Смекни!
smekni.com

М.М. Пришвин и Смоленщина (стр. 2 из 3)

В повседневной педагогической практике данная программа осуществлялась писателем с настойчивой последовательностью через содержание обучения.

Писатель начал изучение словесности с записывания вместе с детьми деревенских песен и сказок, свадебных обрядов и лесных поверий. Для этого он использовал знаменитый этнографический сборник Добровольского. Собранный материал классифицировался и изучался в классе.

М.М. Пришвин, опираясь на исторические труды Ключевского, составлял рассказы из жизни лесного и степного народа и проводил на их основе уроки словесности. Там же дети знакомились с древними обрядами и обычаями славян.

Программа по изучению родного края осуществлялась и другим путем - через экскурсии в музей усадебного быта. Ученики охотно посещали музей и слушали рассказы учителя о портретах Петровской эпохи, он им показывал диковинные вещи - «драгоценный бювар с колонками слоновой кости, всякие шифоньерки, шкафчик с французскими писателями XYIII века».

Среди экспонатов были охотничьи рога, картины, дуэльные пистолеты, ружья. Наличие этих музейных предметов подтверждается сохранившимся реестром шести предметов, возвращенных из смоленских запасников в марте 1921 года.

Родительский дом - начало творческой жизни

Родился Михаил Михайлович в 1873 году в селе Хрущево, Елецкого уезда, Орловской губернии, по старому стилю 23 января, по новому стилю 5 февраля.

Село представляет собой небольшую деревеньку с соломенными крышами и земляными полами. Двухэтажный деревянный дом стоял на высоком холме недалеко от живописных берегов реки Пальны.

Няня Евдокия Андриановна Севых была первой помощницей Мишиной матери: вела хозяйство в доме и делила с Марией Ивановной заботы воспитания детей. (Мария Ивановна Игнатова - мать Миши). Миша очень любил слушать нянины сказки. Читать Миша научился рано. Книги стали друзьями. Миша собирал ребят и увлекал их своими рассказами, недаром мать прозвала его «соловьем».

Отец Миши - Михаил Дмитриевич Пришвин - умер, когда Мише исполнилось семь лет, оставив заложенное имение, дом и кое-какие постройки - остатки конного двора. После смерти отца, Мария Ивановна стала для Миши самым близким и дорогим человеком.

Сложные годы учебы М.М. Пришвина

«Дорогие друзья мои, не забывайте никогда свои детские мечты, храните это дитя свое со всеми своими его задушевными мечтами...».

М. Пришвин

В 1883 году мать отвезла Мишу в Елецкую гимназию. В тогдашней российской школе временно торжествовали «унтер Пришибеевы» и «человеки в футлярах» - Беликовы. Елецкая классическая гимназия не была исключением.

Справедливости ради, следует сказать, что при всей натянутости, а затем и прямой враждебности отношений, какие сложились у гимназиста Пришвина с молодым учителем географии, последний был, пожалуй, единственным из педагогов, кто заметил незаурядную творческую одарённость мальчика и по-своему благословил его на будущие дерзания. Правда, сам Розанов вел свои уроки скучно, по казенной программе Деляновых и Толстых. Но однажды, когда Миша Пришвин принес в класс самодельную карту азиатского материка, Козел вдруг увлёкся, воодушевился и стал рассказывать о тайнах Азии. Эта лекция так увлекла и поразила Пришвина, что впоследствии, изгнанный Козлом из гимназии, он, пересекая в первый раз Уральский хребет, не может не вспомнить слова учителя: «Но все-таки хорошо, что это настоящая Азия, и своего достигаю. Та самая Азия - колыбель человеческого рода, и Урал - ворота, в которые вышли все народы Европы».

Еще в 1884 году Мишу оставили на второй год в первом классе.

В четвертом классе романы приключений сменяются на его рабочем столе трудами Бокля. Все зло мира сосредоточилось для Миши в учителе географии и он зло, дерзко нагрубил, за что был исключён из гимназии

У Миши был дядя по матери Иван Иванович Игнатов, крупный тюменский пароходчик. Подростка отправили к нему. Неожиданно сбылась мечта о путешествии в Азию. Конечно, это не была та страна Золотых гор и голубых бобров, что грезилась Пришвину в детстве. Напротив, чем дальше и в будущие годы путешествовал Пришвин по родной стране, чем лучше узнавал он дореволюционную Россию, тем дальше, казалось, отодвигалась прекрасная страна без имени, без территории. Однако горизонты Пришвина расширялись, конкретнее становились знания о жизни, глубже понимание действительности.

Иван Игнатов, сам учившийся, как тогда говорили, на медные деньги, благоговел перед наукой. В его огромном доме оказалась прекрасная библиотека. Шестнадцатилетний Пришвин жадно набросился на книги.

Окончив в Тюмени шестой класс, Пришвин уехал в Елабугу, сдал там экстерном экзамены за полный курс классической гимназии и осенью 1893 года поступил на химико-агрономическое отделение химического факультета Рижского политехнического института.

За связь с социал-демократической организацией, увлечение марксизмом, переводы книги А. Бебеля «Женщина и социализм» М. Пришвин был арестован и помещён в Лифляндскую губернскую тюрьму. В ней Пришвин пробыл с полгода, затем около полугода просидел в одиночной камере Елгавской тюрьмы. Следствие вёл товарищ прокурора Грусевич. В конце 1897 года состоялся суд. Пришвина, в числе восьми других арестованных студентов, приговорили к году заключения с последующей высылкой на родину. Предварительное лишение свободы было зачтено. Будущий писатель вышел на волю и вернулся в Хрущёво под гласный надзор полиции.

Одиночное заключение явилось для Пришвина экзаменом, который он выдержал с честью, но уже больше никогда не захотел повторить. Два года жизни в Хрущёво прошли в хозяйственных хлопотах. Агрономические познания младшего сына оказались весьма кстати. Но мать всё же хотела, чтобы Миша завершил образование. Ещё в июле 1898 года Пришвин написал прошение на имя директора Рижского политехнического института. В январе следующего года пришёл категорический отказ, подтверждённый департаментом полиции. А ещё через год, летом, уступая настояниям матери, выехал в Германию с целью поступления в Лейпцигский университет.

Пришвин целиком отдался учёбе. После нескольких месяцев занятий в Лейпцигской торговой школе он переходит в университет, куда его зачисляют с 18 апреля 1901 года. В течение летнего семестра 1901 года Пришвин слушает лекции Геккеля в Иенском университете. Резко меняется круг его чтения по философии. «Пролегомены» Канта и «Этика» Спинозы - только начало. Увлекают книги Фридриха Ницше «По ту сторону добра и зла» и особенно «Так говорил Заратустра».

Весной 1902 года Пришвин получил диплом агронома и вернулся на родину. Затем до 1905 работал агрономом в земстве; выпустил несколько книг и статей по сельскому хозяйству. В годы Первой мировой войны фронтовой корреспондент, после Октябрьской переворота жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье; вел педагогическую деятельность, занимался охотой и краеведением. В 1905 начал журналистскую деятельность.

Пришвин устраивается на работу по специальности в имении графа Бобринского на хуторе Балахонском Богородицкого уезда Тульской губернии. Не проработав года, Пришвин переезжает в Клинский уезд под Москву. Здесь он по поручению земства закупает по оптовым ценам кровельное железо, гвозди, сельскохозяйственные машины, орудия и продаёт всё это крестьянам, видя в своей посреднической деятельности реальную пользу для народа.

В 1903 году Пришвин женился на Евфросинье Павловне Смогалевой. Евфросинья Павловна была смолянкой, родом из Вельских лесов. Она знала и хорошо умела рассказывать множество сказок, помнила едва ли не все русские народные песни. Привычная к простому быту и суровой жизни, она мужественно делила с писателем его многотрудную, часто не устроенную судьбу.

Думая продолжать занятия агрономией и даже, как иронически вспоминал он в старости, стать приват-доцентом, Пришвин в 1904 году некоторое время работает в вегетационной лаборатории академика Д.Н. Прянишникова в Петровской (ныне Тимирязевской) академии в Москве. Но вскоре, однако, последовал переезд в Петербург, где Пришвин определяется литературным секретарём к чиновнику В.И. Риминьеву. По всей вероятности, это изменение было вызвано пробудившимся интересом к литературному творчеству. Видимо, столь же необходимым представляется ему и освобождение от обязательных, не оставляющих свободного времени научных занятий. Ни первый рассказ «Домик в тумане», ни ряд других опубликованы не были. И Пришвин снова возвращается к агрономии.

Теперь он работает на опытной сельскохозяйственной станции «Заполье» в г. Луге под Петербургом и одновременно сотрудничает в журнале «Опытная агрономия», пишет брошюры («Как удобрять поля и луга» и др.) и книгу «Картофель в полевой и огородной культуре». Все сильнее и осознаннее становится стремление к творчеству, к литературной работе.

Творчество как дело жизни

«Я писатель, который пишет свои книги как завещание о душе своей грядущим поколениям, чтобы ему самому непонятное они бы поняли и усвоили себе на пользу»

М. Пришвин

При всей «реалистичности» воспитания, полученного в хрущёвской усадьбе, Тюменском реальном училище, в революционном подполье и немецком университете, Пришвин по натуре, по мироощущению и даже, вернее, «мироисповеданию» остался романтиком. Он понимал всё им написанное, от дневников до романов, как единую книгу своей жизни.

Первый рассказ «Сашок» опубликовал в 1906г. Увлекшись фольклором и этнографией, много путешествовал.

Это было первой серьезной попыткой писателя осуществить свою давнюю мечту. Еще в 1905 году пришел он к редактору журнала «Родник» с предложением поехать от журнала «на Север, на Выгозеро» и написать «о мальчике, попавшем на Север», но получил иное творческое задание. «...Напишите просто очерки Севера», - посоветовал Альмединген.

Впечатлениями от европейского Севера продиктованы первые книги Пришвина - путевые записи - очерки «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908), которые помогли их автору оказаться в центре литературной жизни Петербурга. И это было Пришвинское «надо», а его внутреннее «хочется» осталось неудовлетворенным.