Смекни!
smekni.com

М.М. Пришвин и Смоленщина (стр. 3 из 3)

Более тридцати лет пишет М.М. Пришвин большой автобиографический роман «Кощеева цепь», окончательную редакцию которого завершает буквально за несколько часов до своей кончины.

Биографическая канва действительной жизни Курымушки - Алпатова-Пришвина почти полностью совпадает с жизнью Миши Пришвина, юного Алпатова - Пришвина и писателя М.М. Пришвина, автора романа.

В 1923 году М.М. Пришвин публикует в журнале «Красная новь» три «звена» романа: «Голубые бобры», «Маленький Каин», «Второй Адам».

Навеянные сказкой образы Марьи Моревны, Кощея Бессмертного уже встречались в книге «За волшебным колобком». Встречались нам и мотивы Пришвинской «творимой» сказки, в которой воплотились его детские подслушанные им в народе мечты о неведомой стране «За золотыми горами» или стране «Голубых Бобров», той стране, где каждый мечтатель, такой как Курымушка или его первый наставник в общении с природой Гусек, может «поймать своего белого перепела». Впервые образ Гуська появляется в рассказе «У горелого камня», который был опубликован в седьмом номере журнала «Аполлон» за 1910 год. Затем этот рассказ почти без изменений вошел главой в «Кащееву цепь».

В тот год, когда он только окончил вторую часть «Кашеевой цепи» и еще не думал о ее третьей части, он делает следующую запись в своем дневнике: «Я двадцать пять лет вынашиваю книгу для юношества, пробую и не могу до сих пор её написать. Все мои лучшие произведения являются этюдами к этой книге, которая должна в наше время заменить Робинзона. Язык этот, стиль, простейшая звериная и охотничья тематика явилась у меня исключительно под воздействием этого задания «Кащеева цепь» явилась, несомненно, под воздействием той же идеи. Происхождение этой идеи мне стало ясно после написания «Кощеевой цепи».

И тогда же он берется за работу над новым большим эпическим полотном. Начинает обдумывать, собирать материалы, пробует писать свой роман, получивший в последствии название «Осударева дорога».

Над «Осударевой дорогой» М.М. Пришвин с перерывами трудится без малого двадцать лет. Параллельно с этим романом он обдумывал и писал свои вещи. Так, были написаны сказка - быль «Кладовая солнца»( 1945г.) с героями детьми в центре повествования, затем задумана с теми же героями «Корабельная чаща» (1954г.)

В течение нескольких лет продолжительных напряженных поисков центральных героев задуманной повести, материалы которой в виде дневниковых записей и очерков «Северный лес» в основе своей были собраны в 1935 году, во время нелегкого путешествия на лодке по реке Пинеге, пешком и верхом на лошади в северных лесах между Вологдой и Архангельском.

В годы великой отечественной войны Пришвин написал рассказы о Ленинградских детях и «Повесть нашего времени».

Постоянная духовная работа Пришвина, путь писателя к внутренней свободе особенно подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках, где, в частности, дана правдивая картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинских репрессий, выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность. Проблема «собирания человека» ставится Пришвиным, которого во всей глубине только в конце 20 в. стал узнавать отечественный читатель, и в повести Мирская чаша, сопрягающей реформы Петра I и большевистские преобразования и рассматривающей последние как «новый крест» России и знак «тупика христианского мира».

Творческое наследие М.М. Пришвина

От первого произведения «В краю непуганых птиц» и до последнего «Корабельная чаща» - все книги М.М. Пришвина - итог неустанных поисков.

Написал он свое последнее крупное произведение - повесть-сказку «Корабельная чаща» в течение 1952-1953 годов, и окончательно закончил, уже, будучи тяжело больным, в последний месяц своей жизни.

Первого июля 1953 года, за полгода до смерти Пришвин пишет: «До сих пор я все боялся, что умру, и повесть останется недописанной. Теперь показался конец... Ничего, даже если что случится, теперь все намечено, и без меня допишут...».

В печати Михаил Михайлович успел увидеть главы своей повести. Они открывали его последнюю из вышедших при жизни книг, большой сборник рассказов и повестей для юношества — «Весну света». Главы шли под общим заголовком «Слово правды».

Тридцать первого декабря 1953 года, когда в качестве новогоднего подарка тяжелобольному писателю были доставлены ему домой сигнальные экземпляры его «Весны света», Пришвин с радостью принял этот подарок. «Дорогой друг» назвали мы в последствии книгу его посмертно опубликованных произведений, изданную уже к третьей годовщине со дня смерти писателя.

Он умер 16 января 1954 года, когда его повесть «Корабельная чаща» набиралась для опубликования в журнале «Новый мир», а затем отдельной книгой в издательстве «Советский писатель».

По моему мнению, М.М. Пришвин прост и полон как сама природа. Это полнота впечатления оттого, что писатель сам не мог наглядеться на мир, и каждый день жизни проводил в природе с таким вниманием к ней, как будто она и есть вся тайна и полнота жизни. Мне кажется, в своих произведениях Пришвин утверждает мысль о том, какими должны быть отношения человека и природы.


Заключение

«Пришвин - один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож - ни у нас, ни в мировой литературе. Может быть, поэтому существует мнение, что у Пришвина нет учителей и предшественников. Это неверно. Учитель у Пришвина есть. Тот единственный учитель, которому обязана своей силой, глубиной и задумчивостью русская литература. Этот учитель - русский народ...

Судьба творчеств Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954) довольно сложна. С одной стороны, многие произведения давно и широко известны и пользуются безусловным признанием читателей. С другой стороны, большая часть его литературного наследия была опубликована вдовой писателя В.Д. Пришвиной уже после его кончины, а публикация многолетнего дневника писателя в полном объёме начинается только в настоящее время. Сам же Пришвин, который одним до сих пор понимается как «певец природы», другим как философ, писал современно другом «Всё больше и больше овладевает мною мысль о каком-то хорошем месте моем в будущем сознании людей...» Кажется, он имеет в виду не только писательство, но и жизнь свою - соединяет и то и другое в неразделимое целое. Пришвин пытается осуществить в своей жизни и выразить в своём слове идею преображения бытия творчеством, идею обретения человеком той подлинной свободы личности, которую никто не может у него отнять. Практически осуществляя эту идею в жизнь, он одновременно пытался осознать те нравственные законы, которые ведут в свободе и творчеству.

Его судьба, его личность и написанные им книги вызывали от восхищения до полного неприятия. О нем писал Бахтин, его высоко ставил Казаков, Виктор Боков, очень ценил его Кожинов, говоривший о наступающем времени Пришвина. Резко отзывались о нем Платонов, Соколов-Микитов, Твардовский.

Недооцененный за редким исключением своими современниками, он верил и рассчитывал на понимание и любовь потомков, которые будут жить в ином, просветленном и преображенном мире, и не столь велика его личная вина, что история России пошла путем, не совпавшим с его предвидением, и птиц распугали все-таки зря.

В сегодняшней противоречивой ситуации духовный опыт Пришвина по-прежнему интересен. Колорит воспоминания придает сама его выразительная фигура, подлинная оригинальность его личностного опыта и писательской биографии. Свидетельства мемуаристов, современников Пришвина насыщены богатейшим фактическим материалом, воссоздающим тернистые пути его творческих поисков. Среди авторов сборника - П. Капица, А. Ухтомский, Ремизов и многие известные писатели, близкие и друзья Пришвина.

Незаурядная личность, самобытный талант, его целеустремлённость, поиск своего «Я» и развитие своего художественного таланта, писательского дарования - человек достойнейший подражания.

Народный учитель и агроном, географ - краевед и этнограф, опытнейший охотник, постигший тонкие профессиональные тайны искусства зверовода и ботаника, и прежде всего - замечательный художник слова, пытливо вглядывающийся в изменяющийся лик своей Родины - таким я представляю М.М. Пришвина.

Главный предмет изображения в произведениях М. Пришвина - отношение человека к природе. Произведения учат не только восхищаться красотой окружающего мира, но и утверждать её всюду и во всём, начиная с отношения к природе, труду, искусству и кончая поведением в быту, личной жизни, семье. В этом, прежде всего, заключается сила идейно-эстетического воздействия творений М. Пришвина на нашего современника, их значения для формирования нравственного и духовного облика каждого человека. Видеть природу и понимать её, охранять и приумножать её богатства, уметь трудится и любить свой труд - вот что привлекает меня в произведениях самобытного художника слова.

А читателей у него очень много. Выходят и моментально раскупаются его книги, его помнят в родном Ельце, в Тюмени, где он учился, в Карелии, по которой путешествовал, и не зарастает тропа к его дому в Дунине, где он жил последние годы.


Список использованной литературы

1. Будаев Д.И., Левитин М.Н., Истории Смоленска, 1992г.

2. Ершов Г., М.М. Пришвин. Очерк жизни и творчества. М., Гослитиздат, 1963 г.

3. Литровская С, За волшебным словом. Жизнь М.М.Пришвина. М., «Детская литература», 1964г.

4. Накамова М., Пришвин и Карелия. Критический очерк. Петрозаводск, Госиздат Карел. АССР, 1960г.

5. Пришвин М.М., Дневники 1920-1922 годов, М., 1996г.

6. Пришвин М.М., Собрание сочинений в 8-ми томах, М., 1982г.

7. Пришвин М.М., Собрание сочинений в 8-ми томах, М., 1982г.

8. Смирнов Н., Михаил Пришвин. Очерк жизни и творчества., М-Л., «Детгиз»,1953г.