основном обращает внимание читателя на дьявольское начало того или иного персонажа, однако может способствовать и пониманию одной из идей текста – противоборство добра и зла и невозможность их существования друг без друга.

2.6 Синий цвет

Опасность, тревога и в то же время некоторая магичность, таинственность чувствуются в вещах и предметах, окрашенных синим.

Именно синим был переплёт «какой-то книжечки» в его руках, именно этим цветом «сверкнул бриллиантовый треугольник» на крышке портсигара Воланда.

Стоит отметить, что треугольник, по Мулдашеву, является фигурой, которая собирает все мысли и воплощает их в жизнь, то есть фактически Воланд обладал способностью читать мысли людей, а также каким-то образом контролировать сознание человека.

Таким образом, на мой взгляд, автор хотел указать на то, что на самом деле Воланд не является иностранцем, и персонажи совершили грубую ошибку, не приняв во внимание многие подозрительные вещи, тем или иным образом связанные с появлением незнакомца. К тому же, синий – символ глубины, всепоглощающей водяной воронки, в роли которой в романе выступает зло, подчиняющее себе всё больше и больше людей. (Вспомните председателя Никанора Ивановича, подвергнувшего опасности жителей дома ради личной выгоды).

Этот цвет также многое рассказывает о положении, в котором оказался Бездомный, когда его поместили в лечебницу: «За ними стал, виден коридор, освещённый синими ночными лампами». Цвет, примененный автором, символизирует ловушку, которая захватила героя и из которой уже ему не выбраться, если он, хоть немного промедлит.

При смешении красного и синего получается фиолетовый цвет. Если здесь преобладает синий – мы имеем печаль (не случайно в Китае фиолетовые одежды олицетворяли траур). Если больше красного – получаем сиреневый – красивая мечтательность, о чем-то далеком, но приятном. «Сиреневый туман». «Эх, построить бы нам с Павлом Ивановичем высокую башню, с которой вся Москва была бы видна. И пить там чай».

Если синего совсем мало – мы имеем пурпур – цвет королей. Король должен быть более холодным, чем аристократ, ибо представляет спокойную мощь.

2.7 Цвет глаз как характеристика

В описании внешности Воланда можно выделить разноцветные глаза. По ходу сюжета происходит внутренняя метаморфоза: цвет глаз изменяется. Если в середине романа – «правый с золотою искрою на дне, сверлящий любого до глубины души, и левый - пустой и черный, <...> как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней», то в самом начале произведения – «левый, зеленый, у него совершенно безумен, а правый, черен и мертв».

На мой взгляд, М.А.Булгаков не случайно обращает внимание именно на цвет глаз дьявола. Описание глаз - это важнейшее средство для создания психологического портрета персонажа.

Какую роль играет мотив глаз в характеристике сущности Воланда? Несмотря на внутреннюю метаморфозу, глаза не теряют своих основных оттенков: зеленого и черного…. таким образом, М.А. Булгаков давал читателям подсказку относительно сущности героя. В доказательство можно привести значение цветовой символики.

В литературной традиции зеленый цвет является символом демонических сил, а в произведениях М.А.Булгакова появляется и еще несколько значений, а именно - мудрости, стремления к познанию. Черный цвет, кроме основных ассоциаций со смертью, является символом возрождения, переходом души в иное бытие, бессмертия. Считается, что черный цвет наряду с зеленым указывает на темное начало человеческой души.

Расшифровав значение цветовой гаммы глаз Воланда, можно сделать вывод: М.А. Булгаков не только хотел дать понять, что перед ними никто иной, как дьявол, но и подчеркивал в его характере такие черты, как вселенская мудрость и стремление к познанию (вспомним, с каким поистине человеческим интересом Воланд расспрашивал двух литераторов о религиозных взглядах москвичей: «Иностранец откинулся на спинку скамейки и спросил, даже привзвизгнув от любопытства: «Вы - атеисты?»).

Но, может быть, два разноцветных глаза Воланда имеют еще одно символическое значение - ярко выраженную «раздвоенность» сущности, наличие полярных по значению качеств, одними из которых являются черты всеведения и неведения.